Конармия. Почему войска России не отказались от лошадей?
На полигоне «Кара-Хаак» в Тыве стартовали занятия военнослужащих, которые ещё совсем недавно можно было назвать «необычными» или «уникальными». Речь идёт о первом этапе международного армейского конкурса «Конный марафон». Сейчас в нём участвуют военнослужащие Казахстана и Узбекистана.
«В ходе соревнований участникам предстоит преодолеть водную преграду и участок с минно-взрывным заграждением, организовать конный дозор с разведкой целей, имитирующих живую силу противника на маршруте протяжённостью около 30 км, организовать водопой для животных и выполнить перевозку вооружения и боеприпасов из очага поражения», — сообщается на странице Минобороны РФ в Facebook.
Конная тяга
Последние годы в вооружённых силах РФ стало уделяться больше внимания содержанию и развитию подразделений, передвигающихся на лошадях. Казалось бы, кавалерия давно ушла в прошлое, но в реальности использование коней по-прежнему актуально.
С античных времён лошадь выполняет функции транспортного средства и атакующей (штурмовой) единицы, то есть непосредственно участвует в боевых действиях. Вплоть до Второй мировой войны (ВМВ) без лошадей было невозможно представить ни одну армию мира — животные перевозили людей, различные грузы, артиллерийские орудия и боеприпасы.
Естественно, для выполнения обеих задач люди старались применять разные породы лошадей. Скакуны больше подходили для проведения быстрых и манёвренных атак, а приземистые коренастые кони — для долгих переходов к театру военных действий (ТВД), подвоза оружия и боеприпасов.
Значение лошади в войсках стало резко снижаться в 1920-1930-е годы с бурным развитием автомобильной техники. У людей появились более-менее сносные танки, бронемашины, грузовики и легковые вездеходы. Однако от лошадей никто из пребывающих в здравом уме не спешил полностью отказываться.
К началу ВМВ была плохо отработана тактика применения и процесс обслуживания автомобильной техники. Она была прихотливой — часто ломалась, требовала постоянного подвоза горючего и далеко не везде могла пройти. Ощущался острый дефицит механиков в войсках.
Достаточно сказать, что с 1935 года в каждом военном округе нацистской Германии действовали кавалерийские полки и ездовые школы для подготовки офицеров и унтер-офицеров. Конечно, кавалерию не готовили для ударных задач, хотя на её вооружение были высокоэффективные по тем временам пулемёты MG-34 (Maschinengewehr 34).
Немцы использовали конные части для разведки и удовлетворения транспортных нужд. В 1939 году из более 50 дивизий Третьего рейха моторизованными были только 10. В период польской кампании зафиксировано даже несколько сражений на лошадях.
Ситуация для вермахта поменялась только после оккупации Чехословакии и Франции и с налаживанием там массового производства автомобилей и бронетехники. Однако и в последующие годы кавалерия вермахта сохраняла большое значение как средство обеспечения действий основных группировок войск.
В Красной армии от кавалерии не отказывались по тем же причинам, что и в нацистской Германии. Для СССР в принципе большой проблемой была моторизация войск. Вплоть до самого конца войны перевозка артиллерии и боеприпасов осуществлялась конной тягой.
Кроме того, кавалерия не утратила полностью своего значения как ударной силы. Например, в августе 1939 года в сражении за Халкин-Гол комкор Георгий Жуков (руководил тогда 1-й армейской группой) успешно применил монгольскую кавалерию.
В ходе контрудара по японцам конные части прикрыли фланги наступающих советских танковых колонн. Жуков, как обычно, сильно рисковал, предпринимая такой нестандартный ход, но по итогу смог доказать возможность слаженного применения кавалерии, моторизованных частей, авиации, артиллерии и пехоты.
В 1950-е годы от использования коней в качестве транспорта отказались почти все ведущие военные державы мира. Однако, воздавая дань труду лошади и следуя армейским традициям преемственности, в Соединённых Штатах кавалерийские части сохранили своё исконное наименование. В СССР пехотные и кавалерийские формирования превратились в мотострелковые.
Незаменимый помощник
Использование лошадей в современных армиях мира продиктовано прежде всего необходимостью действовать на труднодоступных территориях — узких горных тропах, лесистой, болотистой и сложно-пересечённой местности, что весьма актуально для нашей страны.
Конь намного медленнее автомобиля и уступает ему по «грузоподъёмности», однако он может пройти там, где по-прежнему вязнет любая техника. Животное остаётся незаменимым помощником и способно перевозить около 150 килограммов груза.
Из открытой информации следует, что Россия держит конные части на Северном Кавказе и в Южной Сибири. В частности, конные подразделения существуют в мотострелковых и Воздушно-десантных войсках. Конная подготовка включена в программу подготовки курсантов Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища.
Тренировки с применением лошадей проходят в России во все времена года. Чаще всего отрабатываются марш-броски на расстояние до 130-150 км, визуальная разведка, преодоление естественных и искусственных преград, минирование и разминирование, метание гранат и стрельба верхом на коне.
Помимо передвижения в условиях бездорожья и в горах, преимущества лощадей заключены в относительной бесшумности, что даёт скрытность действий. Правда, такой эффект сработает только с противником, не имеющим современных средств разведки. Как вариант, это могут быть бандформирования.
В структурах МВД лошади нужны для охраны заповедных зон и разгона беспорядков — даже самый агрессивный человек испугается надвигающегося на него коня.