Исчезающий «МиГ»
Исчезающий «МиГ»

Есть ли будущее у российского лёгкого истребителя?

На протяжении 35 лет ВВС и ВМФ нашей страны эксплуатируют лёгкий фронтовой истребитель МиГ-29, который в НАТО прозвали «Точкой опоры». Машина до сих пор поражает своей хищной изящностью и необычайной манёвренностью. Однако спрос на МиГ-29 и его модернизированные версии неуклонно падает как в России, так и в мире.

Подобное положение дел ставит под угрозу существование АО «РСК «МиГ» (подмосковные Луховицы) в виде самостоятельного предприятия. Последние годы в СМИ ходят упорные слухи о том, что корпорацию объединят (а по сути — присоединят) с ПАО «Компания «Сухой».

В «МиГе» всегда воздерживались от комментариев на эту тему, но ещё в прошлом году точку поставил глава Минпромторга Денис Мантуров. В августе 2017 года он заявил агентству ТАСС о том, что два производителя оперативно-тактической авиации будут объединены в один дивизион в рамках Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК).

«МиГ» и «Сухой» исторически являются соперниками. В случае объединения «МиГ» (с учётом текущих негативных тенденций) неизбежно превратиться в филиал «Сухого». Чтобы не допустить такого развития событий, корпорация Микояна и Гуревича пыталась и продолжает пытаться доказать государству жизнеспособность своей уникальной продукции.

Важнейшим проектом корпорации стала разработка в инициативном порядке МиГ-35, который заявлен как «многофункциональный лёгкий истребитель поколения 4++». Его презентация стала главным событием на МАКС-2017 в подмосковном Жуковском. Эта машина должна в перспективе полностью заменить парк 29-х. Однако, по информации «Коммерсанта», до 2025 года Минобороны РФ готово приобрести только 24 машины. В августе 2018 года военные подписали на контракт на поставку шести МиГ-35.

Надежды корпорации связаны с продажами за рубеж. Гендиректор предприятия Илья Тарасенко неоднократно говорил, что МиГ-35 может быть востребован в десятках странах мира и, в частности, там, где эксплуатируются МиГ-29. Конечно, покупать российские машины все эксплуатанты не будут. Очевидно, что МиГ-35 не будет поставлен в страны Восточной Европы (входят в НАТО), но, судя по всему, корпорация планирует добиться успеха в Индии, странах Северной Африки, Юго-Восточной Азии и, возможно, Южной Америки.

В СМИ можно встретить немыслимое количество хвалебных отзывов о МиГ-29 и МиГ-35. Это действительно надёжные, неприхотливые, простые в обслуживании, манёвренные и недорогие машины. Однако, как не без сожаления признают эксперты, МиГ-29 безнадёжно проиграл конкуренцию более тяжёлым собратьям. Будущее истребительной авиации — за многофункциональными авиационными комплексами, боевая нагрузка которых превышает 8 тонн.

«Если анализировать события последних лет, то становится очевидной тенденция к унификации оперативно-тактической авиации. Да, это не быстрый процесс и окончательного решения пока нет. Но, скорее всего, через определённое время не будет никаких лёгких или тяжёлых истребителей. Логичнее, чтобы появилось одно семейство, которое будет одинаково хорошо выполнять задачи по прикрытию и нанесению наземных ударов. В конце концов это обосновано, в том числе экономическими причинами. Разнообразие видов военной техники, как правило, в принципе не идёт на пользу Вооружённым силам», — отметил в беседе с РП основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Как известно, эффективность боевой авиации определяется двумя критическими показателями: боевая нагрузка и боевой радиус, то есть сколько оружия может взять самолёт и на каком расстоянии он может его применить. Модернизированные версии МиГ-29 и МиГ-35 заметно уступают по обоим параметрам самолётам четвертого поколения «Сухого» и Су-57, который относится к пятому поколению.

Например, боевая нагрузка МиГ-29 составляет более 2 тонн, радиус — несколько сотен километров. У МиГ-35 эти показатели заметно выше, но всё равно не дотягивают до большинства «сушек», которые в массовом количестве были закуплены Минобороны в последние 10-15 лет. Также МиГи уступают заклятому противнику из США — F-16 c боевой нагрузкой 5,4 тонны и боевым радиусом 4,2 тысячи километров.

«Стоит отметить, что МиГ-29 непрерывно совершенствовался. Увеличивалась ёмкость топливной системы, современные лёгкие истребители могут дозаправляться в воздухе, на некоторых образцах реализованы элементы стелс-технологий. Кроме того, МиГ-29М и МиГ-35 обладают весьма неплохим бортовым оборудованием. Но несмотря на всё это, очень сложно сказать, найдётся ли лёгкому истребителю место в российских ВКС», — констатировал Корнев.

По мнению эксперта, у продукции «МиГ» могут быть шансы на зарубежном рынке. Командование иностранных ВВС может привлечь выгодная цена и простота в обслуживании. Для ряда небогатых стран покупка МиГ-29М или МиГ-35 является оптимальным способом обновить оперативно-тактическую авиацию. Например, в 2017 -2018 годах несколько МиГ-29 получила Сербия. 

В настоящее время, чтобы поддержать производственные мощности корпорации Микояна и Гуревича, государство разместило на предприятии серийное производство турбовинтовых самолётов Ил-114-300 (будет запущено в 2021году).

Кроме того, «МиГ» наверняка останется на плаву благодаря новой жизни, которую получил истребитель-перехватчик МиГ-31, единственный на текущий момент носитель аэробаллистической гиперзвуковой ракеты «Кинжал». Вполне возможно, что через несколько лет корпорация представит перехватчик МиГ-41. По крайней мере работы по этому проекту уже ведутся. Если Россия сохранит статус авианосной державы, то «МиГ» может получить заказы на поставку МиГ-29К или более совершенных корабельных версий.

В чём же причина неизбежного исчезновения концепции применения лёгкого истребителя?

Корпорация Микояна и Гуревича не по своей воле оказалась в своеобразной ловушке, виной которой холодная война. Готовясь к масштабному противостоянию с НАТО, военное руководство СССР разделило истребители на два вида: лёгкие (взлётной массой порядка 15 тонн) и тяжёлые (около 20 тонн). Лёгкие должны были прикрывать наземные войска у линии фронта, а тяжёлые — бороться с авиацией противника на дальних рубежах или в глубине его обороны.

Помимо этого, советское руководство стремилось сэкономить на расходах на оперативно-тактическую авиацию, содержание которой оказывало существенную нагрузку на бюджет. МиГ-29 задумывался как дешёвый в производстве самолёт. На небольшой боевой радиус и маленькую боевую нагрузку было решено закрыть глаза. Неудивительно, что с окончанием холодной войны, когда задачи перед армией полностью поменялись, МиГ-29 так и не нашли применения.

Самолёт не подходит ни для патрулирования воздушного пространства, ни для борьбы с авиацией противника, ни для перехвата, ни для нанесения ударов по наземным целям. Гораздо эффективнее все эти задачи выполняют Су-27, Су-30, Су-34 и Су-35, несмотря на более высокую стоимость.

Как спасали Каспийскую флотилию Далее в рубрике Как спасали Каспийскую флотилиюГрозное объединение ВМФ удалось сохранить благодаря смекалке и самоотверженности русских офицеров

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»