Новости – Политика












Политика
«Купить чуть дороже металлолома»

Крейсер «Украина» на верфи в Николаеве. Фото: А. Сигниенко / segodnya.ua
Москва может купить у Киева недостроенный ракетный крейсер «Украина» за 1 млрд рублей; эксперты уверены, что он таких денег не стоит
6 сентября, 2013 15:38
4 мин
Вопрос о покупке Россией у Украины недостроенного ракетного крейсера так и остается открытым. Так в пятницу в агентстве «Интерфакс» со ссылкой на источник в военно-промышленной комиссии при правительстве была опубликована информация, что вопрос о покупке можно считать решенным.
«Договорились, что до конца года украинский крейсер будет достроен в интересах нашего ВМФ. Мы предложили за него один миллиард рублей. Это очень хорошая цена за недоделанный корабль, и если и будем ее корректировать, то только в сторону снижения», — сообщал источник «Интерфакса».
Позднее РИА «Новости», со ссылкой на свой источник в Минобороны, эту информацию опровергло.
«На последнем заседании подкомитета по безопасности российско-украинской межгосударственной комиссии Украина подтвердила готовность достройки и реализации корабля для Минобороны РФ, — сказал собеседник агентства. — В ответ на это предложение российская сторона обещала проработать вопрос в IV квартале 2013 года и проинформировать о конкретном решении».
Проект ракетного крейсера «Адмирал флота Лобов» (проект 1164 «Атлант», позднее был переименовал в «Украину». — РП) был разработан Северным конструкторским бюро в Ленинграде. Строительство началось в Николаеве летом 1984 года. Спустя шесть лет корабль был спущен на воду. Осенью 1993 года был выведен из состава российского военно-морского флота и перешел в собственность Украины. Он стоит на верфи судостроительного завода имени 61 коммунара в Николаеве. Из-за отсутствия финансирования достройка крейсера была прекращена. Зимой 1998 года президент Украины Леонид Кучма принял решение о достройке корабля, однако к ней так и не приступили. В 2000—2001 годах крейсер планировалось ввести в состав ВМС Украины, однако позже от этой идеи отказались. У Украины не оказалось ракет для комплекса «Базальт», которым крейсер должен быть оснащен.
«Эти ракеты стоят сегодня, наверное, больше, чем сам крейсер», — отметил тогдашний министр обороны Украины Михаил Ежель.
Летом 2004 года крейсер фактически сделали музеем: на него начали водить экскурсии. Украина пыталась продать крейсер Китаю и Индии, однако сделки не состоялись. В апреле 2005 года на переговорах в Москве министры обороны Украины и России решили не проводить достройку крейсера, посчитав, что потребности в этом корабле у вооруженных сил обоих государств нет. Сейчас он остается на балансе завода-изготовителя. Содержание крейсера обходится в 5 млн гривен (чуть больше 20 млн рублей. — РП) в год.
Разговоры о продаже крейсера России идут уже почти двадцать лет. Каждый раз стороны называют разные суммы сделки и степень завершенности работ на крейсере.
Так, например, в 1995 году цена крейсера составляла $ 720 млн. Украинская сторона уверяла, что техническая готовность крейсера оценивается в 96 %.
В мае 2010 года украинские чиновники заговорили о том, чтобы отдать России крейсер бесплатно, взамен заручиться договором о возможность строительства российских кораблей на украинских верфях. Главнокомандующий ВМФ России Владимир Высоцкий тогда пообещал к 2011 году изучить предложение Украины. Главком ВМФ отметил низкую готовность крейсера (в 50 %) и сообщил, что для его модернизации и ремонта России потребуется около 35 млрд рублей. Переговоры шли в «закрытом» режиме, тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков настаивал на бесплатной передаче крейсера. Подробности переговоров неизвестны, однако они завершились безрезультатно.
В апреле 2013 года снова заговорили о продаже Украиной России крейсера, он был оценен в 25 млн долларов. Осмотр корабля российскими специалистами с ОАО «Северная верфь» и ЦС «Звездочка» показал, что реальная готовность крейсера составляет не более 67 %. Во время переговоров предлагалось выплата за крейсер не деньгами, а поставками запчастей для техники советского производства, стоящей на вооружении ВС Украины.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, полагает, что покупать крейсер у Украины не стоит.
«Никто этот крейсер покупать не будет, тем более за такие деньги. Он устарел, не достроен, сейчас российскому флоту такие крейсеры уже не нужны. Просто Украине необходимо от него избавиться, у нее фактически не осталось флота, а крейсер висит у них на балансе, и они не знают, что с ним делать. А у России остались определенные амбиции», — рассказал он «Русской планете».
С Храмчихиным согласен независимый военный эксперт Прохор Тебин: «Украинский крейсер, конечно, не стоит тех денег, что озвучивают, его можно купить чуть дороже металлолома. Чтобы его модернизировать, установить более современное оборудование, вооружение, потребуется еще несколько миллиардов».
По мнению Тебина, покупка крейсера возможна, даже при невыгодных в финансовом плане условиях для России из политических соображений: «Эта сделка могла бы быть использована как мост в возобновлении военного сотрудничества двух государств, налаживании отношений».
Стоит отметить, что это уже не первый недостроенный советский корабль, который Украина безуспешно пытается продать. В 1993 году Украина предлагала России выкупить у нее крейсеры «Ульяновск» и «Варяг». Сделка не состоялась, в итоге «Ульяновск» пустили на металлолом, а «Варяг» продали китайцам по цене устаревшего истребителя.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости