Новости – Политика












Политика
«Есть конкретные угрозы?»

Магомедгусен Насрутдинов перед избранием меры пресечения в Лефортовском суде, 21 января 2014 года. Фото: Антон Новодережкин / ИТАР-ТАСС
Вице-премьер Дагестана Насрутдинов арестован по обвинению в мошенничестве при продаже газовых сетей
21 января, 2014 17:18
7 мин
Лефортовский суд Москвы во вторник поместил в СИЗО на два месяца вице-премьера Республики Дагестан Магомедгусена Насрутдинова. Его подозревают в мошенничестве при оформлении в собственность местных газовых сетей. Указания адвокатов Насрудтинова на то, что закон не позволяет арестовывать обвиняемых по делам о мошенничестве в сфере предпринимательской деятельности, и на то, что, возможно, по делу вышел срок давности, суд проигнорировал.
47-летний Магомедгусен Насрутдинов был арестован в московском аэропорту Внуково вечером 19 января — в тот же день, когда уголовное дело было передано из следственного отдела УФСБ Дагестана на федеральный уровень, в следственное управление ФСБ России.
Обвинения, связанные с продажей газовых сетей, впервые были предъявлены Магомедгусену Насрутдинову летом 2012 года. Сначала он проходил подозреваемым по части 2 статьи 201 УК («Злоупотребление полномочиями»), однако вскоре это дело было прекращено. После этого следственное управление в отношении чиновника, который с 2010 года занимает пост вице-премьера республики, возбудило новое дело по части 4 статьи 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Через некоторое время Ленинский суд Махачкалы признал возбуждение дела незаконным, позже это решение подтвердил Верховный суд Дагестана.
Новое расследование было начато местным управлением ФСБ в мае 2013 года; в июне чиновник был допрошен как свидетель по делу. Газета «Коммерсантъ», ссылаясь на «участников расследования», пишет, что спровоцировать новое уголовное дело мог тот факт, что «Насрутдинов якобы предлагал структурам „Газпрома“ выкупить обратно газовые сети в республике, но уже за 5 млрд рублей».
Насрутдинова, мужчину среднего роста и в кепке, провели в зал суда трое сотрудников в черных масках. Вслед за ними внутрь устремились четверо адвокатов чиновника.
Как рассказал в суде следователь Пащенко, чиновник обвиняется в том, что «изготовил заведомо подложный протокол» собрания ООО «Дагестанрегионгаз», генеральным директором которого он являлся, а также сфальсифицировал еще ряд документов. Преступление, по словам следователя, были совершены «не позднее 2008 года»; нижнюю границу представитель ФСБ не указал.
Эти документы использовались при передаче ОАО «Даггаз» имущества газовых сетей девяти муниципальных образований республики (Буйнакский, Кизлярский, Левашинский и другие районы Дагестана). Они были проданы «Даггазу», акционером которого также являлся Насрутдинов, за 58 млн рублей. При этом рыночная стоимость имущества, по оценке ФСБ, тогда составляла около 198 млн рублей.
Таким образом, был нанесен имущественный ущерб компании «Дагестанрегионгаз» — «коммерческой организации с прямым участием в уставном капитале государства». Потерпевшей по делу была признана компания ООО «Газпром межрегионгаз», которая является учредителем «Дагестанрегионгаза».
В связи с этим Магомедгусен Насрутдинов подозревается в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК («Мошенничество в особо крупном размере»). По мнению следствия, вице-премьер Дагестана может использовать свое служебное положение для того, чтобы скрыться, уничтожить улики или запугать свидетелей, а потому должен находиться в СИЗО.
Вопреки сложившейся практике, судья Ольга Кривоусова разрешила адвокатам и самому подсудимому задавать вопросы следователю, и они не отказались от возможности подвергнуть допросу представителя ФСБ.
Адвокат Данила Паршиков попросил следователя описать, как именно его подзащитный может угрожать свидетелям по делу. При этом адвокат ссылался на недавнее постановление пленума Верховного суда, который потребовал, чтобы следствие доказывало и документально обосновывало свои предположения о том, что подсудимый может скрыться или воспрепятствовать производству по делу. Представитель ФСБ внятно ответить на эти вопросы не смог, отделавшись общими словами о том, что «у следствия есть уверенность».
— Есть конкретные угрозы? — в очередной раз уточнил адвокат.
— Есть, — чуть замявшись, ответил следователь.
— А документально эти угрозы подтверждены?
— Нет.
Сам Магомедгусен Насрутдинов, который в суде держался достаточно уверенно, тоже задал следователю несколько вопросов.
— Вы в курсе, что в начале января я был на отдыхе в Дубае и спокойно вернулся обратно? — поинтересовался он.
— Да, я в курсе, — согласился следователь.
— А в курсе ли вы, что у меня сейчас загранпаспорт уже просрочен и что другого паспорта у меня нет?
— В курсе.
Насрутдинов заверил суд, что он не намерен скрываться и «всю жизнь от кого-то бегать», а, наоборот, намерен доказывать свою невиновность. Он настаивает, что тогда, в 2002 году, газовые сети «были проданы по балансовой стоимости», а оценка, приводимая ФСБ, по его словам, была сделана людьми без соответствующей лицензии и компетенции. В ближайшее время, говорит Насрутдинов, должно состояться заседание арбитражного суда, которое «даст оценку этому факту».
Защитники обратили внимание суда на тот факт, что следователь в своем ходатайстве не указал нижнюю границу даты возможного совершения преступления, однако передача газовых сетей проходила в 2002 году. Это означает, что если при этом и был нарушен закон, то сроки давности по данной статье УК уже истек.
Сам Насрутдинов рассказал в суде, что ранее ему предлагали закрыть дело по срокам давности, но тот отказался, потребовав полного оправдания.
Адвокаты предложили отпустить Магомедгусена Насрутдинова под залог (в качестве обеспечения залога предложили московскую квартиру подсудимого) или же поместить его под домашний арест. Как подчеркнули защитники, помещение в СИЗО обвиняемых в мошенничестве, совершенном в сфере предпринимательской деятельности, прямо запрещено частью 1.1 статьи 108 УПК. Именно предпринимательской деятельностью, по их словам, и занимался Насрутдинов в то время, когда занимал пост гендиректора «Дагестанрегионгаза».
— Все доводы следователя голословны. Это просто хрестоматийный набор фраз, — заключил адвокат Алиев.
Судья Ольга Кривоусова предпочла согласиться с доводами следствия и постановила арестовать чиновника до 16 марта 2014 года.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости