Новости – Политика
Политика
Долгий путь в Россию
Дмитрий Медведев во время посещения сельскохозяйственного производственного кооператива «Терруар» в селе Родное в окрестностях Ялты. Фото: Дмитрий Астахов / ТАСС
Бюрократия тормозит интеграцию Крыма
18 июня, 2015 12:00
5 мин
На днях Дмитрий Медведев провел на полуострове совещание по развитию малого бизнеса. Если верить заголовкам некоторых федеральных СМИ, премьер объявил об окончании переходного периода по адаптации Крыма к российским реалиям. Однако участники совещания заверили «Русскую планету», что смысл сказанного Медведевым был несколько иным.
«Речь шла о том, что переходный период закончился на бумаге, но в действительности он еще далек от завершения», ― уточнил глава Ассоциации виноградарей и виноделов Севастополя Павел Швец.
Это подтвердил в беседе с «Русской планетой» и председатель «Деловой России» в Севастополе Олег Николаев. «Акцент был на гигантском отставании Крыма от России. Убитая инфраструктура. Беспредел в градостроительстве. Дословно: такое впечатление, что дороги как построили при СССР, так больше и не прикасались к ним», ― пояснил он.
В чем именно полуостров еще недотягивает до российских реалий?
«Единственная сфера, от начала и до конца интегрированная в Россию, это финансовая и бюджетная, ― говорит руководитель агентства "КрымБизнесКонсалтинг" Эдуард Журавлев. ― Например, фактически с июня 2014 года на территории Крыма ходит лишь одна валюта ― рубль. А с 1 января 2015 года покупка и продажа наличной валюты попала под российские стандарты (в Крыму запретили обменники, теперь деньги можно обменять только в банках. ― РП.). Когда случился валютный кризис и арендодатели по украинской привычке решили поднять цены до прежнего долларового эквивалента, многие мои знакомые ― в основном это банкиры ― отказывались это даже обсуждать. "А с чего это вдруг вы ренту поднимаете? ― недоумевали они. ― У вас что, текущие затраты на обслуживание вашей недвижимости номинированы в долларах?" Такие вопросы логичны для любого россиянина, но пока непривычны для крымчан».
«Наверное, еще одна сфера, где интеграцию Крыма в РФ можно считать полностью свершившейся, это цены на местный алкоголь, ― замечает Журавлев. ― Любой крымчанин, покупая вина "Массандры" или "Инкермана", с уверенностью скажет: да, интеграция свершилась».
Цены и в самом деле смущают местных жителей. Если пару лет назад хороший портвейн можно было купить (в пересчете с гривны) за 150 рублей, то теперь он стоит больше 400. Причем розничные цены на «Массандру» в Крыму не ниже, чем в Москве.
«Во всех остальных сферах до сих пор не только действуют нормы переходного законодательства, но и принимается новая нормативная база, своя, особая и отличная от законодательства РФ, ― продолжает эксперт. ― Ну и, соответственно, жизнь в этих сферах не совсем российская».
На вопрос, хуже эта жизнь, чем в России, или лучше, Эдуард отвечает, что для россиянина местные бизнес-практики однозначно хуже. Взять, например, вопросы улучшения бизнес-климата. С одной стороны, принимается решение о создании в Крыму СЭЗ, а с другой, власти республики проводят выборочную национализацию с не до конца ясными критериями отбора активов.
Севастополь ― отдельный субъект федерации, но проблемы здесь схожие. Незаконченность перехода города в правовое поле России особенно остро ощущается в сфере недвижимости. Скажем, трудно оформить землю по новым правилам. А это тянет за собой другие проблемы, например с лицензированием предпринимательской деятельности.
Не все бизнесмены еще свыклись с особенностями российского госрегулирования. Непривычен и значительный объем документов: стоит не соблюсти какую-нибудь мелкую норму, не менявшуюся в России десятилетиями, но новую для крымчан, ― сразу штраф.
Еще один нашумевший пример ― лицензирование туристических яликов и яхт, на которых катаются отдыхающие в сезон. В одном только Севастополе ― тысячи владельцев маломерных судов. Их обязали перерегистрировать документы, получить российское разрешение на управление судном и оформить лицензию на коммерческую деятельность до 1 июня. Но выяснилось, что задача эта почти невыполнима.
Отдыхающие во время прогулки на катере в Черном море в Ялте
Отдыхающие во время прогулки на катере в Черном море в Ялте. Фото: Михаил Почуев / ТАСС
Во-первых, в российском законодательстве ялик отчего-то приравнен к круизному лайнеру, что влечет нелепые требования. Например, если купить спасательный плот требуемых размеров, он будет величиной с саму лодку. Во-вторых, в России капитаны обязаны просить у пограничников добро на передвижение по прибрежным водам — даже если лодка идет на соседний пляж.
Абсурдны и решения местных властей. Как сообщил на днях портал «Примечания», губернатор Севастополя запретил спускаться с яхты в воду даже дайверам, а, например, мамам с детьми, чтобы полчаса прокатиться вдоль берега, нужно иметь при себе паспорт, страховку, пройти инструктаж по безопасности и не снимать спасательные жилеты до конца поездки.
Административные барьеры в «морском регулировании» если не душат на корню малый бизнес полуострова, то способствуют его уходу в тень, говорит Олег Николаев.
Чаяния судовладельцев, кажется, услышаны: Дмитрий Медведев поручил правительству смягчить требования к лицензированию маломерных судов. Однако российское законодательство сложнее прежнего правового режима и во многих других сферах.
«Недавно знакомая, которая занимается детским туризмом, подсчитала, что при переходе на российские нормы ей пришлось подписать 800 регулирующих документов», ― приводит пример Павел Швец. По его словам, у предпринимателей появилась уверенность, что некоторые нормы постараются смягчить, но процесс это не быстрый.
Так что, судя по всему, «переходный период» в Крымском федеральном округе какое-то время еще будет продолжаться. Остается надеяться, что российская бюрократия осознает важность позитивных перемен на полуострове и проявит гибкость. Ведь, когда надо, она это умеет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости