











Китай возмущен национализацией «Мотор Сич» на Украине. Чем ответит – санкциями или признанием Крыма?

Президент Украины Владимир Зеленский поставил точку в вопросе национализации завода «Мотор Сич»: принадлежащий китайским инвесторам завод окончательно переходит в собственность украинского государства. Соответствующий указ появился сегодня на официальном портале президента Украины. Данные меры продиктованы необходимостью «защиты национальных интересов государства в сфере авиационных двигателей». Против покупки завода китайскими компаниями активно выступали США, а госсекретарь Майк Помпео в августе советовал Владимиру Зеленскому приостановить продажу завода.
«Подлый и бесстыдный фарс» - так назвал решение о национализации компании «Мотор Сич» Ду Тао, президент компании Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment. В интервью информационному агентству «Украинские новости» инвестор заявил, что украинские власти «утратили человеческий облик, пытаясь понравиться иностранным хозяевам». По словам господина Тао, это уже пятое злонамеренное действие подобного характера на Украине в отношении китайских компаний.
Запорожский завод «Мотор Сич» выпускает авиационные двигатели для самолетов и вертолетов – как гражданских, так и военных. После развала СССР «Мотор Сич» оказался единственным стратегическим объектом Украины, перешедшим в частную собственность. Им владел Вячеслав Богуслаев, бывший депутат Верховной Рады, который еще с советских времен был генеральным директором «Мотор Сич».
Основным потребителем продукции завода была Россия. Однако после 2014 года Киев ввел эмбарго на продажу оборонной продукции в нашу страну. Для завода наступили тяжелые времена: экспорта нет, зарплату рабочим платить нечем, а модернизировать предприятие на тот момент не представлялось возможным. Тогда Богуслаев решил заключить меморандум с китайскими инвесторами – не напрямую, а через семь офшорных компаний. Китайцев очень интересовали не сколько сами двигатели, сколько технологии и права на их разработку.
Учитывая противостояние между Китаем и США, американцы не могли допустить передачи столь ценных военных технологий в руки своего геополитического противника. Ведь Китай получил бы возможность не только значительно усилить свою авиацию, но и экспортировать созданные при помощи этих технологий виды вооружения в третьи страны, например, в Иран.
Сделка по продаже завода состоялась в 2017 году. А в январе СНБО заморозил активы ряда офшорных компаний, через которые и был приобретен «Мотор Сич». Кроме того, под санкции попали несколько китайских бизнесменов, которых связывают с Skyrizon. Несмотря на то, что формально компания Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment считается независимой, в США уверены: она подконтрольна китайским властям.
Китай не будет сидеть сложа руки, уверены эксперты. Например, вполне возможна смена статуса по Крыму – с нейтрального на какой-либо другой: на это недвусмысленно намекает недавняя делегация во главе с членами Пекинской экспортно-импортной комиссии в Крым - «для налаживания партнерских отношений». Кроме того, Украине грозит как минимум многомиллиардный иск за разрыв сделки, не считая репутационных потерь. И, наконец, ухудшение отношений между Пекином и Киевом может серьезно осложнить и без того непростую экономическую ситуацию на Украине.
Интересно, что президент ПАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев поддержал национализацию предприятия. По его словам, «надо кончать бардак», а китайские партнеры надежд не оправдали, поскольку нарушили украинское законодательство и не инвестировали должным образом в развитие завода.