Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

Крах перемирия в Донбассе: кто виноват и что делать?

Фото:
Фото: Alexander Rekun/Global Look Press
Режим тишины оказался недолговечным из-за безответственности сторон конфликта и пробуксовки Минска-2
Александр Кочан
27 июля, 2021 12:33
8 мин

Год назад между ополчением Донбасса и Украиной начал действовать «режим всеобъемлющего прекращения огня». Бессрочный характер объявленного перемирия дал робкую надежду на то, что силовой сценарий разрешения конфликта уйдёт с повестки дня.

Однако проблемы с выполнением договорённостей начались уже в августе, а в сентябре появились первые погибшие. К концу 2020 года обстановка на линии соприкосновения в Донбассе вернулась к привычному состоянию, которое характеризуется постоянными стычками и обстрелами населённых пунктов.

Формально режим всеобъемлющего прекращения огня продолжает действовать, но о необходимости его соблюдать практически никто не говорит. Как и раньше, в регионе продолжают погибать военные и гражданские.

«Русская планета» попыталась разобраться в причинах краха бессрочного режима тишины.

Проваленный экзамен

Договорённость об установлении режима всеобъемлющего прекращения огня была достигнута 22 июля 2020 года на заседании Трёхсторонней контактной группы (ТКГ) в режиме видеоконференции.

Заключению сделки предшествовало некоторое потепление российско-украинских отношений, которое наблюдалось с приходом к власти Владимира Зеленского. Украинский президент договорился с российским лидером об обмене заключёнными и встретился с ним на саммите нормандской четвёрки в Париже, в ходе которого была подтверждена безальтернативность Минска-2.

Правда, оттепель продлилась недолго и к июлю 2020 года отношения между Москвой и Киевом изрядно деградировали. Тем не менее на тот момент ещё сохранялась инерция от предыдущего поступательного движения, и Зеленский до конца не отказывался от образа президента-миротворца.

Фактически перемирие стало последним шансом на улучшение отношений, своеобразным экзаменом на готовность к диалогу.

Текст договорённостей от 22 июля не был опубликован, но, по информации мониторинговой миссии ОБСЕ, он действительно предусматривал полный отказ от применения любых типов вооружения и форм силового воздействия. Например, помимо огнестрела, запрещалось применять беспилотники, возводить фортификации, проводить какие-либо операции и передвижения, которые могут быть восприняты как провокация.

«Под наступательными действиями следует понимать какие-либо попытки изменить позиционное размещение войск, которое сложилось на момент принятия данного заявления, включая дополнительное инженерное оборудование позиций, и/или любое продвижение или перемещение вооружённых лиц в сторону противника, в том числе в целях проведения разведывательных или диверсионных действий», — говорилось в заявлении представителя председателя ОБСЕ на Украине и в ТКГ Хайди Грау.

Отдельно в соглашениях содержался запрет на размещение тяжёлого вооружения в населённых пунктах и их окрестностях, в первую очередь на объектах гражданской инфраструктуры.

Любые споры должны разрешаться через механизм Совместного центра по контролю и координации режима прекращения огня (СЦКК), в состав которого входят офицеры ВСУ и представители ополчения. Если попытка разрешить проблему не удалась, то по приказу руководящих органов сторон конфликта разрешается открывать ответный огонь.

Выполнение договорённостей от 22 июля позволяло номинально решать все ключевые проблемы безопасности в Донбассе — постоянные провокационные полёты БПЛА, активное использование снайперов, строительство дополнительных укреплений на линии соприкосновения, удары из артиллерии со стороны населённых пунктов.

Более 40 дней в регионе царила тишина, что воспринималось как огромное достижение, в том числе лично Зеленского. Конечно, наблюдатели ОБСЕ фиксировали массу мелких нарушений, но в Донбассе не открывался огонь, не гибли солдаты и гражданские.

Тем не менее ещё в августе ополчение посетовало на то, что Киев блокирует работу координационного механизма СЦКК. В начале сентября ВСУ понесли первые боевые потери в Луганской области и столкнулись с ультиматумом главы ДНР Дениса Пушилина, который пригрозил уничтожить инженерные сооружения, которые возвели украинцы.

Удар по фортификациям так и не был нанесён, но жёсткое требование Пушилина отчётливо говорило о том, что механизм разрешения споров не работает, а ситуация будет только обостряться. В октябре наблюдатели ОБСЕ почти ежесуточно фиксировали уже десятки нарушений с применением оружия.

По данным властей Украины, с 27 июля на линии соприкосновения погибли 45 украинских военнослужащих, 150 человек получили ранения. Народные республики подобную статистику не предоставляют. Однако, по информации ООН, в 2020 году в Донбассе погибли 8 мирных жителей и ещё 62 получили ранения. Почти все потери гражданского населения произошли на территориях народных республик.

Если верить сообщениям, поступающим от штаба Операции Объединённых сил (ООС) и властей ДНР/ЛНР, то с весны 2021 года практически ежедневно наблюдаются обстрелы позиций и населённых пунктов. Стороны обвиняют друг друга и открывают ответный огонь.

Кроме того, в Донбассе сохранилась практика не признаваться в применении миномётов, запрещённых Минском-2. ВСУ и народные республики постоянно списывают потери от обстрелов на минные поля и неосторожное обращение с боеприпасами.

Технические и политические факторы

Одна из причин краха режима перемирия, которая находится на поверхности, заключается в слабости СЦКК. До конца 2017 года там работали российские военнослужащие. Не без труда, но они оказывали влияние на командование АТО/ООС и ополчение.

Киевские власти не скрывали раздражение от присутствия в зоне конфликта российских военных, хотя они не имели оружия и знаков отличия. Нашим офицерам создавались невыносимые условия работы. В итоге Москве пришлось свернуть мониторинговую миссию и нынешний СЦКК невозможно назвать работоспособной структурой, так как украинцы попросту отказываются от взаимодействия с ополчением.

Важным техническим фактором деградации режима тишины стало отсутствие практики привлечения к ответственности военнослужащих, которые открыли огонь, запустили БПЛА и допустили иное провокационное действие. Стороны не проводят расследований и не наказывают виновных.

При этом мандат миссии ОБСЕ не предусматривает публикацию обвинительных заключений, хотя анализ отчётов наблюдателей вполне позволяет сделать выводы о том, кто первый устроил провокацию и насколько соразмерным был ответный огонь.

В России принято обвинять в нарушении режима прекращения огня бывшие добровольческие формирования, которые формально влились в МВД и Нацгвардию Украины. Конкретных доказательств зачастую не приводится, а информация ополчения по понятным причинам носит однобокий характер.

Впрочем, скорее всего, на стороне Киева действительно продолжают воевать получившие погоны радикалы.

Фактическое прекращение перемирия в Донбассе в очередной раз свидетельствует о том, что этнотерриториальные конфликты не могут быть разрешены путём механического отвода сил и строгих запретов на применение оружия. Меры в области деэскалации должны обязательно подкрепляться шагами в сфере политического урегулирования.

В случае Донбасса — это Минск-2, предполагающий следующую цепочку шагов — полное прекращение огня, вывод иностранных формирований, внесение изменений в конституцию Украины, проведение местных выборов и передача Киеву неподконтрольных участков границы.

С 2020 года украинская дипломатия открыто говорит о неприемлемости отдельных пунктов и последовательности их выполнения. Иными словами, Киев требует пересмотра соглашений от 12 февраля 2015 года. В Кремле категорически против, а Европа, как всегда, воздерживается от чёткого артикулирования своей позиции.

В таких условиях необходимо либо делать обеспечение режима тишины самоцелью дипломатических усилий, либо идти на существенные взаимные политические уступки. Иначе в Донбассе останется ситуация, при которой будет сохраняться высокий риск возобновления масштабных боевых действий.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
8 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ