Новости – Политика
Политика
«Конституция воспринимается как рекомендация»
Конституция Российской Федерации образца 1993 года. Фото: Юрий Абрамочкин / РИА Новости
Фонд конституционных реформ Олега Румянцева разработал пакет поправок в основной документ
10 декабря, 2013 13:15
3 мин
В пресс-центре «Интерфакса» во вторник, 10 декабря прошла презентация доклада Фонда конституционных реформ о перспективах конституционного развития, в котором содержатся рекомендации госорганам по развитию Конституции РФ. В пресс-конференции принимали участие президент этого фонда Олег Румянцев, адвокат Евгений Данилов, руководитель Центра конституционной истории Станислав Станских, эксперт по избирательному праву Комитета гражданских инициатив Аркадий Любарев.
В ходе презентации была представлена сокращенная версия предварительных тезисов доклада и инициативные проекты новых глав Конституции РФ («Гражданское общество», «Избирательная система и референдумы» и «Парламентский контроль»). Полная версия доклада будет опубликована в 2014 году в журнале «Конституционный вестник», который предполагается направить в органы государственной власти РФ.
— Две трети нашего доклада занимают три инициативные главы. Наша цель — создать условия для общественного согласия, понять, как нам дальше развивать конституцию, — пояснил президент Фонда конституционных реформ Олег Румянцев.
Олег Румянцев был одним из инициаторов конституционной реформы в России. С июня 1990 года он — ответственный секретарь Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР, руководитель рабочей группы Конституционной комиссии.
Он напомнил, что написанная в 1993 году конституция создавалась как основной документ переходного периода, который после стабилизации ситуации в стране будет «поправлен» и доработан. И, по мнению главы Фонда конституционных реформ, момент внесения корректировок настал: «У нас двадцать лет был переходный период, которым Ельцин и его команда объясняли нам особенную форму устройства власти. Сейчас время переходного периода прошло. Россия стоит перед серьезными вызовами в экономической и политической сферах. Чтобы их встретить достойно, нужно создать соответствующие конституционные условия, которые основаны на парламентском и общественном контроле. И, самое главное, на общественном участии, как в управлении делами государства и общества, так и говоря об общественном развитии вообще».
Согласно тексту доклада, на сегодняшний день изменения в конституцию вносились в обход широкой общественной дискуссии и основывались на «верхушечных договоренностях в правящей элите». Так, в конце 2008 года срок полномочий президента был изменен с четырех до шести лет, что «внесло ухудшающее изменение в такой механизм ответственности главы государства, как выборы». Также на год был увеличен срок полномочий Госдумы и введена форма ежегодной отчетности правительства перед Государственной Думой.
Осенью 2013 года внесенные президентом для укрепления правового пространства поправки упразднили Высший арбитражный суд, а также расширили рычаги кадрового влияния президента на прокуратуру.
Все эти изменения конституции, как сказано в докладе, усиливают положение президента. Также упоминается, что некоторые эксперты, имена которых не указываются, считают, что такие поправки нацелены на предоставление возможности установления режима персоналистской власти и дестабилизируют властные отношения в пользу президента. Отсутствие же конституционных рычагов рассматривается некоторыми специалистами как фактор, сдерживающий развитие России.
В итоге особый статус президента и слабость полномочий парламента порой нивелируют регуляционные положения конституции и допускают монополизацию власти, создавая условия для дефицита политической конкуренции.
В поддержку этого утверждения на пресс-конференции высказался и адвокат Евгений Данилов: «У нас сейчас складывается некое впечатление, что власть все больше становится тайной. Вчера был опубликован указ президента (постановление о законопроекте об амнистии. — РП), который для всех оказался неожиданностью. На мой взгляд, это показатель того, что правительство и президент принимают многие решения келейно».
В докладе также приводится цитата из послания Конституционного суда Верховному Совету от 5 марта 1993 года, в котором отметается, что «кризисное состояние конституционной законности вызвано не столько несовершенством самой конституции, сколько игнорированием ее положений государственными властями». На сегодняшний день часть экспертов Фонда, такие как Станислав Станских, полагают, что состояние конституционности в России оценивается как кризисное.
Также в докладе упоминается, что российские суды не всегда основывают и обосновывают свои решения конституционными положениями. А продолжают «мыслить категориями советского позитивизма», когда конституция воспринималась не как первостепенный закон, а как рекомендация.
Несмотря на то что участниками экспертного доклада был выявлен ряд ошибок в основном документе, который «допускает его неясность и делает его нелогичным, искажает его замысел», большинство экспертов считают первостепенной задачей процесс модернизации конституции через включение новых глав в документ и уточнение уже существующих. Среди последних названо рассмотрение Конституционный судом соответствия ряда федеральных законов о порядке пользования недрами и использования природной ренты. Это могло бы быть конституционным положением о социальном государстве (статья 7) и об использовании природных ресурсов как основе жизни и деятельности народов (статья 9(1)). Еще одна глава, которую, по мнению Румянцева, надо внести в конституцию, — это ограничение чрезмерного вмешательства федерального законодателя в порядок проведения региональных местных референдумов.
При этом, как отмечает Румянцев, большинство членов Клуба конституционных реформ считают путь созыва Конституционного собрания для пересмотра конституции несвоевременным и неверным: «На сегодняшнюю конституцию было положено слишком много жертв, и ее следует не пересматривать, а просто уточнять и пополнять новыми механизмами. Пересматривать — это дело крайне опасное».
Также, как указано в докладе, «нужны конституционные гарантии осуществления контроля за фактами злоупотребления властью, казнокрадства, законодательного попустительства массовому выводу сверхдоходов из-под российской юрисдикции, и других явлений, ведущих к углублению социального раскола в обществе». Существование этой проблемы признает и председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.
— Мы считаем, что нашему обществу нужно готовиться к третьему пакету поправок в конституцию, в котором мы как раз предлагаем три новые главы основного документа. Для этого нужно, чтобы и государственная власть с пакетом поправок свыклась, и общество его узнало. Поэтому мы бы хотели, чтобы на ближайшие несколько лет эта тема стала обсуждаема в обществе и профессиональной среде, — заключил Румянцев.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости