Новости – Политика












Политика
«Я действительно когда-то сказал, что свобода лучше, чем несвобода»

Кадр: CNN
Интервью Дмитрия Медведева CNN: у премьер-министра нет данных о коррупции в Сочи, давлении на оппозицию и смерти Доку Умарова
23 января, 2014 11:43
10 мин
Премьер-министр Дмитрий Медведев дал интервью американскому телеканалу CNN. Разговор с главой кабмина вышел в эфир CNN вечером в среду в записи, сама беседа состоялась еще во вторник. С премьером беседовала Кристиан Аманпур — главный международный корреспондент телекомпании. Разговор с Медведевым, как и другие интервью российских чиновников западным СМИ, вышел билингвальным: британка иранского происхождения Аманпур задавала свои вопросы по-английски, а премьер-министр отвечал на них на русском языке.
Корреспондент CNN не стала задавать Медведеву пробных «мягких» вопросов в начале интервью, как это делают многие журналисты. Аманпур сходу подняла проблему обеспечения безопасности на Олимпийских играх в Сочи и проблему терроризма в России, объяснив, что ее интерес связан с недавними сообщениями об угрозе новых атак.
«Буду конкретнее. Российские спецслужбы и правительство разослали предупреждение о так называемой „черной вдове“, которая, вероятно, проникла через стальное кольцо безопасности вокруг Сочи. Персоналу гостиниц даны указания быть начеку, чтобы не пропустить ее появление. Власти распространили листовки и постеры с ее изображением. Учитывая объем ресурсов, брошенных на обеспечение безопасности, какова вероятность, что это могло бы случиться перед самыми Играми?» — спросила Аманпур (цитата приводится по тексту стенограммы на сайте правительства. — РП).
В своем ответе премьер-министр не стал прямо комментировать информацию о некоей «черной вдове» и каких-либо конкретных угрозах безопасности на Олимпийских играх в Сочи. Медведев лишь напомнил, что в России «идет очень жесткая борьба с терроризмом», и это представляет «реалии нашей жизни», а значит, подобные угрозы существуют «не только в контексте Олимпийских игр». При этом, отвечая на вопрос о том, боится ли премьер-министр, что кто-то из спортсменов не приедет в Сочи по соображениям безопасности, Медведев сказал, что, по его мнению, «угроз на сочинской Олимпиаде не больше, чем было на Олимпийских играх в других местах». В качестве примера российский политик привел прошлогодний теракт во время Бостонского марафона, в результате которого погибли три человека и пострадали более 280 человек.
Следующий вопрос Аманпур об Играх в Сочи касался недавнего заявления главы спецкомитета по разведке при Палате представителей США конгрессмена Майкла Роджерса, который сказал, что российская сторона не дает полной картины возможных угроз, а спецслужбы РФ отказываются от сотрудничества со своими иностранными коллегами.
Медведев отверг эти обвинения, посоветовав американским законодателям заниматься внутренними проблемами своей страны и не отвлекать от них внимание граждан.
Премьер-министр добавил, что существует «неплохая кооперация между специальными службами России и Америки по этому вопросу». Среди прочего, премьер-министр упомянул программы сотрудничества в Афганистане, а также опыт взаимодействия после терактов в России и США. Аманпур также задала Медведеву вопрос о том, какими сведениями он располагает по поводу судьбы чеченского террориста Доку Умарова (на прошлой неделе глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что Умаров мертв, однако тело его не найдено). Премьер-министр уклонился от комментариев на тему того, каков статус Умарова, но добавил, что спецслужбы должны числить его живым до тех пор, пока не будут представлены очевидные доказательства обратного.
Большой блок вопросов корреспондента CNN касался состояния российской экономики, которая входит в сферу ответственности правительства Медведева. Снижение темпов роста до примерно 1,3% (эти данные упомянула Аманпур) премьер-министр объяснил последствиями глобального экономического кризиса и самой структурой российской экономики, сильно зависящей от сырьевого экспорта. При этом премьер-министр сказал, что по его сведениям, российская экономика все же растет, и рост в прошлом году составил скромные 1,4%. Поэтому
в целом ситуация, с одной стороны, «нормальная», а с другой — «никого не радует», заключил Медведев.
«Она не радует меня, она, естественно, не радует президента, она не радует тех, кто этим занимается. Потому что для того, чтобы расти так, как я вам сказал, мы должны совершить что-то более качественное, сделать рывок вперед. Если это удастся сделать, тогда будут решены те задачи, которые мы ставим перед своей страной», — сказал Медведев. Премьер-министр отметил, что Россия активно работает над устранением коррупции и институциональных проблем, препятствующих росту экономики, а это дает ему повод для оптимизма.
Оттолкнувшись от вопросов о состоянии российской экономики, Аманпур вновь вернулась к теме Олимпийских игр в Сочи. На этот раз корреспондента интересовало, во сколько это мероприятие обошлось российскому бюджету.
По данным правительства, затраты на Олимпиаду составили $6,4 млрд, однако в других источниках упоминаются совсем иные цифры, которые иногда доходят до $50 млрд. По словам Медведева, реальные затраты на Олимпиаду составили 200 млрд рублей (то есть около $5,9 млрд), однако помимо расходов на строительство спортивных объектов, существенные средства были потрачены на развитие инфраструктуры Сочи. Именно этим могут объясняться различия в данных. По мнению Медведева, $50 млрд на развитие одного региона являются разумными тратами.
Премьер-министр также сообщил, что российским властям ничего неизвестно о том, что часть денег, выделенных на Олимпиаду, была разворована, поскольку доказанных фактов масштабной коррупции нет.
«Просто нет данных о том, что там какие-то запредельные цифры коррупции применительно к общей ситуации в стране. Да такого и не бывает. У нас, я вам откровенно сказал, не идеальная ситуация с этим вопросом, но это не значит, что в Сочи отдельный анклав, где ситуация какая-то другая», — сказал Медведев.
Заключительный блок вопросов, поднятых во время интервью с премьер-министром, касался политических проблем.
«Мир смотрит на Россию с удивлением, разочарованием и беспокойством, — сказала Аманпур. — В вашей стране происходит очевидное ущемление свобод. Мы видим, как президент Путин осуществляет жесткий контроль над оппозицией до такой степени, что политическая оппозиция не может вздохнуть».
Все это, как заметила корреспондент CNN, противоречит заявлениям о ценности свободы, которые Медведев делал, будучи президентом.
Недавний закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних и общая ситуация с гражданскими свободами в России ставит вопрос о репутации премьер-министра, поскольку ранее он старался подчеркнуть свою приверженность демократическим взглядам, отметила Аманпур.
«У меня такое ощущение, что ситуация, которая реально существует у нас внутри страны, и ее интерпретация снаружи существуют как будто бы в разных, параллельных мирах, — ответил Медведев. —
Я действительно когда-то сказал, что свобода лучше, чем несвобода, и я того же мнения придерживаюсь и сейчас, никаких сомнений здесь быть не может,
но когда мне говорят о том, что общая атмосфера, ситуация в стране стала мрачной, сложной, тяжелой, что права подавляются... Я считаю, что это не соответствует реальному положению дел».
По мнению премьер-министра, в России есть оппозиция, и доказательством тому служит многопартийная система в парламенте, а политическая жизнь в стране в целом «довольно богатая», «бурная, сложная и весьма насыщенная». Упреки в отсутствии равных возможностей, регулярно звучащие от оппозиционеров, Медведев объяснил их неспособностью добиваться своих политических целей.
Заключительный вопрос Аманпур касался атмосферы страха, которая, по мнению корреспондента CNN, царит в России.
«Многие россияне говорят, что напуганы. Многие уезжают из страны, например люди нетрадиционной ориентации. Они обеспокоены, они боятся за свое будущее. Как вы можете развеять их страхи?» — спросила журналист.
Медведев, в свою очередь, ответил, что он не слышал о случаях применения закона о пропаганде гомосексуализма на практике, а сами нетрадиционные сексуальные отношения не запрещены в России.
«Я думаю, что это надуманная проблема. Если же мы увидим, что права той или иной категории населения нарушаются (неважно, к какой категории это относится), мы, конечно, будем вносить изменения в законы. Но пока применительно к тем вопросам, о которых вы говорите, проблемы просто не существует. Вообще не существует», — сказал премьер.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости