Новости – Политика












Политика
Генпрокурора прикроют заместителями

Владимир Путин. Фото: Михаил Климентьев / ИТАР-ТАСС
Юристы и политологи разъяснили «Русской планете» смысл нового порядка назначения прокуроров, предложенного Владимиром Путиным в поправках к Конституции РФ
8 октября, 2013 16:02
4 мин
В понедельник президент внес в Госдуму законопроект с предложением о поправках сразу к нескольким статьям Конституции РФ. Основное внимание при обсуждении документа СМИ уделили положениям, которые позволят объединить Верховный и Арбитражный суды (появление новой структуры обсуждается с лета, причем, по одной из версий, возглавить ее может действующий премьер-министр Дмитрий Медведев). Между тем в своем проекте Путин также предложил изменить порядок назначения прокурорских работников, что, по мнению экспертов, опрошенных «Русской планетой», приведет к еще большей концентрации власти в руках президента.
Согласно действующей процедуре, президент может вносить в Совет Федерации лишь кандидатуры для назначения на должность генпрокурора, однако в представленном законопроекте речь также идет и о назначении заместителей главы надзорного ведомства. Кроме того, президент должен быть уполномочен назначать прокуроров субъектов РФ, «а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров», говорится в документе.
Таким образом, в случае если законопроект будет принят, генпрокурор утратит право самостоятельно выбирать своих заместителей, а также руководителей региональных прокуратур и их заместителей.
Доктор юридических наук, судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова отмечает, что такой законопроект по сути лишь закрепит существующую практику, в которой кандидатуры заместителей генпрокурора и так, скорее всего, согласовываются с администрацией президента.
«Вы думаете, что в кадровой комиссии администрации эти кандидатуры сейчас не обсуждаются?
Процедура, конечно, не открыта, но я уверена, что кандидатуры заместителей все равно обсуждаются в администрации. Это закрепление статуса-кво, придание некоего официоза.
Это будет уже не неформальная практика, а станет формальностью, это крепче», — уверена Морщакова.
Юрист считает, что процедура утверждения президентского предложения в Совете Федерации останется декоративной, поскольку верхняя палата парламента старается не противоречить первому лицу государства.
Путинская инициатива приведет к очередному этапу усиления вертикали власти — теперь она подомнет под себя даже те учреждения, которые сами были построены по вертикальному принципу, говорит Морщакова.
«Это продолжение линии на расширение полномочий президентской власти — даже по отношению к такому контрольному органу, как прокуратура», —
отмечает она.
«У меня нет слов, — комментирует инициативу президента член Общественной палаты, юрист Елена Лукьянова. — Это какое, 497-е полномочие президента внеконституционное? Я не одобряю этого. Нельзя, чтобы все должности (особенно прокуратура, то есть вертикально интегрированная структура) зависели от одного человека. Это просто нельзя, каким бы человек гениальным ни был. Это чревато ошибками».
Лукьянова отмечает, что подобные изменения в структуре государственной власти приведут к тому, что система станет еще более зависимой от одного человека, а сам он станет подвергаться еще большему воздействию различных групп интересов.
Кроме того, сам генпрокурор вместе с частью своих полномочий потеряет и часть своего авторитета в существующей системе, отметила юрист. В случае
если руководители региональных прокуратур будут назначаться президентом, действовать прокуроры начнут с оглядкой на администрацию президента, а не на главу надзорного ведомства,
прогнозирует Лукьянова.
Член президентского совета по правам человека, глава правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков считает, что причиной резкого сокращения полномочий генпрокурора не может быть желание Путина еще больше усилить вертикаль власти. У него, по мнению эксперта, и так достаточно полномочий, и больше, чем есть сейчас, быть уже не может.
«Право назначать региональных прокуроров не увеличит его власть в стране, зато точно уменьшат полномочия прокуратуры», — констатирует Чиков, склонный считать, что ослабление прокуратуры является результатом противостояния надзорного ведомства со Следственным комитетом. Структуры делят сферы влияния с тех пор, как следственное подразделение выделилось из Генпрокуратуры и стало самостоятельным органом; наиболее громким проявлением борьбы интересов стало преследование подмосковных прокуроров, которых следователи СК обвиняли в «крышевании» казино. Теперь прокуратура окончательно проиграла войну, говорит Чиков.

Павел Чиков. Фото: Сергей Карпов / ИТАР-ТАСС
Павел Чиков. Фото: Сергей Карпов / ИТАР-ТАСС
«Независимость прокуратуры от вмешательства извне гарантировались конституцией. По сути дела, генпрокурор, который назначался по представлению Совета Федерации, имел возможность иметь личную 100-тысячную армию прокуроров. Это было очень сильное влияние, которое помогало Чайке (Юрию Чайке, действующему главе ведомства. — РП) очень уверенно атаковать Бастрыкина. Я думаю, что внесение этих изменений в конституцию фактически является концом прокуратуры как самостоятельного политического игрока», — говорит Чиков. Юрист добавляет, что
круг полномочий сотрудников Следственного комитета не ограничен конституцией, поскольку основной закон писался сильно задолго до того, как появился СК.
«Мне кажется, это является следствием очередной кулуарной победы АИБ (инициалы Бастрыкина, которого относят в ближнему кругу президента. — РП), как его называют, хотя прокуратуру Владимир Владимирович мог бы предложить и вовсе исключить из Конституции РФ, от этого никому особо больно не было бы, — считает Чиков. — Генпрокурор теперь получается министром без портфеля. Это точно гвоздь в крышку гроба прокуратуры».
Впрочем, политолог Евгений Минченко, составивший доклад «Политбюро 2.0» о группах влияния во власти, не считает, что сокращение числа полномочий генпрокурора является аппаратной победой Бастрыкина. Поправки президента, по его мнению, следует рассматривать всего лишь как продолжение уже существующей тенденции по усилению его личного вмешательства в различные властные структуры.
«В последнее время Путин пытается во всех сферах влияния создавать плацдармы людей, которые лояльны лично ему», — подчеркивает Минченко.

Евгений Минченко. Фото: Александр Паниотов / Коммерсантъ
Евгений Минченко. Фото: Александр Паниотов / Коммерсантъ
В то же время эксперт готов подтвердить, что влияние Бастрыкина по-прежнему велико, поскольку Следственный комитет и ФСБ являются одними из основных инструментов действующей власти.
Политолог Александр Морозов также не склонен связывать предложение Путина с борьбой между силовыми ведомствами. По его мнению, происходящее является «последовательным шагом в создании сверхполномочий президента», и сама прокуратура воспримет усиление влияния федерального центра с облегчением, поскольку нуждается в его прямых указаниях. По мнению политолога, диапазон полномочий Путина будет расширяться в течение всего его третьего срока, поскольку депутаты Госдумы готовы предоставлять ему все новые полномочия. Самому же президенту новые возможности нужны для того, чтобы подчинять себе напрямую «различные звенья» власти и добиваться большей эффективности системы, которая все чаще дает сбои.
«В софт-авторитаризме не существует никакого способа повышать эффективность, кроме как наращивать полномочия у одного лица,
потому что это такая модель, при которой один человек хочет все решать, — объясняет Морозов. — Кончится это, конечно, плохо. Повышение централизма в советский период привело к тому, что вся ответственность легла на центральную бюрократию, и доверие к ней падало вместо усиления эффективности».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости