Интернет за колючей проволокой
Фото: Rottenswamp.ru

Фото: Rottenswamp.ru

Что на практике предполагает закон об автономии российского сегмента

Предлагаю вначале определиться с терминологией. Реализация законопроекта об автономном Рунете вовсе не предполагает отключение россиян от Сети, цитирует Интерфакс слова источника, одного из авторов инициативы, депутата Госдумы Андрея Лугового. Речь идет, в первую очередь, о защите российского сегмента сети Интернет от внешних угроз.

Дело в том, поясняют эксперты, что прообраз Интернета был создан Министерством обороны США. Как следствие, сегодня 13 корневых серверов, на которых хранятся все доменные имена, расположены физически в странах НАТО. Получается, что мы полностью зависимы - в случае отключения этих корневых серверов все население РФ будет не в состоянии общаться ни внутри страны, ни внешне, поясняет депутат.

Поэтому Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» положениями, предусматривающими осуществление комплекса организационных, административных и технических мероприятий, направленных на повышение информационной безопасности, целостности и устойчивости функционирования Интернета на территории РФ.

Как говорится в пояснительной записке к документу, проект закона «подготовлен с учетом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года Стратегии национальной кибербезопасности США».

Помимо Андрея Лугового, авторы внесенного 14 декабря 2018 года законопроекта о защите российского сегмента Интернета — сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова. Как сообщает Клишас, «законопроект позволит создать независимую инфраструктуру для бесперебойного функционирования интернета в РФ».  

Таким образом, с помощью Законопроекта предполагается дополнить Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», соответствующими положениями, предусматривающими «осуществление комплекса организационных, административных и технических мероприятий, направленных на повышение информационной безопасности, целостности и устойчивости функционирования Интернета на территории РФ».

В российский бюджет на 2019-2021 годы заложено более 1,8 млрд рублей на реализацию закона. Из них в бюджете на 2019 год предусмотрены средства на создание Центра управления сетью связи общего пользования в рамках законопроекта о защите Рунета от внешних угроз в размере почти 600 млн рублей.

Программа «Цифровая экономика» уже учитывает разработку программно-аппаратных средств для мониторинга и управления сетью связи общего пользования, на которую отводится год, начиная с октября 2019 по октябрь 2020 года.

Как это будет технически реализовано

По задумке авторов законопроекта, Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования войдет в состав Роскомнадзора. Центр будет собирать данные с компаний, которые организуют работу интернета в России, контролировать маршрутизацию и вести реестр точек обмена трафиком.

Законопроектом определяются необходимые правила маршрутизации трафика. «Создаётся возможность для минимизации передачи за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи. Определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком. Их владельцы, операторы связи обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком», - отмечается в пояснительной записке.

Кроме того, предусматривается возможность установки на сетях связи технических средств, определяющих источник передаваемого трафика.

«Технические средства должны будут обладать возможностью ограничить доступ к ресурсам с запрещенной информацией не только по сетевым адресам, но и путем запрета пропуска проходящего трафика. Создается инфраструктура, позволяющая обеспечить работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам сети Интернет», - уточняется в записке.

Что это значит для Рунета

Законопроект предусматривает собой проведение комплекса организационных, административных и технических мероприятий, направленных на повышение информационной безопасности, целостности и устойчивости функционирования Интернета на территории РФ.

К сожалению, Законопроектом «не регламентируются вопросы эксплуатации и модернизации программно-аппаратных средств, в том числе в части финансового обеспечения данных процессов, а также ответственности за нанесенный ущерб при сбоях в работе сетей связи, вызванных функционированием данных средств, в том числе перед третьими лицами», как сообщается в документе.

На практике создание отдельной инфраструктуры и работоспособность российского сегмента Интернета, а также отсутствие угрозы прямой блокировки, все же несут за собой определенные ограничения, насколько они серьезны, рассмотрим далее.

Превращаемся ли мы в Китай?

Пока, во всяком случае, на сегодняшний день, речи в Законопроекте о прямой блокировке нет. Возможна ли она в принципе технически? Эксперты отвечают, что техническая возможность блокировки есть. Будет ли полная блокировка по китайскому формату произведена на практике в ближайшее время или в обозримом будущем? Маловероятно, потому что последствия такого шага слишком серьезны.

Наш законопроект - более легкая версия китайской. Смысл его в том, чтобы постараться обеспечить работоспособность российского сегмента в случае массовых атак на инфраструктуру, но опасения вызывают пункты, где описываются требования к блокировке доступа к внешним сайтам и сервисам, которые находятся за периметром. Эти действия могут привести к фатальным последствиям в некоторых отраслях, таких как гражданская авиация, туризм и электронная коммерция.

Чего нам реально стоит опасаться?

Вот только несколько проблем, которые могут возникнуть вследствие автономии. Во-первых, это разрушение привычных каналов коммуникации между людьми: все зарубежные мессенджеры будут отключены, даже те, в которых присутствует российский капитал. Во-вторых, будет разрушена облачная среда хранения личных данных (фото, контакты, документы) на таких зарубежных ресурсах, как, например, Apple iCloud, Google Drive, Microsoft OneDrive, DropBox и другие. По этой же причине произойдет технологический откат назад, от обмена данных в облаке к передаче информации по почтовому протоколу. Пострадает и будет фактически затруднено развитие таких технологий как Big Data, Machine Learning, AI, блокчейн и так далее.  Конечно, неизбежно возникновение перебоев в работе ИТ-компаний, использующих международные среды разработки и документирования.

Невозможность использования смартфонов из-за отсутствия доступа к обновлениям операционной системы и приложениям в сторах приведет к ухудшению уровня безопасности. А полное прекращение коммуникаций с зарубежным кругом общения (диссолюция, потеря контактов с родственниками), возврат к архаичным методам коммуникации (письма, дорогие телефонные переговоры) могут серьезно затормозить социальное и технологичное развитие. Работать будет только российский сегмент социальной сети ВКонтакте, доступа к остальным популярным соцсетям не будет.

Плохая новость и для финансовой сферы: онлайн-банкинг будет возможен только для российских банков. Доступы к зарубежным счётам для граждан будет утрачен. Расчеты в магазинах будут доступны наличными и по картам «Мир» и «Золотая корона». А онлайн-шоппинг через таких операторов как «Али Экспресс», E-Buy и так далее, будет недоступен. Мы сможем пользоваться только предложениями российского сегмента онлайн-магазинов. Все российские торговые площадки, развёрнутые за периметром, остановятся на некоторое время, до момента локализации в российских ЦОД.

Что касается работы операторов связи, то, несмотря на заявленную в Законопроекте возможность обеспечения на безвозмездной основе техническими средствами противодействия угрозам, они выражают опасение, что в случае принятия закон станет для них дополнительным финансовым обременением, что, как следствие, сделает неизбежным рост тарифов.

Есть ли плюсы?

Отметим, что главную задачу, которая отводится Законопроекту, он все же решает: с принятием нового Законопроекта, у разведки из недружественных нам государств существенно уменьшатся возможности получения данных для анализа и принятия соответствующих действий.  Уменьшится и количество мошеннических сайтов, поскольку существенная их доля приходится на зарубежные сервера.  И, конечно, повысится эффективность действий «Роскомнадзора» по блокировке запрещённых ресурсов по причине невозможности использования VPN-сервисов.  

Автор: Сергей Левашов, директор Центра бизнес-анализа ГК «РАМАКС» 

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Русское харакири Далее в рубрике Русское харакириМожет ли японская дипломатия перехитрить Москву в споре за Курильские острова

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»