Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

Как Россия и Украина уничтожают наследие великого Олега Антонова

Самолет Антонов
Фото: Blu-raystats.com
Самолёты великого авиаконструктора стали жертвами политических разборок Москвы и Киева
Алексей Капустин
4 февраля, 2021 11:54
9 мин

7 февраля исполнится 115 лет со дня рождения прославленного советского конструктора Олега Константиновича Антонова, создателя уникальной линейки военно-транспортных самолётов.

Антонов появился на свет 7 февраля 1906 года в деревне Троица Подольского района Московской области в семье инженера-строителя. Мальчик с детства интересовался техникой и механизмами, много читал, проводя время в библиотеке отца; конструировал воздушных змеев и модели бумажных самолётиков.

В 1923 году Антонов начал работать в Саратовском отделении Общества друзей воздушного флота, где создавал планеры. В 1924 году за проектировку летательного аппарата ОКА-1 «Голубь» получил дипломом за оригинальную конструкцию. Его первая серьёзная разработка была представлена на Вторых Всесоюзных испытаниях планеризма в Крыму.

В 1925 году молодой инженер поступил на кораблестроительный факультет отделения гидравлической авиации Ленинградского политехнического института. После окончания вуза он начал работать в планеростроительном заводе в Тушино (Москва), где быстро дорос до главного конструктора.

От «Кукурузника» до «Мрии»

До перевода в Киев Антонов успел поработать в ОКБ Яковлева, на заводе №465 в литовском Каунасе, на предприятиях Москвы и Тюмени. В 1946-1948 годах он также был директором Сибирского научно-исследовательского института авиации. А в мае 1946 года Антонов возглавил собственное конструкторское бюро авиастроения в Новосибирске (ДБ-153).

Его первым полноценным детищем является сельскохозяйственный самолёт ША, который после запуска серийного производства получил обозначение Ан-2 «Кукурузник». Успех этого биплана был просто ошеломляющим. Его выпуск был развёрнут на заводах в Киеве, Долгопрудном, Китае и Польше.

В общей сложности из цехов вышли порядка 18 тысяч единиц Ан-2 в различных модификациях. Ан-2 производился вплоть до 2002 года и, как ни странно, во вступившей в НАТО Польше. Самолёт использовался для самых разных нужд, в том числе военных — из него десантировались военнослужащие и перебрасывались грузы

В 1952 году Антонов и почти вся его команда перебрасываются из Новосибирска в Киев, где им пришлось практически с нуля создавать конструкторское бюро и производственные мощности. Также КБ пополнилось выпускниками из институтов Харькова, Москвы и Ленинграда.

По поручению правительство СССР специализацией предприятия Антонова стала разработка военно-транспортных, грузовых, пассажирских и многоцелевых самолётов. И надо сказать, что с этой задачей конструктор блестяще справился.

В 1950-е и 1960-е годы КБ Антонова разработало широкий спектр региональных и транспортных самолётов. Вторым после Ан-2 алмазом гениального конструктора стал Ан-12, который серийно производился в Киеве, Воронеже, Иркутске и Ташкенте.

Эта военно-транспортная лошадка впервые поднялась в воздух 16 декабря 1957 года, но до сих пор находится на вооружении России, Украины, Белоруссии и Узбекистана. Помимо перевозок грузов и личного состава, самолёт мог производить бомбометание и вести огонь из двух 23-мм пушек.

В середине 1960-х годов взошла звезда первого в мире сверхтяжёлого широкофюзеляжного транспортного самолёта Ан-22 «Антей» грузоподъёмностью в 80 тонн. Эта воздушная платформа установила 41 мировой рекорд и внесла огромный вклад в повышение мобильности советской армии.

Правда, создание этого гиганта было невозможным без появления самого мощного в мире турбовинтового авиационного двигателя НК-12. Данная силовая установка была разработана советским конструктором Николаем Кузнецовым на основе утёкших в СССР немецких технологий.

Ещё один хит Антонова — это военно-транспортный самолёт Ан-26 грузоподъёмностью 5,5 тонн. Эта машина поднялась в воздух 21 мая 1969 года и по-прежнему активно эксплуатируется ВСУ и российской армией. Армия Китая использует фактическую копию этого аппарата под брендом Xian Y-7.

Вершиной конструкторского успеха Антонова стал сверхтяжёлый Ан-124 «Руслан» грузоподъёмностью 120 тонн (по данным киевского предприятия — до 150 тонн). Это крупнейший в мире серийный военно-транспортный самолёт и потрясающая по красоте машина

Впрочем, почти все детища Антонова отличались невероятным изяществом и спустя десятилетия смотрятся ультра современно. Как говорил сам создатель: «В авиации особенно заметна взаимосвязь технического совершенства с красотой».

Антонов скончался от инсульта 4 апреля 1984 года. После его смерти и до распада СССР киевское КБ под руководством Виктора Толмачёва разработало непревзойдённый Ан-225 «Мрия» («Мечта») для проекта многоразового космического корабля «Буран», ещё одного величайшего творения советской авиакосмической отрасли.

Разорванная кооперация

Самолёты марки «Ан» по праву считались одними из лучших в мире благодаря своей мощи и неприхотливости. Они всерьёз конкурировали с крупнейшими зарубежными корпорациями — американским Boeing, французским Airbus и бразильским Embraer.

Однако могущество КБ Антонова начало стремительно таять после распада СССР. Причина заключалась не только в экономической депрессии на всём постсоветском пространстве. В мире сильно упал спрос на военно-транспортную авиацию из-за масштабного сокращения военных расходов, а в гражданском самолётостроении компетенции «антоновцев» были не настолько глубокими, чтобы конкурировать наравне с западными гигантами.

Ситуация начала меняться в лучшую сторону лишь с оживлением экономики России. Как только Кремль стал вкладывать деньги в армию, ГП «Антонов» тут же получил первые крупные контракты.

Практически вся продукция выпускалась в кооперации с РФ. Чаще всего украинские инженеры занимались разработкой и производством части комплектующих, а сбор самолётов осуществлялся на российских заводах. Например, Ан-124 производился на ульяновском авиастроительном заводе «Авиастар-СП» до 2004 года с использованием примерно половины украинских комплектующих, включая двигатели.

Также у двух государств было немало планов по созданию и изготовлению новых типов военно-транспортных машин, но ни один из проектов из-за политических потрясений так и не был полностью реализован. России и Украине удалось лишь выпустить небольшую партию новых пассажирских лайнеров Ан-148, причём в ущерб отечественному ПАО «Туполев» (Ан-148 был разработан на замену регионального узкофюзеляжного Ту-134)

Однако настоящим ударом для киевского ГП «Антонов» и всего наследия великого конструктора стал разрыв военно-технических отношений между Россией и Украиной. В 2014-2015 годах страны прекратили все контакты, а недостающие комплектующие теперь поставляются контрабандой.

Такая ситуация поставила на грань выживания конструкторскую школу «Антонова». С момента Майдана Украина не собрала ни одного серийного самолёта! Предприятие спасает лишь деятельность одноимённой авиакомпании, которая получает хорошие деньги за грузовые перевозки.

После потери российского заказа перспективы развития ГП «Антонов» стали крайне сомнительны: зарубежный рынок давно поделён, интерес со стороны иностранных инвесторов отсутствует, а внутренние потребности Украины совсем невелики, чтобы поддержать предприятие и уникальную конструкторскую школу.

В непростой ситуации оказалась и Россия. Хотя надо отдать должное: в нашей стране, видимо, понимали неизбежность краха сотрудничества с прозападной Украиной и потому за несколько лет до событий 2013-2014 годы власти начали понемногу инвестировать в проекты ПАО «Ил».

Да, российская компания по-прежнему не в состоянии предложить новую высококачественную продукцию, в основном оживляя и модернизируя свои старые проекты. Однако в среднесрочной перспективе их реализация позволит заместить устаревающие по планеру «антоновские» машины лёгкого и среднего класса.

Тяжелее всего для России будет проходить обновление парка сверхтяжёлой авиации. Напомним, наша страна является основным эксплуатантом Ан-124, которые входят в авиапарк грузовой компании «Волга-Днепр», ВКС России, 224-го лётного отряда.

Россия вряд ли сможет самостоятельно (без помощи и согласия Киева) перезапустить производство Ан-124. Гипотетической заменой этому самолёту является проект Ил-106 ПАК ТА (перспективный авиационный комплекс транспортной авиации), но новостей о ходе его реализации нет

К сожалению, нет пока и двигателя для машины такой размерности. Хотя, возможно, что над Ил-106 работают, ориентируясь прежде всего на сроки создания новой отечественной силовой установки ПД-35, то есть на перспективу второй половины 2020-х годов.

Сложившаяся ситуация с наследием Антонова не может не удручать. Россия вынуждена отказываться от эксплуатации этих машин, а Киев усердно вколачивает гвозди в крышку гроба непревзойдённой авиастроительной школы, умудряясь ещё называть родившегося в Подмосковье Антонова «великим украинским конструктором».

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
9 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ