Новости – Политика
Политика
Дыра в 10 триллионов
Здание министерства финансов Российской Федерации. Фото: Рамиль Ситдиков / РИА
Минфин обещает до 2020 года дефицит бюджета в 10 трлн рублей; решение правительства — наращивать госдолг
5 декабря, 2013 19:23
3 мин
Министерство финансов России, просчитывая бюджет до 2020 года, обнаружило дефицит почти в 10 трлн рублей. По подсчетам Минфина, учитывая уже принятый бюджет до 2016 года, в период с 2017 до 2020 года в казне может не хватить 5,6 трлн рублей на выполнение базовых программ. Если добавить сюда дополнительные госпрограммы и обещания, которые тоже надо выполнять, то недостаток средств может увеличиться еще на 4,2 трлн рублей.
Эти цифры можно назвать оптимистическими, потому что Минфин производил расчеты исходя из того, что цена на нефть будет держаться на высокой отметке.
В долгосрочной стратегии вышеупомянутого ведомства говорится, что дефицит бюджета на протяжении всего периода будет покрываться по большей части за счет госзаймов. Госдолг вырастет с 12 % ВВП в 2013 году до 18,2 % ВВП к 2030 году. Максимальную отметку госдолга Минфин установил на уровне 20 % ВВП.
В основу бюджетной стратегии положен консервативный сценарий долгосрочного макропрогноза Минэкономразвития, пишет Reuters, в соответствии с которым средние темпы роста экономики РФ до 2030 года не превысят 2,5 %. При этом по-прежнему сохраняются риски того, что даже таких темпов роста не удастся достичь, и доходы бюджета, которые снизятся к 2030 году до 14,8 % ВВП с 19,1 % ВВП в 2013 году, будут еще меньше, чем запланировало министерство.
«Прогнозируемое сокращение доходов бюджетов бюджетной системы, в том числе федерального бюджета, обуславливает целесообразность рассмотрения вопроса о повышении налоговой нагрузки на сырьевой сектор экономики, при в целом стабильном уровне налоговой нагрузки на прочие сектора экономики, а также обеспечении роста неналоговых доходов», — цитирует Reuters подготовленный Минфином документ.
Антон Силуанов. Фото: Сергей Карпов / ИТАР-ТАСС
Антон Силуанов. Фото: Сергей Карпов / ИТАР-ТАСС
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), объем промышленного производства в России за десять месяцев 2013 года (более свежих данных пока нет) не изменился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (год назад рост достигал 2,8 %). В октябре 2013 года промпроизводство снизилось на 0,1 % в годовом исчислении. Месяцем ранее добывающие производства демонстрировали более позитивную динамику (+0,2 %), чем обрабатывающие (−0,2 %). Рост добычи в последние три месяца был преимущественно вызван возросшим спросом на газ в Европе.
Но эти успехи, пишет в своем исследовании Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ, не сопровождаются ростом инвестиционного или потребительского спроса. Напротив, снижение инвестиций в основной капитал в октябре только ускорилось: −1,9 % в годовом выражении после −1,6 % в сентябре. Снижение в строительстве еще сильнее (−3,6 % год к году после −2,9 % в сентябре).
Итоги десяти месяцев развития экономики России в целом не внушают оптимизма — рост ВВП на 1,2 % вряд ли кого радует. А в промышленности ситуация еще хуже: в обрабатывающих секторах в январе — октябре выпуск упал на 0,6 % относительно того же периода прошлого года, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды — на 0,3 %, и лишь добыча полезных ископаемых увеличила выпуск на 1,2 %, позволив промышленности в целом продемонстрировать нулевой рост.
Сохраняется высокая зависимость бюджета от нефтегазовых доходов. Если в 2005—2007 годах на финансирование расходов направлялось 5—7 % ВВП нефтегазовых доходов, то в 2012—2013 годах — 9—10 %, то есть практически весь их объем. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета в 2013 году оценивается на уровне 10,3 % ВВП.
Опрошенные «Русской планетой» эксперты говорят о том, что найти, чем закрыть предполагаемую бюджетную дыру в 10 трлн реально — например, средства можно взять из социалки.
«Сейчас активно будут экономить на пенсиях. Задачи пенсионной реформы, с точки зрения министерства финансов, — максимально сократить расходы на пенсионное обеспечение. Новая пенсионная формула позволит с точки зрения законодательства это сделать. Другой вопрос, пойдут ли на это депутаты. На то, чтобы каждый год поддерживать максимально низкий вариант индексации, экономя, таким образом, на пенсионерах. Дальше, возможно, будут экономить на зарплате бюджетников. Или проведут девальвацию рубля. Тогда вообще получится выполнить все обещания правительства. Только на другом уровне совершенно», — рассуждает заместитель директора Института прикладных экономических исследований ЦСР Татьяна Омельчук, добавляя, что просто поменяется соотношение зарплат и прожиточного минимума.
«Все зарплаты бюджетников (все, что обещали) вырастут, но только формально. По-моему, сейчас уже все это происходит, но относительно мягко, просто никто особо этого не подчеркивает», —
комментирует эксперт.
Некоторые специалисты вообще удивляются таким долгосрочным прогнозам Министерства финансов.
«Минфин иногда выдает такие данные, которые в принципе не поддаются никакому анализу со стороны экономистов. Каким образом мы можем узнать, какой у нас будет дефицит в бюджете в 2020 году?! Если Силуанов знает об этом, хорошо было бы поделиться, как он делал расчеты.
Я полностью отметаю всяческие долгосрочные прогнозы, которые идут дальше, чем на два года. Ситуация, как мы видим, меняется, и каждый год мы видим другую мировую экономику», —
говорит директор аналитического департамента ИГ «Норд-Капитал» Владимир Рожанковский.
Собеседник «Русской планеты» отмечает, что все государства корректируют прогнозы, бюджеты по ходу действия. Россия в этом плане не исключение.
Также, по мнению экспертов, нет ничего удивительного в планах Минфина по увеличению госдолга. «Я думаю, что мы к этому придем. Не хотели мы проводить такую политику, максимально от этого отходили, но когда больше негде взять деньги, естественно будут использовать и эти меры. Это не смертельно, весь мир этим пользуется», — делится Татьяна Омельчук.
«Я думаю, что Минфин может ужасающую картину нарисовать. Они всегда, еще даже при Кудрине, преследовали свои интересы, которые заключаются в том, чтобы всегда иметь подушку безопасности, и чем она больше, тем для Минфина лучше. Но эта подушка безопасности, безусловно, идет за счет отвлечения средств из инфраструктурных и социальных проектов, за которые ратует правительство и Минэкономразвития», — успокаивает Рожанковский.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости