Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

Голубые каски ОДКБ. Политический спиннер

Флаги стран ОДКБ
Фото: 24.kg
Какие хронические проблемы испытывает «российское НАТО»
Алексей Капустин
28 мая, 2020 10:18
1 мин

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) предпринимает очередную попытку добиться от ООН права принимать участие в миротворческих миссиях. Об этом в интервью ТАСС рассказал генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась. По его словам, в настоящее время уже решается вопрос выбора площадки для подготовки голубых касок.

«Мы ставим перед собой задачу создания единой базы подготовки миротворческих сил в целом и, в том числе, подготовки миротворцев для ООН. Где это будет — разные варианты рассматриваются. У нас есть уже готовые центры по подготовки миротворцев и в России, и в Казахстане. Тут должны сказать свое слово военные специалисты», — сказал Зась

В планах ОДКБ «завершить все правовые правки, чтобы уже со следующего года приступить к практическим шагам», говорит Зась. Таким образом, как рассчитывают в ОДКБ, миротворческие силы организации могут начать проводить миссии под эгидой ООН в 2021 году.

ОДКБ стремится обрести мандат на проведение миротворческих операций ещё с первой половины 2000-х годов. Главной движущейся силой этого процесса является Российская Федерация. Опыт войны в Таджикистане (1992-1997) продемонстрировал острую необходимость создания правового механизма применения войск на постсоветском пространстве и, возможно, за его пределами.

Естественно, что костяк международного миротворческого контингента должны составлять войска РФ, как самой крупной военной державы. Такой механизм важен для легитимизации присутствия российских подразделений за рубежом, автоматически снимая с нашей страны репутационные риски в виде обвинений в «агрессии», «оккупации» и вмешательстве во внутренние дела суверенных государств.

В Москве понимали, что в рамках полумёртвых институтов СНГ сформировать подобный механизм нереально. Наиболее удобным и на самом деле безальтернативным форматом являлась ОДКБ, представляющая собой номинальный военный союз РФ, Беларуси, Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

На саммите в Астане в 2004 году была принята Концепция формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности ОДКБ. На его создание ушло три года. Применение миротворческих сил ОДКБ регулируют четыре специальных документа. Ключевым является соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ. Оно предусматривает, что операции голубых касок могут проводиться в любой «горячей точки» мира.

Решение о проведении миротворческой миссии принимает Совет коллективной безопасности (СКБ) — высший орган ОДКБ. Об этом он незамедлительно информирует Совет безопасности ООН. Если операция должна проводиться за пределами государств-членов ОДКБ, то в Совбез всемирной организации направляется запрос на предоставление мандата.

Учитывая состав СБ ООН, маловероятно, что Организация Договора о коллективной безопасности получит разрешение на проведение подобных миссий. Поэтому механизм миротворческой деятельности имеет значение, прежде всего, как способ законного вмешательства в конфликты на территориях стран-членов ОДКБ или в боевые действия, где они участвуют.

Почти десять лет в рамках ОДКБ существуют Коллективные миротворческие силы (КМС), включающие несколько подразделений государств-членов. Общая численность данного формирования оценивается в 3,6 тыс. человек. Структурно КМС состоят из боевых частей, военных наблюдателей, подразделений милиции (полиции), частей боевого, технического и тылового обеспечения.

Формально миротворческие силы могут выполнять широкий спектр задач: от разминирования до противодействия массовым беспорядкам и разведения конфликтующих сторон.

Однако в послужном списке КМС по-прежнему нет ни одной миссии, несмотря на то, что с середины 2000-х годов на постсоветском пространстве произошло как минимум четыре крупных инцидента, где требовалось оперативное вмешательство извне. Речь идёт о югоосетинском конфликте августа 2008 года, серии массовых беспорядков в Киргизии в 2010 году, войне в Донбассе 2014 года и карабахском обострении в апреле 2016 года

Перед лицом реальных угроз миротворческие механизмы ОДКБ себя никак не проявили. Наиболее показательным примером такой пассивности стала тяжёлая ситуация с безопасностью в Киргизии. Десять лет назад эту бедную горную страну лихорадило от постоянных политических потрясений и кровавых столкновений, в том числе межэтнических.

В апреле 2010 года пришедшая к власти после госпереворота Роза Отунбаева обратилась с официальной просьбой к президенту РФ Дмитрию Медведеву о введении в страну подразделений ОДКБ. На этот шаг новый глава государства пошла, осознавая невозможность навести порядок с помощью национальных силовых структур.

Однако Кремль и другие страны-члены организации лишь безмолвно наблюдали за вспышками насилия в Киргизии, избиениями милиционеров, издевательствами и расправами над национальными меньшинствами

У такого равнодушия было множество причин. Одна из них — плохо отрегулированная правовая база действий в чрезвычайных ситуациях. Для ввода войск требовалась сформулировать адекватную правовую оценку произошедшим событиям, в том числе госперевороту, в ходе которого был свергнут законно избранный президент Курманбек Бакиев.

В короткие сроки было необходимо определить статус Отунбаевой, которая к тому же проявила лояльность к России и ОДКБ. Данная работа была проведена с большим запозданием. Результатом пассивности стала кровавая бойня в Оше в июне 2010 года между киргизами и узбеками. Причём на стороне последних приняли участие радикальные исламисты из Таджикистана, что могло послужить весомым поводом для вмешательства.

Сложно утверждать, насколько тщательно была проведена работа над ошибками. Номинально ОДКБ активизировала миротворческое направление. Так, в 2011 году было принято решение о том, что КМС будут помогать странам-участницам в случае серьёзных внутригосударственных конфликтов по приглашению правительства. Но в реальности данный вопрос остаётся открытым. Ведь формально в Киргизии в 2010 году президентом оставался Бакиев.

Велика вероятность, что если подобные события повторятся в Киргизии или в любой другой стране, то ОДКБ вновь не сможет оперативно отреагировать. Яркими примерами «растерянности» институтов организации стали госпереворот в Киеве, инициированная майдановским правительством «антитеррористическая операция», обострение в Нагорном Карабахе.

Во все эти конфликты были втянуты государства-участницы ОДКБ, но руководство организации каждый раз расписывалось в собственном бессилии. Кроме того, КМС ОДКБ до сих лишены возможности действовать под эгидой ООН, хотя движение на этом направлении началось полтора десятка лет назад

Вряд ли стоит утверждать, что потенциал Организации Договора о коллективной безопасности исчерпан. Тем не менее, очевидно, что она испытывает родовые проблемы, которые значительно ограничивают не только применение вооружённых сил в ситуациях, где это действительно необходимо, но и препятствуют выработке общего подхода к кризисам на постсоветском пространстве.

При этом государства-участники, включая Россию, не проявляют особого желания провести серьёзную модернизацию системы реагирования ОДКБ. СМИ нередко называют организацию «российским НАТО», но ряды «ненавистного» Североатлантического альянса выглядят куда более сплочёнными.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
1 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ