Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

Истребитель пятого поколения – тупиковый путь

Т-50 во время показательного выступления на международном авиасалоне МАКС-2011 в Жуковском. Фото: Владимир Астапкович / ИТАР-ТАСС

Александр Храмчихин о том, как в мире будет развиваться боевая авиация

31 мая, 2013 05:01
6 мин
Многоразовые и одноразовые беспилотные аппараты (под одноразовыми подразумеваются крылатые ракеты) станут играть все большую роль в войнах будущего, это четко видно уже сегодня. Находившиеся до последнего времени на первых ролях пилотируемые боевые самолеты практически подошли к пределу своего развития. Причин этому несколько.
Во-первых, самолеты становятся все более дорогими и сложными в изготовлении и обслуживании. Это сокращает круг стран, способных создавать современные боевые машины, а также ограничивает количество самих самолетов в составе ВВС большинства стран мира. Например, сегодня все НАТО (28 стран, включая США) имеет меньше боевых самолетов, чем было у одних США в конце 80-х. По этой же причине крайне болезненной становится потеря даже одного самолета.
Во-вторых, удорожается и подготовка летчиков. Все выше становятся требования к ним с точки зрения технической и физической подготовки, интеллектуального уровня и психологической устойчивости. Соответственно, подходящих кандидатов становится все меньше, к тому же они, как правило, могут претендовать на гораздо более высокие доходы в гражданском секторе (хотя бы в гражданской авиации), где, к тому же, гораздо меньше риск. Опять же, потеря даже одного летчика оказывается крайне болезненной.
В-третьих, изжила себя сама концепция боевого самолета в его нынешнем виде. Развиваться и совершенствоваться больше практически некуда. Более того, все нынешние технологические изыски в рамках концепции сетецентрической войны очень полезны, но абсолютизировать их нельзя. Хотя бы потому, что высокоточность оружия и ситуационная осведомленность летчика повышают эффективность использования боевого потенциала, но не сам потенциал. Даже если достичь максимальной эффективности «один боеприпас – одна пораженная цель» (что само по себе почти нереально), все равно нельзя поразить больше целей, чем в боекомплекте самолета имеется ракет и бомб.
Таким образом, фактор качества ни в коем случае не может отменить фактора количества. Можно представить себе, например, ситуацию боя двух американских истребителей 5-го поколения F-22 против 20 китайских истребителей 2-го поколения J-7. Даже если американские самолеты с большой дистанции собьют 10-12 китайских самолетов, оставшиеся сумеют сблизиться на дистанцию визуальной видимости, на которой уничтожат оба «Рэптора» просто за счет превосходства в количестве самолетов и ракет малой дальности при примерно одинаковой маневренности и меньших геометрических размерах J-7. При этом потеря двух F-22 будет гораздо более болезненной для США, чем утрата 10-15 J-7 для Китая.
F-55 Raptor. Фото: EPA / ИТАР-ТАСС
Вообще, как показывает американский опыт, вся концепция истребителя 5-го поколения, как минимум, весьма сомнительна, как максимум, она оказалась тупиковой. F-22 в ВВС США имеется всего 187 штук (вместо планировавшихся изначально 750), при этом они призваны заменить F-15А-D, коих было суммарно 893, а сейчас осталось 255. При этом F-22 только по одному параметру имеет над F-15 действительно подавляющее превосходство – по цене: 300-400 млн. долларов за штуку против 30-50 млн. При этом ракет «воздух-воздух» (причем тех же самых AIM-120 и AIM-9) F-22 несет в 1,5 раза меньше, чем F-15. Считается, что F-22 гораздо более живуч благодаря своей невидимости, но и на выживаемость F-15, хотя в нем нет ничего «стелсовского», никаких жалоб не было, нет ни одного подтвержденного факта потерь этого самолета в воздушных боях, хотя он прошел через множество войн. И это не говоря об очень серьезных проблемах с кислородной системой «Рэптора».
Впрочем, F-22 хотя бы принят на вооружение. С легким F-35 ситуация еще хуже. Для замены F-16, А-10, F/А-18А-D и AV-8 предполагается выпустить 1763 едиинц F-35А для ВВС, 260 палубных F-35С для авиации ВМС, 80 таких же F-35С и 340 F-35В (короткий взлет, вертикальная посадка) для авиации морской пехоты. Однако данная программа столкнулась с серьезными техническими проблемами, ведущими к откладыванию начала массового производства, а, главное, со стремительным ростом цены. Изначально предполагалось, что F-35 должен быть дешевле, чем F-16, однако еще до начала производства он стал, как минимум, вдвое дороже даже самых современных вариантов F-16 и в 5-6 раз дороже того первоначального F-16, дешевле которого его предполагалось сделать. Кроме того, крайне сложно представить, что дорогостоящий, не имеющий конструктивной защиты F-35 может реально заменить простой, дешевый, бронированный штурмовик А-10 в качестве самолета, работающего непосредственно над полем боя под огнем ПВО противника. Радиолокационная малозаметность F-35 в данном случае будет бесполезна, поскольку в оптическом диапазоне он прекрасно виден.
В данный момент построены по 27 F-35А и В, 5 F-35С, однако оперативной готовности они достигнут не раньше, чем через 3-4 года. Правда, этот самолет надежнее, чем F-22: пока не был потерян ни один F-35, а «Рэпторов» разбилось уже 4, но последний и эксплуатировался гораздо интенсивнее. Самое же главное, как было сказано выше, в непомерно высокой цене F-35. В итоге в морской авиации США уже явно задумываются над тем, чтобы вообще отказаться от F-35 в пользу испытанного F/A-18E/F и боевого беспилотника Х-47В.
J-31. Фото с сайта china-defense-mashup.com
Испытания в Китае истребителей J-20 и J-31 вызвали чрезвычайно большой интерес за рубежом. Если судить по их внешнему виду, они являются истребителями 5-го поколения: первый – как бы аналог F-22, второй – F-35. При этом хорошо известно, что китайские двигатели даже 4-му поколению не вполне соответствуют, есть также большие сомнения, что всем параметрам машин 5-го поколения соответствует китайская авионика. Следовательно, перспективы двух этих самолетов не совсем ясны. С другой стороны, учитывая описанный выше невеселый американский опыт, Китаю может оказаться вполне достаточно пары тысяч машин 4-го поколения (лет через 8-10 у него будет именно столько). С этим количеством истребителей его ВВС выйдут на первое место в мире. В США производство F/A-18E/F (уже почти закончившееся) и, тем более, F-35 не покрывает списания F-15, F-16 и ранних модификаций F/А-18.
И уж тем более в России закупки Су-35С никак не смогут компенсировать списания Су-27 и МиГ-29. Ситуацию не исправит и запуск в серию Т-50, даже если он состоится. Китай обойдет и США, и Россию количественно, практически не уступая качественно. При этом средний возраст китайских истребителей будет значительно ниже, чем у американских и российских.
В России легкого истребителя 5-го поколения, судя по всему, нет даже в проекте, что, возможно, и к лучшему. Т-50 предполагается закупить то ли 60, то ли 150 штук. Первая из этих цифр вообще напоминает пародию: какие задачи можно решать таким количеством самолетов? Но и 150 тоже ненормально мало. Ради этого количества не стоит вкладывать в проект огромные деньги. Здесь будет точно тот же эффект, что и с F-22: для малых войн этот самолет будет избыточен по качеству, для больших – недостаточен по количеству. Если машину делают только для того, чтобы показать, что «мы не хуже людей» (американцев), то это довольно глупо, при этом чрезвычайно затратно. Видимо, это уже поняли наши индийские партнеры, которые явно начинают терять интерес к совместному проекту истребителя 5-го поколения FGFA, созданному на базе Т-50.
Несмотря на все описанные обстоятельства, в обозримом будущем отказ от пилотируемой авиации невозможен, поскольку БПЛА еще очень далеки от совершенства. Особенно это относится к области истребительной авиации. В настоящее время ни в одной стране авиаконструкторы не способны создать беспилотный истребитель, поскольку такой аппарат не будет обеспечен устойчивой связью с наземным КП в боевых условиях и/или программой, обеспечивающей его автономные действия в современном воздушном бою.
Дальнейшие перспективы развития пилотируемой боевой авиации, по-видимому, таковы.
Разведывательная, а затем и ударная (по крайней мере, штурмовая) авиация будут во все большей степени становиться беспилотной, это в значительной степени обеспечено уже сегодня. Исключение составит стратегическая авиация, в которой, скорее всего, будет происходить увеличение боевой нагрузки самолетов, превращающихся в перевозчиков все большего числа КРВБ. Это, однако, касается всего 2-3 стран (США, РФ, Китай). Собственно, КРМБ и КРВБ будут во все большей степени становиться (наряду с боевыми БПЛА) заменителем ударной пилотируемой авиации.
Штурмовая авиация для противопартизанских войн пойдет по пути максимального упрощения. Штурмовики будут создаваться на основе не только учебных, но и легких спортивных самолетов (яркий пример – американский «воздушный трактор» АТ-802). Возможно, из подобных машин уже в ближайшем будущем наиболее мощные частные военные компании начнут формировать собственные ВВС. Что касается специализированных противотанковых штурмовиков, то, не исключено, что единственными машинами этого класса навсегда останутся А-10 и Су-25.
В развитии класса истребителей возможны три пути. Первый – дальнейшее техническое усложнение, переход от 5-го поколения к 6-му и, возможно, к гиперзвуковым беспилотным машинам. Второй – бесконечное совершенствование 4-го поколения. Третий – путь упрощения, возврат к предыдущим поколениям, хотя и с заимствованием технологий 4-го и даже 5-го.
О препятствиях на первом пути было сказано выше. Беспилотный гиперзвуковой истребитель представить сегодня крайне сложно, хотя, разумеется, соответствующие работы будут продолжаться. Обсуждение конкретного облика подобных машин и, тем более, сроков их принятия на вооружение (если оно вообще когда-то произойдет) сейчас представляет собой чистую спекуляцию.
Второй путь является самым простым, но не менее тупиковым. Тем более, здесь тоже все сильнее начинает сказываться удорожание и усложнение машин. Тем не менее, именно по нему будет идти большинство стран, поскольку этот путь является инерционным. Не исключено, что мы увидим какие-нибудь F-16G block 125 или Су-27 поколения 4++++, он же Су-41. До каких пор можно выжимать последние ресурсы из самолетов, созданных в 1970-е – 80-е гг. – вопрос интересный. В наиболее выигрышном положении оказываются европейцы и китайцы. Европейские «Тайфун», «Рафаль» и «Гриппен» созданы позже американских и российских машин, соответственно, выжимать из них соки можно дольше (шведы уже «берут третью производную» от своего «Гриппена»). Правда, европейцы выпускают слишком мало самолетов (суммарно менее 1 тысяч машин всех трех указанных типов для своих ВВС). Китайцы, вопреки популярным мифам, в количестве себя совершенно не ограничивают, при этом, как было отмечено выше, их J-10, J-11, J-16 просто физически новее американских и российских самолетов того же класса.
По третьему пути в определенной степени идет лишь тот же Китай, продолжая выпускать и совершенствовать J-7 (только на экспорт, но понятно, что это резерв и для самих себя). Кроме этого самолета (имеется в виду, разумеется, исходный МиГ-21) и F-5 развивать и совершенствовать просто нечего. Другим вариантом является развитие учебно-боевых самолетов в легкий истребитель. В каком-то смысле подобным опытом можно считать создание чешского L-159, однако успехом это считать трудно из-за его весьма низких ТТХ. Более успешным теоретически мог бы оказаться южнокорейский FА-50, но он может стать и вполне стандартным легким истребителем 4-го поколения как по ТТХ, так и по цене. Хорошим потенциалом обладает российский Як-130, но этот потенциал почти наверняка так и останется неиспользованным. Скорее же всего, без большой войны, в которой понадобится много дешевых истребителей, ничего подобного нигде делаться не будет. Во время войны думать будет уже поздно, но придется.
Автор - заместитель директора Института политического и военного анализа
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ