Долгожданный русский «Охотник»
На Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова состоялась выкатка первого лётного образца тяжёлого разведывательно-ударного БПЛА С-70 «Охотник». Машина была в новой окраске и с усовершенствованным плоским реактивным соплом (ранее оно было круглым), понижающим радиолокационную заметность.
В большей степени мероприятие носило церемониальный характер, но стало весомым поводом для дискуссий относительно данного изделия и развития беспилотной авиации РФ в целом.
На выкатке присутствовал замминистра обороны РФ Алексей Криворучко. Он осмотрел дрон и проинспектировавший процесс сборки второго лётного образца.
«Выкатка БПЛА фиксирует завершение сборки изделия в целом, оснащение его всем необходимым бортовым оборудованием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к летательным аппаратам, и переход к комплексным наземным отработкам для подготовки к первому вылету», — отметил Криворучко.
Как сообщил замминистра обороны, в «Охотник» интегрированы «передовые достижения предприятий и организаций отечественного оборонного промышленного комплекса, позволившие обеспечить функциональные возможности, не уступающие, а по ряду параметров превосходящие немногочисленные (единичные) иностранные аналоги».
По его словам, технологии, которые реализованы в С-70, впоследствии станут применяться при разработке иных БПЛА. Генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь добавил, что на основе «Охотника» должно появиться целое семейство дронов.
«С-70 — это перспективная авиационная платформа с огромным потенциалом для развития на ее базе семейства беспилотных систем будущего. Работы по программе «Охотник» — одно из ключевых направлений для компании «Сухой» и ОАК. Развитие беспилотного направления полностью отвечает вызовам времени и запросам заказчика. Сегодня мы прикладываем все усилия, чтобы как можно скорее завершить испытания и выйти на серийное производство», — сказал Слюсарь.
Также для «Охотника» создаётся новый наземный пункт управления НПУ-70. Эту работу выполняет компания «Кронштадт». Скорее всего, он будет унифицирован с автоматизированным рабочим местом (АРМ), над которым сейчас работает предприятие.
«В перспективе планируется обеспечить управление с подобного командного пункта любыми беспилотными летательными аппаратами среднего и тяжёлого классов. Программное обеспечение разработки специалистов «Кронштадт» уже сейчас способно решать эту задачу. Проект имеет перспективы расширения функциональных возможностей и повышения автоматизации», — отметили в пресс-службе «Кронштадта».
Первенец «Сухого»
Разработка «Охотника» началась в 2011 году, как и ряда других перспективных отечественных БПЛА. Первый полёт С-70 состоялся 3 августа 2019 года, позднее беспилотник «засветился» в небе уже в паре с самолётом пятого поколения Су-57. В январе 2021 года на полигоне Ашулук (Астраханская область) беспилотник впервые произвёл бомбометание.
На сегодняшний день «Охотник» можно назвать наиболее сложным с технологической точки зрения боевым дроном. Этот беспилотник должен «уметь» вести разведку за тысячи километров от места пуска, осуществлять целеуказание, «взаимодействовать» с пилотируемыми машинами и применять ракетно-бомбовое вооружение, размещённое внутри фюзеляжа (как у самолётов пятого поколения).
Точных публичных данных об объёме боевой нагрузки С-70 нет. Однако известно, что для него ведётся разработка малогабаритных боеприпасов массой от 50 до 100 кг (видимо, с лазерной системой наведения). Также с большой вероятностью дрон сможет применять штатные авиационные боеприпасы, входящие в арсенал Су-57.
С самолётом пятого поколения во многом унифицировано и бортовое радиоэлектронное оборудование. По данным СМИ, нижегородское предприятие «Полёт» создаёт для «Охотника» облегчённую версию объединённой системы связи, обмена данными, навигации и опознавания (ОСНОД), которая установлена на Су-57.
Скорее всего, в конструкцию С-70 широко интегрированы и радиопоглощающие материалы, которые используются в истребителе пятого поколения, что, безусловно, можно назвать правильным и разумным шагом.
Помимо технологической совместимости, унификация должна дать весомый экономический эффект, упростив и удешевив серийное производство, запуска которого с нетерпением ждут военные. В этом году министр обороны РФ Сергей Шойгу призвал конструкторов ускорить опытно-конструкторские работы по С-70.
Первоначально сообщалось, что машина пойдёт в серию в 2025 году, сейчас, как ожидается, этот срок будет сокращён и выпуск «Охотника» стартует в 2023 году. При этом крайне важно, чтобы дрон получился не слишком дорогим. Любой беспилотник — в принципе должен оставаться изделием, которое заменяет человека и его потеря не может восприниматься как серьёзная утрата.
К тому же специфика боевого применения С-70 априори предполагает значительный риск поражения. Из материалов Минобороны РФ можно сделать вывод, что для разведки и целеуказания БПЛА будет заходить в зону ПВО противника.
В свою очередь эксперты считают, что «Охотник» будет использоваться как средство прорыва противовоздушной обороны неприятеля — на БПЛА будут нацелены радары и зенитные комплексы. В то время как пилотируемая авиация будет идти в арьергарде и наносить удары по уже отстрелявшемуся противнику.
Похожая тактика, хоть и с другими дронами и в ином контексте, уже была описана сотрудниками Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. В недавнем номере журнала «Воздушно-космические силы. Теория и практика» была отмечена перспективность первоочерёдной атаки БПЛА и последующего нанесения удара самолётами и вертолётами.
Опыт карабахской кампании тоже красноречиво показал, что именно беспилотники должны идти в бой в первых рядах и только потом в дело вступает артиллерия и традиционная авиация.
При этом не факт, что «Охотник» будет непременно подставляться под удар средств ПВО. Из информации по лёгкому тактическому истребителю Checkmate(Су-75), который станет носителем дронов, уместно сделать вывод, что у России есть технологии, позволяющие поместить БПЛА во внутрифюзеляжное пространство воздушного судна.
Логично предположить, что С-70 получит возможность нести рой дронов, которые будут «сводить с ума» систему противовоздушной обороны неприятеля. Даже несколько десятков беспилотников вблизи условной линии фронта способны перегрузить почти любые средства ПВО.
Отстаём, но догоняем
С появлением «Охотника» и аппаратов из его семейства боевые возможности российской авиации, в том числе в борьбе с высокотехнологичным противником существенно возрастут. Однако смогут ли наши конструкторы, как заявляется, опередить западные аналоги — большой вопрос.
Россия остаётся в положении догоняющей страны в сфере беспилотной авиации. Единственным полностью отечественным серийным БПЛА тяжёлого класса является «Орион», впервые полетевший в 2016 году. Поставки этого дрона в войска — чрезвычайно важное событие, но вместе с тем у США, Израиля, Китая, Турции и ряда западных стран уже давно есть подобные машины.
С-70 — дрон, принадлежащий к более редкому классу. Однако по массогабаритным характеристикам и заявленной номенклатуре задач он почти полностью аналогичен американскому беспилотнику RQ-170 и близок к новейшему Kratos XQ-58A Valkyrie. Данные аппараты совершили дебютные полёты в 2007 и 2019 годах соответственно.
Причём XQ-58A способен применять малогабаритные дроны. Сейчас в его арсенал входят разведывательные аппараты ALTIUS-600 разработки компании Area-I. Существуют разные мнения относительно причин отставания РФ, но бесспорным фактором являются некачественные управленческие решения.
Россия «проспала» технологическую революцию, связанную с бурным развитием беспилотников, причём не только в нищие 1990-е, но и в тучные 2000-е годы, когда у нашей страны были деньги на вложения в НИОКР в секторе БПЛА. Ключевые контракты с российскими предприятиями Минобороны РФ заключило лишь в 2011 году.
И всё же в текущей ситуации достаточно поводов для оптимизма. Руководство РФ уделяет по-настоящему большое внимание расширению линейки боевых дронов, хорошие результаты демонстрируют «Сухой», «Кронштадт» и ряд менее крупных частных разработчиков, обдумываются и принимаются на вооружение различные тактики их применения.
В настоящее время есть основания полагать, что если не произойдёт серьёзных передряг, то в ближайшие 10-15 лет Россия войдёт в элитный клуб государств-обладателей ключевых технологических компетенций в сфере беспилотной авиации.