Новости – Политика












Политика
«Мы находимся в среднесрочной стагнации»

Алексей Кудрин на пресс-конференции, посвященной итогам деятельности Комитета гражданских инициатив в уходящем году, в Москве. Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
Алексей Кудрин рассказал, как следует проводить пенсионную реформу, запустить рост экономики и намерен ли он сотрудничать с Ходорковским
23 декабря, 2013 19:06
7 мин
В понедельник в здании агентства РИА «Новости» прошла пресс-конференция бывшего министра финансов, а ныне председателя Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина. Он рассказал, что думает об экономической ситуации в России, о последних политических событиях страны и мира, о пенсионной реформе и амнистии.
Экс-министр начал с подведения итогов работы возглавляемого им Комитета гражданских инициатив (КГИ), который был создан в апреле 2012 года. Как он отметил, 2013-й был годом непростым и самым «противоречивым как в общественных, так и в экономических тенденциях».
По словам экс-министра, главная цель КГИ — это консолидация гражданского общества. Его создатели рассчитывали на то, что при поддержке комитета гражданские инициативы смогут выйти на новый уровень, получить должную поддержку и развитие.
«У нас не может быть развития при агрессивно молчащем большинстве, не участвующем в общественной жизни. Не может быть развития без активных и креативных граждан, которые готовы создавать новое, инвестировать. Наша задача была поддержать таких людей», — отметил Кудрин и добавил, что на сегодняшний день география проектной деятельности КГИ охватывает 53 российских региона.
Среди ряда успехов комитета Кудрин выделил влияние комитета на пенсионную реформу: «Мы предотвратили решение о полной отмене накопительной части пенсии. Для меня до сих пор остается загадкой то, что все предпринимательское сообщество было против отмены накопительной части пенсии, хотя они несут основную нагрузку — как работодатели. Экономический блок правительства также был против отмены накопительной части. Тем не менее эти решения уже практически приняты, граждане поставлены перед выбором: участвовать или в накопительной, или в распределительной части». По мнению Кудрина, государство не должно ставить граждан перед таким выбором.
«Я надеюсь, что накопительная составляющая будет более надежной, чем распределительная. У государства будет все меньше средств на пенсионную систему, и сохранять те параметры и ориентиры, которые объявлены, будет очень сложно. А накопительная часть останется на счетах и будет нарастать. Она будет увеличиваться в реальном выражении, с учетом процентов. Это будут реальные деньги, в отличие от виртуальных, которые государство обещает в распределительной части», — поделился своими прогнозами экономист.
Затем Алексей Кудрин перешел к оценке экономического развития страны по итогам уходящего года.
«Эти годы — как прошедший, так и будущий — будут самыми плохими годами с двухтысячного года, если не считать время кризиса. Они не просто плохие, то есть это не временные ухудшения. Россия попала в новую для себя тенденцию, связанную с отжившей старой моделью роста и отсутствием новых точек опоры. Новая модель не формируется активно. Пока этого не произойдет, мы находимся в среднесрочной или долгосрочной стагнации. К сожалению, я не вижу того, чтобы правительство осмыслило вызовы и предложило план выхода из стагнации и формирования новой модели экономики. Предпринимаются отдельные шаги, но общего видения пока нет», — рассказал экс-министр финансов, добавив, что сейчас идет период полуреформ и полумер, которые не способны изменить ситуацию к лучшему.
По оценкам Кудрина, в этом году экономический рост страны вряд ли превысит 1,5%: «Причем во втором полугодии рост снизился до 1,3%. Такая тенденция может сохраниться и на следующий год. И даже 2% роста в следующем году являются труднодостижимыми. Скорее всего, рост будет ниже».
По мнению Кудрина, в ближайшие годы не стоит ждать роста цен и на основной экспортируемый Россией продукт — нефть. По крайней мере докризисных темпов роста точно не предстоит. Связано это и с тем, что накопились большие резервы, и в целом с переходом экономик многих стран на энергосберегающие технологии, а также со снижением темпов экономического роста в целом по миру. Китай, например, планирует примерно 7-процентный рост в обозримом будущем, что существенно ниже, чем было в предыдущие десятилетия.
На вопрос корреспондента «Русской планеты» о том, что ждет россиян в экономическом плане в ближайшие годы и какие драйверы могли бы использоваться, Кудрин ответил, что одними драйверами тут не обойтись: «Это элемент краткосрочной или среднесрочной поддержки, потому что они будут работать буквально один год, а дальше скорее создавать отрицательный эффект. Я думаю, что у нас в стране, в рамках новой модели, мы должны понять, что наша производительность ниже, чем в других странах, а наши издержки в долларовом выражении достигли издержек наших конкурентов. А в части других факторов — логистики, обслуживания наших изделий, мы имеем худшие позиции. Необходимо снижение издержек по всем направлениям».
По словам экономиста, нужно задуматься и о торможении роста удорожания рабочей силы. В России, где уровень зарплат достигает 50% ВВП, можно говорить о неэффективности рабочей силы, а это серьезно ухудшает экономическое положение.
Придется сэкономить на социальных расходах. По мнению Кудрина, сегодня российская система соцподдержки остается полусоветской. Но, снижая расходы на эту составляющую, государство не должно действовать в ущерб малоимущим категориям населения.
«Сейчас в условиях снижения темпов роста и доходов в бюджетах, социальные расходы просто вытесняют все инвестиционные программы. 2013 год был годом вытеснения инвестиционных программ. В следующем году тенденция будет продолжаться. Мы должны ее остановить. Пока правительство к этому не готово», — сказал Кудрин. Он отметил, что этот вопрос особенно важен в условиях беспрекословного выполнения майских указов президента.
«Происходит выполнение всех указов президента ("майских указов". — РП) о существенном сокращении всех других инвестиционных программ. В некоторых регионах прогнозируется даже обнуление других программ. То есть важнейшие проблемы не будут решаться, потому что у всех есть ответственность по исполнению указов. Это приведет к увеличению долговой нагрузки субъектов. Я думаю, что к середине года мы почувствуем серьезную проблему в трети субъектов Российской Федерации. Они объявят, что не могут дальше двигаться по выполнению указов, а все другие программы у них обескровлены. Минфину придется искать средства. Я думаю, что дополнительная незапланированная поддержка регионов в этом году потребует от 300 до 400 млрд рублей. Но такая поддержка только заморозит ситуацию», — констатировал экономист. Помимо этого он отметил, что нужно снижать давление контролирующих органов на бизнес. Сейчас насчитывается около 50—60 контролирующих органов, которые просто тормозят развитие бизнеса и инвестиционного климата в стране.
«Некоторым временным драйвером роста мог бы быть анализ всего того, что делают госкомпании. Остановка роста инвестиций в стране, как ни странно, лежит на ответственности госкомпаний. Именно они сбросили объемы инвестиций. Они нарастили свои издержки быстрее, чем остальные компании, и делали это менее подконтрольно. Они живут не по сигналам с рынка, а по своим внутренним планам. Тем самым уменьшается рыночность и конкурентность в экономике. Получается, это долгосрочный источник риска, в том числе и с точки зрения инвестиций. Я бы видел среднесрочную и долгосрочную перспективу в реструктуризации госкомпаний, уменьшении доли государства, выводе их на рынок, чтобы они работали как все остальные. Подчинялись рыночным законам, инвестировались», — заключил Алексей Кудрин.
Но главными драйверами экономического роста, по его мнению, не являются какие-то традиционные механизмы и источники. Залог успеха может заключаться во внедрении новых систем управления, технологий, работы с рынком, оптимизация на всех процессах.
Закончив с экономикой, Алексей Кудрин поделился своим видением ситуации на Украине и отношением к оказанной ей поддержке Россией. Во-первых, как он отметил, все происходящее на Украине России небезразлично, а украинская экономика стагнирует еще сильнее.

Алексей Кудрин на пресс-конференции, посвященной итогам деятельности Комитета гражданских инициатив в уходящем году, в Москве. Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
Акции сторонников евроинтеграции в Киеве. Фото: Сергей Долженко / ЕРА / ИТАР-ТАСС
«Я поддерживаю меры по поддержке Украины, несмотря на то, что они несколько дороговаты для России. Мы частично покрываем недоработку правительства Украины. Получается, что мы не ставим даже условий никаких, судя по заявлениям. Мы должны представлять, из каких ресурсов будут возвращаться эти средства. Если эти средства сейчас будут направлены на проедание, то через два года нужно будет формировать абсолютно такой же транш», — обрисовал ситуацию экс-министр. Также он рассказал, что его больше волнует мера по снижению цен на газ для Украины. «Цены на газ должны быть рыночными для всех. Платить будут и акционеры "Газпрома", включая частных», — подчеркнул Кудрин и добавил, что в такой ситуации государству целесообразнее было бы давать льготный кредит таким странам, которые хотят покупать газ по заниженным ценам. В противном случае капитализация «Газпрома» просто снижается, что вряд ли положительно отразится на экономике страны.
Кудрин выразил свое согласие с тем, что при оказании помощи Украине были задействованы средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ). «Риски определенные есть, но Россия, определив временный период как по газу, так и по ФНБ, по сути, перевела Украину на короткий поводок, и дальше условия рефинансирования и продления будут жестче», — отметил он.
Главным политическим событием года Алексей Кудрин назвал амнистию Михаила Ходорковского.
«Я приветствую это решение президента, освобождение Ходорковского. Я тоже высказался за это решение еще год назад. Мне трудно что-то добавить. Я с удивлением видел эту операцию выдворения. Ходорковский также считает, что его "попросили"», — поделился Кудрин и напомнил о туманной перспективе третьего дела против Ходорковского, которое он считает абсурдным.
«Ключевыми факторами его освобождения стало то, что он подписал бумагу или заверил, что он не будет заниматься политикой и возвращением своих активов. Мне кажется, что это решает все проблемы. Если еще он будет проживать вне России, то он не создает никаких сложностей для внутренней политики, не создает экономических угроз России. В данном случае власти получают от этого позитив и закрывают тему. Мне кажется, своевременно и очень удачно», — сказал Кудрин.

Михаил Ходорковский. Берлин, 22 декабря 2013 года. Фото: Михаил Почуев / ИТАР-ТАСС
Михаил Ходорковский. Берлин, 22 декабря 2013 года. Фото: Михаил Почуев / ИТАР-ТАСС
Ходорковский заявил о том, что собирается заняться правозащитной деятельностью. У Кудрина в связи с этим спросили, готов ли он сотрудничать с экс-главой ЮКОСа.
«Было бы очень хорошо, если бы он в этом направлении работал. Мы готовы в том числе и с ним сотрудничать. Но сложно предугадать, как сложится его судьба. Будет ли он этим руководить вне России или сможет вернуться», — коротко ответил Кудрин, отметив, что у Ходорковского есть и необходимый опыт, и авторитет для общественной деятельности.
Спросили у политика и об амнистии, приуроченной к двадцатилетию Конституции. Кудрин сказал, что сожалеет о том, что не все фигуранты «болотного дела» попали под амнистию.
«Я считаю, что они должны попасть. Я разделяю мнение, что нельзя поднимать руку на полицейского в любой ситуации, просто нельзя. Но то наказание, которое уже фактически осуществлено за время их нахождения в СИЗО, является уже непропорционально высоким за то, что они сделали. В этом я согласен с реально достаточно справедливыми упреками в адрес правоохранительной системы», — сказал Кудрин.
В конце разговора бывший министр финансов коснулся темы «утечки мозгов». На вопрос о том, что делать с этой проблемой, Кудрин поделился своими соображениями.
«Научные люди очень чувствительны к обстановке в обществе. Я очень опасаюсь, что некоторые тенденции, которые я бы отнес к элементам архаизации, могут спугнуть в очередной раз научную общественность. Если мы говорим о том, что науку нужно поддерживать, то это тот самый креативный класс. Он должен чувствовать себя очень комфортно в обществе. Сейчас, мне кажется, это недооценивается. В результате реформы РАН, у нас уже идет отток кадров из России. Им там предлагают более ясные перспективы. Даже те формальные институты, которые действовали, рассыпаются. Будут ли созданы новые — вопрос», — резюмировал Алексей Кудрин.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости