Новости – Политика
Политика
Кудрин хочет вернуться в большую политику
Экс-министр финансов, председатель комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин. Фото: Михаил Макрушин / РИА Новости
Заявления бывшего министра финансов о возможном переносе президентских выборов имеют двойное дно
18 июня, 2015 19:22
10 мин
18 июня днем информационные агентства с пометкой «срочно» опубликовали сенсационную, но в то же время несколько странную информацию. Итак, бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин считает, что для подтверждения мандата на проведение структурных реформ российские власти могли бы пойти на досрочные выборы президента, как ранее в этом году сделал Казахстан, проведя досрочное голосование и переизбрав на пост главы государства Нурсултана Назарбаева.
«Структурные реформы ― это не просто написать хороший документ. Нужна политическая воля, нужна команда, нужен президент, который все эти точки разделяет», ― заявил Кудрин в ходе Петербургского международного экономического форума.
Вроде ничего особенного, но у политиков, экспертного сообщества и СМИ это заявление вызвало неподдельный интерес и желание как-то отреагировать. «Возникает подозрение: такая хаотичная попытка перенести выборы без причины свидетельствует лишь о том, что эксперт, пытающийся стать политиком, пиарится, ― считает Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации. ― Это, конечно, подозрение, но оно крепнет по мере осмысления данного предложения. Мне кажется, что Кудрин в какой-то степени сейчас идет по пути КПРФ, которая стала забрасывать Государственную думу экстравагантными предложениями с целью привлечь к себе потенциального избирателя».
Предвыборная агитация к выборам президента России 4 марта 2012 года
Предвыборная агитация к выборам президента России 4 марта 2012 года. Фото: Замир Османов / ТАСС
Однако есть вполне компетентные мнения, поддерживающие позицию Алексея Кудрина. «Я считаю, что подобная инициатива может быть рассмотрена, ― рассуждает Григорий Добромелов, исполнительный директор Института политических исследований, ― поскольку экономические и политические риски нарастают и, очевидно, надо выводить оппонентов из комфортной ситуации по подготовке к 2018 году, стараясь добиться того, чтобы их сценарий по неким оранжевым событиям был упрежден оперативным асимметричным ответом со стороны России».
Примерно в этом же ключе развивает тему профессор МГУ Андрей Ашкеров. По его словам, нынешнее гиперспокойное состояние может быть затишьем перед бурей. Ничто так не расслабляет и не притупляет бдительность, как уверенность, что никогда ничего не изменится.
«Это ощущение возникает от состояния полной и бесповоротной победы. 85% голосующих за президента кажутся вечными, плюс выход 500 тысяч человек в рамках мероприятий 9 мая. Все это вселяет надежду, что наступило царство безмятежности и ничего не изменится. Эта надежда всегда обманчива. Не надо делать никаких политических телодвижений, и все будет бесконечно. Вот это может стать условием поворота или переворота политической реальности, той самой реальной политики, в которую так хочет погрузиться Кудрин. Не знаю, понимает ли он это. Думаю, он не меньше склонен к самоуспокоенности, но то, что он осведомлен больше, чем рядовые граждане, это точно. И, соответственно, может делать какие-то предложения, зная ситуацию», ― отметил Ашкеров.
Предположения о том, что Алексей Кудрин этой речью хочет добиться чего-то для себя лично, звучат в комментариях многих экспертов.
Короче всех в этом отношении высказался Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации: «Кудрин решил напомнить о своем существовании: он тоже хочет в президенты! Причем раньше всех ― уже в следующем году. Решил всех опередить, шельмец». Эту тему мы еще продолжим. Потому что самым главным в реакции экспертов было желание разобраться в предложении бывшего министра финансов с практической, сугубо прагматической точки зрения.
«Я не понимаю сразу нескольких вещей. Первое. Какую программу реформ предлагает Кудрин вынести на такой публичный уровень? ― недоумевает Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии. ― Если свою традиционную программу, которая предполагает сокращение денежной массы, выведение доходов в иностранные ценные бумаги, перераспределение доходной части от регионов к центру, отказ от стимулирующей промышленной политики и так далее, то совсем непонятно, с какой стати население такую программу реформ будет поддерживать на всенародных выборах. А если оно будет ее поддерживать, то получается, что Кудрин предлагает делать это ценой растраты политического капитала президента».
Эксперт приводит довольно убедительные доказательства своей позиции. По его мнению, президент обладает доверием в силу каких-то других факторов. Он заработал на этом свой большой политический капитал ― и вдруг он должен потратить этот большой политический капитал на какие-то прихоти Кудрина, на очень непопулярные его представления об экономическом управлении.
«Второй вопрос ― зачем вообще президенту для проведения экономических реформ нужен какой-то дополнительный карт-бланш в виде выборов, ― продолжает Ремизов. ― У президента есть карт-бланш на проведение трансформаций, особенно после Крыма. У него есть карт-бланш радикальной трансформации внутренней экономической и кадровой политики. А вот применит его он или нет ― это другой вопрос. Притом что я вижу заметную направленность на проведение внеочередных выборов, особенно по казахстанскому примеру. Наивно думать, что и у нас возникнут такие же факторы, которые могут заставлять задумываться об этом сценарии. Но, как мне кажется, тема экономических реформ к ним не имеет никакого отношения», ― уверен Михаил Ремизов.
И вот опять о личном. Как-то растерял Алексей Леонидович доверие многих наблюдателей. «Вообще я к подобному роду заявлений, а особенно господина Кудрина, отношусь с большой настороженностью. Это во-первых, ― начинает свой монолог Александр Гусев, директор Института стратегического планирования и прогнозирования. ― А во-вторых, я абсолютно убежден, что никакого переноса выборов, тем более президента, быть не должно: человек должен отработать положенное количество лет и спокойно выйти на выборы. Спешности здесь особой нет. Так же как и по переносу думских выборов. Я абсолютно убежден, что делать это категорически нельзя. Если мы являемся правовым государством, подобного рода переносы свидетельствуют либо о непрофессионализме людей, которые озвучивают это, и в частности господина Кудрина, либо о том, что мы еще не совсем зрелое государство с точки зрения международного права. Установили срок, допустим, пребывания президента в шесть лет. Это же Дума установила, какой тогда перенос? А куда его еще переносить? Это же все коллективно обсуждалось. Я даже к единому дню голосования отношусь отрицательно. Кто сказал, что люди, приходящие на муниципальные выборы, обязательно придут на голосование в Думу? А к высказываниям и тем более предложениям таких уважаемых господ, как Алексей Леонидович Кудрин, я отношусь отрицательно».
Все вольно и невольно возвращаются к теме необходимости связки выборов и проведения реформ. Эксперт продолжает: «Ничто не мешает принять новую программу без проведения выборов. Вот надо бы Кудрину задать вопрос: а когда он был министром финансов ― его назначали ― ничего не мешало? Вы проводите реформы ― принимайте программы, работайте по ним. А причем тут выборы? Это вообще попахивает чем-то дурным. Какой-то непонятный вброс. А проще говоря, дезинформация. Такое впечатление, что нужно сейчас поставить в тупик. Они и так замучены выборами, а мы тут давайте двигать думские выборы и вот теперь президентские выборы. Губернаторы не дорабатывают свои сроки. Что это за чехарда такая? Это что за правовое государство такое, что объявляют выборы, а потом переносят сроки? Я категорически против этого. Категорически».
Мы говорили, что многие наблюдатели видят личные мотивы в петербургском выступлении Алексея Кудрина. Андрей Ашкеров отмечает, что если идти по простому пути, то можно вспомнить об амбициях господина Кудрина стать премьером — об этом многие и долго рассуждали. Думаю, такие планы он долго вынашивал и вынашивает, и, соответственно, его сегодняшнее заявление можно трактовать в русле этих планов. Но есть и другой аспект этого заявления, более важный, более значимый. Он связан с тем, что для того, чтобы политическая система не опрокидывалась сама собой, ее надо опрокидывать руками тех, кто эту систему возглавляет; чтобы избежать революций ― нужно осуществлять революции.
«Думаю, что Кудрин понимает это, безусловно видит себя главным агентом такой управляемой революции и компромиссной фигурой для оппозиционных сред, с одной стороны, и того самого морально-политического большинства, которое тщательно и бессистемно пестовалось на протяжении последних трех лет. Поэтому его предложение ― это и есть эти два аспекта. С одной стороны ― это амбиции премьера и вообще амбиции возвращения в реальную политику, но на своих условиях. Не на условиях работы в правительстве, в прежнем качестве министра финансов. И это амбиции еще и такого спасителя Отечества, который устроил бы всех и имел бы перспективы стать президентом. Фактически своим сегодняшним заявлением Кудрин обозначил тайное желание подсидеть нынешнего президента Путина. Думаю, кстати, что логика подсиживания, офисная, ему очень близка. Типически он очень походит под образ такого офисного сидельца, который пользуется моментом».
Но, на взгляд Андрея Ашкерова, личные мотивы не только еще глубже, чем можно было бы предположить, но и выше его амбиций: «Безусловно, у Кудрина есть желание не только вернуться в реальную политику, не только стать премьером, но и передаточным звеном между нынешней политической системой и какой-то другой, той, что будет гораздо более удобна для западных партнеров. Совершенно очевидно, что нынешняя политическая система для Запада неудобна. И тут мы наблюдаем интересный эффект, когда компрадорская буржуазия, ради которой вся эта система создана, потеряла всякий контакт с Западом и не играет в системе западных отношений, экономических прежде всего, никакой роли. И она хотела бы играть большую роль, она хотела бы получить какие-то возможности у Запада. Возможности, которые дают только холопам, ни на какие другие эта буржуазия не претендует. Но, тем не менее, и эти возможности сейчас отсутствуют. Кудрин выступает как контрагент этой компрадорской буржуазии. И очень бы хотел снова превратиться в полноправного холопа западных государств».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости