











Китай оставили без запорожских двигателей

Президент Украины Владимир Зеленский ввёл в действие постановление Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) от 11 марта 2021 года, которое предусматривает переход 100% акций АО «Мотор Сич» (Запорожье) под контроль государства.
Киев мотивировал такой шаг «неотложными мерами по защите национальных интересов государства в сфере авиационных двигателей». Позднее по ходатайству СБУ Шевченковский районный суд Киева арестовал всё имущество запорожского предприятия.
Собственность АО «Мотор Сич» временно перешла в управление Национальному агентству Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений.
«Речь идёт не только о судьбе одного предприятия, а о том, насколько государство способно защитить собственные интересы. Ведь сохранение украинского «Мотор Сич» — вопрос национальной безопасности», — пояснил ситуацию глава СБУ Иван Баканов.
При этом официально отрицается, что одна из крупнейших в мире двигателестроительных компаний подлежит обязательной национализации. Как отметил ранее секретарь СНБО Алексей Данилов, предприятие «будет возвращено в собственность украинского народа».
Скорее всего, это очередное лукавство Киева. Формулировка Данилова означает либо фактическую национализацию, либо передачу собственнику в лице государственных ведомств или аффилированных с государством юрлиц.
Киев окончательно лишил Китай надежды сохранить хотя бы часть купленных ранее акций двигателестроительного гиганта. Напомним, в 2016-2017 годах корпорации КНР Skyrizon Aircraft, Hong Kong Skyrizon, Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment и Beijing Xinwei Technology Group приобрели более половины акций «Мотор Сич».
Столь высокий интерес к запорожскому предприятию был продиктован вполне прагматичными причинами — «Мотор Сич» является обладателем уникальных технологических решений в сфере авиационного двигателестроения.
Запорожское предприятие — это настоящий алмаз в высокотехнологичном секторе дряхлеющей украинской экономики. Во многом благодаря умелому управлению со стороны генерального директора и бывшего основного собственника Вячеслава Богуслаева «Мотор Сич» относительно благополучно пережил 1990-е годы, сохранив статус мирового флагмана в области авиационного и морского двигателестроения.
Коммерческая и политическая деятельность Богуслаева позволила не разбазарить мощнейший научно-технологический задел, оставшийся после развала СССР. Более того, запорожцы разработали целую линейку новых и модернизированных двигателей.
Чёрная полоса для «Мотор Сич» началась после разрыва военно-технических отношений с РФ в 2014-2015 годы. Запорожцы лишились главного рынка сбыта и важного партнёра по производственной кооперации. Богуслаев неоднократно сокрушался из-за потери российского рынка, хотя и не считал эту ситуацию критичной.
КНР с бурной развивающейся авиастроительной и морской индустрией являлась до 2014 года вторым импортёром продукции «Мотор Сич». Хитрые китайцы решили воспользоваться финансовыми трудностями предприятия и предложили Богуслаеву сделку, от которой он, видимо, не смог отказаться.
Её условия не раскрываются, но в итоге она привела к концентрации в руках компаний КНР контрольного пакета акций. Одновременно с этим в Поднебесной развернулось строительство нового двигателестроительного завода. На Украине поползли слухи о том, что Пекин, ставший главным владельцем «Мотор Сич», собирается вывезти из Украины станки и лучших инженеров. Сам Богуслаев называл эти разговоры «глупостью».
«Завод строим не мы, а китайцы. Сейчас они хотят купить стенды под этот двигатель МС-500В-02C. Они строят самолёты для других компаний. Под эти самолёты хотят собирать двигатели», — говорил он в интервью РБК в 2018 году.
По словам Богуслаева, китайские инвестиции позволят «Мотор Сич» войти на богатый рынок КНР. Здесь топ-менеджер явно лукавил, так как запорожцы уже давно освоили рынок Поднебесной.
Учитывая глубоко укоренившуюся у китайцев практику охоты за технологиями, можно предположить, что инвесторы Поднебесной намеревались «приватизировать» технологический фундамент «Мотор Сич» и нанять высококвалифицированные кадры для работы в Китае. Скорее всего, запорожские активы в недалёком будущем превратились бы в филиалы главного офиса и производственного центра, расположенного в КНР.
Однако вряд ли коррупционная постмайданная власть стала бы препятствовать вывозу технологий и разграблению алмаза своей промышленности (есть основания полагать, что Пекин заблаговременно «поделился» с администрацией Петра Порошенко).
Ситуация с приватизацией «Мотор Сич» кардинально поменялась после вмешательства Соединённых Штатов, которые при Дональде Трампе взяли курс на борьбу с технологическим, экономическим и военным усилением КНР. Под давлением американцев в 2017 году СБУ заблокировала сделку по запорожскому предприятию.
В 2021 году Киев предпринял дальнейшее наступление на права китайских акционеров. На этот раз украинские власти рассчитывали снискать благоволение Джо Байдена, который не стал менять антикитайский курс предшествующей администрации.
Власти КНР и оставшиеся не у дел собственники подали иски в международный арбитраж на сумму в 3,6 млрд долларов и призвали Киев немедленно восстановить сделку. Ещё одним предупреждением стала поездка китайских бизнесменов в Крым, состоявшаяся в середине марта.
Потенциальных рычагов влияния на Украину у Пекина предостаточно, учитывая статус первого торгово-экономического партнёра. Гипотетически КНР может ограничить ввоз основных импортных товаров — украинской руды, сельхозпродукции и тех же авиадвигателей, разорив множество предприятий Украины.
В Киеве, наверное, это понимают и пытаются не скатиться в конфронтацию с Пекином. С одной стороны, Владимир Зеленский и его окружение стараются не обострять отношения с Пекином, не выступая с резкими заявлениями, но с другой — Украина явно ищет возможность добиться своеобразной награды у США за проявленную лояльность по вопросу «Мотор Сич» и, возможно, вписаться в лагерь западных стран, которые формируют антикитайскую коалицию.
Кстати, судьба самого предприятия, видимо, мало кого интересует. Ситуация для запорожской компании значительно ухудшится, если она останется в руках украинского государства, то есть не найдёт инвестора. При этом обиженный на Киев Китай, скорее всего, прекратит закупку украинских двигателей, либо сократит объём импорта.
В России принято заступаться за права китайских инвесторов. По крайней мере именно в такой тональности выдержаны сообщения федеральных СМИ относительно разбирательств вокруг «Мотор Сич».
Однако от украино-китайской ссоры и деградации запорожского двигателестроения наша страна в целом выигрывает. На самом деле России, как и США, не выгодно технологическое укрепление Поднебесной в сфере двигателестроения.
У наших ведущих предприятий, освоивших весь цикл производства большинства агрегатов «Мотор Сич», есть шанс частично заменить запорожскую продукцию для Поднебесной. Велика вероятность, что Китай будет покупать больше двигателей в РФ, либо войдёт с нашей страной в кооперацию.
Помимо чисто коммерческого аспекта, перекачка технологий из «Мотор Сич» в КНР противоречит интересам Москвы в геополитической сфере. По существу, Поднебесная замахивается на мировое господство и обретение суверенитета в двигателестроении можно назвать важным элементом становления китайский сверхдержавы.
Если бы Китай «скачал» технологическую базу «Мотор Сич», то получил бы простор для практически беспрепятственного развития военно-морских сил, армейской и транспортной авиации.
Сейчас великодержавные амбиции Пекина в значительной мере сдерживает сохраняющаяся технологическая зависимость от иностранных высокотехнологичных предприятий.
Почему России невыгодно стремительное усиление Китая, «Русская Планета» уже неоднократно писала.
С большой вероятностью в новой реальности геополитической реальности Москве будет уготована роль младшего союзника КНР. Нашей стране гораздо выгоднее играть на противоречиях Запада и Пекина, не связывая себя обязательствами с Китаем, но сохраняя с ним тёплые отношения.