Политика
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Политика
Русская планета
Политика

Госсовет — самый загадочный орган Российской Федерации

Как может поменяться политическая система нашей страны в ближайшей перспективе
Александр Кочан
20 октября, 2020 12:31
9 мин
Госсовет РФ
Сайт президента РФ

В ближайшее время Госдума РФ и Совет Федерации должны принять внесённый Владимиром Путиным законопроект «О Государственном совете». Данный документ должен окончательно закрепить правовой статус этого органа в обновлённой Конституции.

Сторонники реформ, которые анонсировал президент в январском послании Федеральному собранию, рассматривают Госсовет как некое ноу-хау российской политической системы. При этом противники называют данный институт власти искусственным образованием, который позволит Путину сохранить бразды правления после ухода с поста главы государства.

Бесславная история

Государственный совет действительно можно назвать весьма оригинальным продуктом российской государственности. Данный орган появился 210 лет назад как законосовещательный институт при императоре. Его учреждение было регламентировано манифестом Александра от 1 (13) января 1810 года.

Инициатором образования Госсовета историки называют Михаила Сперанского, который считается главным идеологом либеральных реформ начала XIX века. Новый российский институт стал отдалённым аналогом палаты лордов Великобритании.

По задумке Сперанского Госсовет был призван выполнять функцию представительного органа российского общества, но в реальности он достаточно сильно отличался от традиционных парламентских институтов, включая палату лордов.

Всех членов Госсовета утверждал и снимал лично император. Многие из них находились в своей каденции пожизненно. Кроме того, Госсовет был местом работы представителей императорской фамилии.

Конечно, Госсовет обладал определённой автономией. Члены этого института могли выступать с критическими замечаниями, могли попросить государя внести поправки, а иногда даже инициировать законы. С 1812 года по 1865 год председатель Госсовета одновременно являлся председателем кабинета министров, что номинально придавало ощутимый вес этому институту в государственной системе империи.

Однако на практике значение Госсовета в политической жизни России было невелико. За более чем столетнее существование Госсовет не запомнился какими-либо радикальными новаторскими решениями и предложениями. В основном к его заслугам относят делопроизводственную работу и кодификацию законов Российской империи при Александре II.

С началом революции 1905 года Госсовет закономерно трансформировался в верхнюю палату парламента, созданного манифестом Николая II от 17 (30) октября. Половину членов в ней назначал император, половина — избиралась от особых сословных и профессиональных курий.

После первой русской революции Госсовет исправно выполнял роль противовеса излишне демократичной Государственной Думе. Вольнодумцы там не сидели и никаких реальных дискуссий не вели. Свой путь Госсовет бесславно закончил с победой Февральской революции.

Возрождение Госсовета произошло в 2000 году. 1 сентября Владимир Путин утвердил положение, в котором были прописаны совещательные функции нового органа. Главной целью существования Госсовета было объявлено содействие в «реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти».

Председателем Госсовета является президент, членами — спикеры обеих палат парламента, полпреды в федеральных округах, министры, руководители думских фракций. Также по решению президента в состав органа могут быть включены лица, ранее занимавшие высокие госдолжности. Для решения оперативных вопросов действует президиум, куда входят восемь членов. Его состав также определяет глава государства.

Согласно закону 2000 года, заседания Госсовета проводится не реже трёх раз в год. Помимо вышеупомянутых лиц, к работе этого органа привлекаются губернаторы. В деятельности Госсовета участвуют так называемые рабочие группы, но они занимаются в основном подготовкой материалов для обсуждения.

Для российского обывателя Госсовет за 20 лет существования не запомнился ничем, кроме периодических разносов со стороны Путина и абсурдными инициативами лидеров думских фракций, вносивших разнообразие в долгие и скучные заседания.

Для самого президента Госсовет превратился в дополнительную площадку для коммуникации с парламентариями и руководителями регионов. На заседаниях этого института поднимаются важные для страны вопросы, иногда вскипают дискуссии и звучат критические замечания, но, как и в царский период, на жизнь страны всё это оказывает очень незначительное влияние.

Сценарий транзита

Как ни странно, но сейчас сложно сказать, как конкретно поменяется деятельность Госсовета после принятия закона, внесённого Путиным на прошлой неделе.

Согласно новелле президента, состав Госсовета остаётся прежним с пометкой на запрет членам владеть активами в иностранных банках. По направлениям деятельности этого органа могут формироваться не только рабочие группы, но и комиссии. Также вводится регулярный характер заседаний, по итогам которых Госсовет может направлять рекомендации в правительство РФ и субъекты федерации.

Небольшую ясность в закономерные вопросы о необходимости существования Госсовета ранее попытался внести глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. По его словам, данный институт не дублирует функционал других органов власти.

«Это орган при президенте, созданный, в первую очередь для лучшего диалога между уровнями власти при выработке общегосударственных решений. Обновлённая компетенция Госсовета даст возможность более оперативно реагировать на нужды населения при формировании основных направлений социально-экономического развития страны», — цитирует сайт Госдумы Крашенинникова.

Естественно, что на фоне слухов о грядущем транзите власти и отсутствия вменяемого объяснения функционала обновлённого органа получила широкое распространение версия о том, что Госсовет станет альтернативным институтом власти под управлением Путина после его четвёртого президентского срока.

Сам российский лидер такой сценарий опроверг, составлявшись на «губительное двоевластие». К тому же с обнулением он получил возможность дважды переизбраться.

Однако многим политологам очевидно, что Госсовету суждено сыграть важную роль в политической системе РФ. Любопытно, что в путинском законопроекте появилось понятие «единой системы публичной власти» (оно также было закреплено и в Конституции), которую, видимо, и будет олицетворять Госсовет.

15 октября покров тайны прокомментировал источник «Коммерсанта», близкий к администрации президента (АП). Суть его слов сводится к тому, что ключевое значение имеет не номинальный функционал Госсовета, а концентрация «сильных игроков».

Ещё одна версия, которая гуляет в СМИ, заключается в том, что в перспективе Госсовет может наполниться функционалом АП, которая де-факто превратилась в орган, монопольно решающий все ключевые вопросы внутренней политики РФ.

Такой сценарий представляется наиболее реалистичным, если Путин решит трансформировать авторитарную систему нашего Отечества в подобие казахстанской, которая характеризуется сохранением ключевых рычагов влияния в руках Нурсултана Назарбаева при президентстве Касым-Жомарта Токаева.

Сейчас Назарбаев является председателем Совета Безопасности и обладает титулом «лидера нации» с широкими политическими полномочиями. В Казахстане (по крайней мере на текущий момент) не ощущается двоевластия. Оперативные вопросы решает Токаев, стратегические — Назарбаев. По существу, получается своеобразный тандем.

Слабой стороной такого порядка управления государством является отсутствие автономных политических институтов. Казахстан сохранил все черты авторитарного режима, а вместе с ними и риски дестабилизации ситуации в случае смерти или болезни Назарбаева.

В идеале этот недостаток авторитарного строя должен прекрасно понимать Владимир Путин, в целом успешно сдерживающий в РФ накал противоборства разнообразных внутриполитических и полукриминальных группировок.

В развитых странах функцию института, который мог бы подменить власть президента, выполняет парламент. По понятным причинам Федеральному Собранию РФ доверить нашу страну нельзя, и в этом свете делегирование неформальных полномочий АП Госсовету или президиуму Госсовета представляется наиболее правдоподобным объяснением происходящих сейчас процессов.

темы
ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
9 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ