Новости – Политика












Политика
Низкий темп роста — это новая реальность

Гайдаровский форум — 2014 «Россия и мир: устойчивое развитие» в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Первый день V Гайдаровского форума завершился обсуждением экономического прогноза до 2030 года. Основное предложение экспертов — вести согласованную политику, а не строить воздушные замки по залатыванию бюджетных дыр и активному росту
16 января, 2014 09:00
8 мин
Модератором беседы, в которой участвовали замминистра экономического развития Андрей Клепач, руководитель экономической группы института Гайдара Евсей Гурвич, директор центра макроэкономических исследований Сбербанка России Юлия Цепляева и ряд других иностранных и российских экспертов, выступил заведующий лабораторией финансовых исследований Института Гайдара Алексей Ведев.
В самом начале встречи он заявил, что низкие темпы роста всех показателей российской экономики — это не временное явление, это наша новая реальность.
Ему ответил Андрей Клепач, человек, который, по словам модератора, начиная с 2004 года, отвечает за прогнозирование экономического развития. Он сказал, что к прогнозам можно относится по разному. Как к какому-то предсказанию или как к инструменту, который нужен не столько для жизни, сколько для бюджета. Причем Клепач отметил, что прогноз должен быть консервативным, что бы с жизнью не происходило. «Прогноз — это некая оцифрованная политика государства. Здесь возникает такая инверсия. Если смотреть на прогноз как на некоторую считалку, в которой определили доходы бюджета, а расходы сами по себе, то, действительно, он мало для чего нужен. Так можно делать любой прогноз», — подчеркнул спикер.
Андрей Клепач отметил, что в нашей стране, к сожалению, существует разрозненность между прогнозами МЭР, бюджетом, действиями Центробанка, парламента и правительства. По его словам, когда год назад делали прогнозы на 2013 год, предполагался ряд мер и реформ, которые в итоге не были претворены в жизнь.

Андрей Клепач на Гайдаровском форуме — 2014. Фото: Валерий Шарифулин / ИТАР-ТАСС
Андрей Клепач на Гайдаровском форуме — 2014. Фото: Валерий Шарифулин / ИТАР-ТАСС
«Да, у нас темпы роста замедляются. Все согласны с тем, что возможностей для быстрого роста, по 7,5% с лишним, которые у нас были раньше в условиях растущей конъюнктуры, исчерпаны. Нужны новые источники роста и конкурентоспособная экономика. Но у нас нет никаких инструментов и возможностей для смягчения бюджетной и денежной политики. Бессмысленно стимулировать экономику. Об этом говорилось еще тогда, когда темпы роста были 4%, когда темпы снижались до 3%, точно так же говорится, и когда мы ожидаем 1,3% роста в 2014 году. Видимо, когда у нас будет 0%, только тогда разговоры о смягчении денежной политики прекратятся», — поделился своими мыслями экономист и добавил, что, хотя возможности для этого есть, они не смягчают ситуацию в долгосрочной перспективе.
Продолжая описывать консервативный сценарий экономического развития на ближайшие годы, Клепач отметил, что нужно признать, что часть поручений президента выполнить не получится: «У нас есть указы президента, давайте тогда признаем, что определенную часть этих указов мы выполнять не сможем. Ни в части образования, ни в части здравоохранения».
Для того чтобы выполнить поручения президента, по мнению спикера, нужно вести более обдуманную политику.
«Нужно быть последовательными, иначе мы систематически заявляем об одном, делаем совсем другое, а думаем, видимо, третье. У нас на самом деле есть серьезная разбалансированность между денежной политикой, бюджетной политикой и политикой роста или преобразования тех или иных секторов», —
сказал чиновник. Он отметил, что при развитии и движении дисбаланс — это нормально, в противном случае самое стабильное существо — покойник, который не двигается и никуда не падает.
«Но понятно, что должно быть бюджетное правило, и дисбаланс не может быть любым. Дефицит бюджета должен быть ограничен, мы в состонии профинансировать этот дефицит за счет внутренних ресурсов. Тут вопрос еще и в том, насколько у нас согласованные действия между разными функциональными направлениями нашей политики. И насколько мы сами последовательны в той политике, которую проводим. Тогда мы сможем существенно ускорить темпы роста. Потенциал у нас есть», — резюмировал Андрей Клепач.
В ходе беседы высказалась и Юлия Цепляева, которая отметила зависимость любых прогнозов от нынешней конъюнктуры.
«Даже на самые долгосрочные прогнозы оказывает влияние то, каким выдался год и какой экономический рост мы имеем в настоящее время, — поделилась мнением Цепляева. — Неудивительно, что все ухудшения макроэкономической ситуации и все прогнозы стали ухудшаться, причем не только министерство экономического развития ухудшало свои прогнозы... И вот сейчас мы находимся в той точке, когда прогнозы говорят, что экономический рост будет в районе 2,5%. Это, конечно, не то, на что рассчитывала страна даже год назад».
По ее мнению, возможно, в ближайшие пять лет надо смирится с тем, что любой сценарий может свершиться.
«Потому что структурные реформы не могут дать абсолютно мгновенного эффекта. Но смириться с тем, что мы до 2030 года будем расти существенно ниже темпов мировой экономики, будет очень нечестно», —
сказала выступающая. Она заявила, что сейчас снижение темпов роста вызвано структурными проблемами. Мы так сфокусировались на наших внутренних проблемах, что, по мнению Цепляевой, упустили из виду, что до 2030 года, а это большой период, возможен существенный внешний шок.
«Если посмотреть на то, какой уровень цен на нефть достаточен сейчас для того, чтобы нам жить более или менее плохо, то любой из нас может представить себе ситуацию выхода США на самодостаточность нефти и падение цен до 80 долларов за баррель. К сожалению, даже такое снижение цен на нефть — это настоящий шок для нашей экономики», — констатировала представительница Сбербанка.
Но, по ее мнению, это не наш базовый сценарий, и мы не хотим в него верить. У нас есть несколько лет, чтобы сделать нашу экономику менее уязвимой.
Также интересное видение ситуации представил Евсей Гурвич. Он описал целый спектр вариантов экономического роста, начиная с оптимистичных 5% ВВП и заканчивая реалистичными 2%.
«На мой взгляд, 5% роста — это такая мета, которая не подкреплена реальностью, то есть мечта о том, что мы можем проводить такую же бюджетную политику, как мы проводили до сих пор. Второй вариант — 4% роста. На мой взгляд, это максимум того, что может позволить наша макроэкономика. Но для этого нам нужно радикально улучшить качество институтов (финансовых. — РП). 3% — это то, чего можно добиться и при нынешнем качестве институтов, но при этом устранив наши структурные ограничения. 2% — это то, что ждет нас, если мы не сможем улучшить ни качество институтов и не сможем устранить структурные ограничения», — рассказал экономист.
Но в итоге Гурвич пришел к реалистичным оценкам ситуации, учитывая существую конъюнктуру. И объяснил, что мы не сможем преодолеть планку роста в 2,2% ВВП, если не снимем структурные ограничения. Если говорить проще, не слезем с нефтяной иглы.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости