До выборов осталась неделя. Могут ли они что-то поменять?
Через несколько дней россияне получат возможность отдать свой голос за партии и кандидатов в депутаты Госдумы. В этом году на этот выбор отводится три дня — 17, 18, 19 сентября.
Нынешняя избирательная кампания наверняка войдёт в историю как одна из самых пресных.
Иссушенная российская политическая реальность не смогла родить ни ярких осмысленных лозунгов, ни новых лиц, имеющих хоть какой-то опыт правотворческой деятельности или успевших поработать в системе госуправления.
Невозможно обойти стороной и весьма скупую программу дебатов. Более того, в публичных дискуссиях журналисты федеральных телеканалов порой даже не старались выдерживать баланс — явно поддерживали представителей провластных партий и игнорировали неудобные вопросы оппозиционеров.
Парадоксально, что «Единая Россия» фактически отказалась от проведения масштабной агитационной кампании, рассчитывая при этом получить до двух третей голосов. Собственно, результат ЕР как раз и является главной интригой нынешних выборов, которые в целом справедливо называют «переизбранием» «Единой России».
Дело в том, что рейтинг партии власти по-прежнему невысок. Полностью лояльный Кремлю ВЦИОМ даёт «медведям» лишь 34% поддержки, остальные социологические центры — ещё меньше. Как же тогда ЕР собирается уверенно выигрывать выборы?
В пользу «Единой России» может сыграть несколько факторов. Первый — небольшая явка при высокой избирательной активности пенсионеров, бюджетников, силовиков и госслужащих, составляющих ядро голосов за эту партию. Второй — возможные махинации на избирательных участках и в комиссиях, а также манипуляции с электронным голосованием.
Третьим фактором в пользу партии власти можно назвать солидный состав списка первых лиц — министр обороны Сергей Шойгу, глава МИД РФ Сергей Лавров, главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко, детский омбудсмен Анна Кузнецова.
К чести ЕР имеет смысл сказать, что после 2011 года была проделана большая работа по чистке рядов и привлечению новых фигур из самых разных сфер. При этом у многих людей, которые хотят пользоваться ресурсами «Единой России» и платить ей взамен лояльностью, нет необходимости получать партийный билет.
Да, на этот счёт существует едкая шутка. Самовыдвиженцев от ЕР иронично именуют «самомедвиженцами», намекая, что разницы между партийными и беспартийными нет, и человек без билета всё равно является «медведем».
Партийную агитацию ЕР на этих выборах фактически заменили единовременными выплатами пенсионерам и военнослужащим, обещанием построить новые города в Сибири и разнообразными законодательными поблажками, которые должны облегчить жизнь рядовых граждан.
Так или иначе, у социологов нет сомнений, что ЕР по меньшей мере наберёт 50% голосов. Из нефасадной оппозиции (партий за исключением КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России») шансы на попадание в Госдуму есть только у «Новых людей». Видимо, у этой политсилы всё же сработал лозунг о необходимости замены «старых» фигур во власти.
Сложно говорить, насколько вообще такие выборы нужны российскому обществу. Потому что текущая избирательная кампания, по сути, представляет собой даже не ротацию законодательной власти. Это, как метко говорят отдельные эксперты, «политическая репрезентация» по типу референдума об изменении Конституции, когда в «пакетном порядке» были утверждены как вменяемые, так и крайне спорные решения.
«Единая Россия» без массовых потасовок будет абсолютным победителем. За неё проголосует огромное количество граждан и не только из-за различных форм служебного принуждения.
В нашей стране после распада СССР и лихих 90-х годов люди паталогически боятся изменений. Правящий российский режим чрезмерно законсервировался, а в политической жизни наступила засуха и виной тому не одна лишь узурпация власти.
Естественно, Кремль активно формирует повестку дня, насаждает ценности, проводит эксперименты на информационно-идеологическом поприще, прощупывая дополнительные возможности для укрепления собственных позиций и погашения оппозиционных настроений.
Однако вместе с тем верхушка в определённой степени отвечает на запросы общества. В связи с этим необходимо признать, что подавляющее большинство наших граждан вполне устраивает и «обнуление» сроков президента, и «переизбрание» ЕР, и не очень обеспеченная, но с горем пополам стабильная жизнь.
Руководство нашей страны активно эксплуатирует фактор такой пассивной поддержки и вынужденной лояльности. Именно этим объясняется отказ Кремля от создания перед выборами новых провластных и оппозиционных партий. Наверху разумно сделали ставку на продвижение в Госдуму прежних политических сил, выжимая максимум из них и избирателей.
В преддверии единого дня голосования нашим гражданам стоило бы задуматься о том, что от их воли и настроений на самом деле зависит очень многое. В современном мире (в том числе в условиях мягкого авторитарного режима, который установился в РФ) правящая элита не может игнорировать объективное недовольство общества и требование серьёзных перемен, если всё это, конечно, присутствует.
Но проблема заключается в том, что слишком большая часть граждан России безразлично относится к таким понятиям как сменяемость элит, демократические ценности, местное самоуправление, права и свободы человека. Среднестатистический российский обыватель не верит ни в благополучие настоящего, ни в прогресс, который должен произойти в будущем.
Сложившаяся перед думскими выборами ситуация как нельзя лучше раскрывает экзистенциальную проблему общества, которое в силу негативного социально-политического опыта, стремится постоянно воспроизводить текущую реальность, либо (что ещё хуже) — воссоздавать прошлое.
В России вышеуказанный феномен ярко проявляется в нездоровой ностальгии по советским временам.
Эта болезнь поразила умы не только зрелого поколения и пенсионеров, которые склонны полагать, что СССР развалил исключительно «Горбачёв с американцами». Противоречивый советский период идеализирует множество молодых людей с левыми взглядами.
Наше общество по-прежнему наотрез отказывается понимать, что коммунистическая империя была нежизнеспособным образованием, прежде всего, из-за замшелой идеологии, которая не брезговала игнорировать самые элементарные материальные и духовные потребности человека.
Запад победил в холодной войне не потому что «посадил» на пост руководителя нашей страны Горбачёва. Это был триумф пусть и циничного, но прогрессивного взгляда на экономику, идеологию, пропаганду, государственную политику и предназначение человека.
Умные головы за океаном, стремившиеся уничтожить конкурента на геополитической арене, осознавали, что с помощью войн СССР не одолеть. Гораздо разумнее заниматься пропагандой ценностей западного образа жизни через продукты массовой культуры и дождаться, когда государство и общество поразит острейший кризис, вызванный в большей степени внутренними причинами.
Удивительно, что спустя 30 лет эта простая мысль крайне редко озвучивается даже нелояльными Кремлю экспертами и СМИ. Пока Россия ждёт ослабления и деградации США, она сама может терять силы и ресурсы на развитие.
И всё же при всех минусах нынешняя избирательная кампания даёт определённые положительные надежды. Доминанта «Единой России» открывает возможность для плавной и мирной трансформации системы — пресловутого транзита власти, связанного с уходом Владимира Путина и ряда его приближённых, которым уже под 70 и больше лет.
Да, на сегодняшний день никому непонятно, как будет выглядеть этот процесс вживую. Но оснований сомневаться в том, что он будет запущен до следующего избирательного цикла, не так много.
В любом случае безусловное право каждого — голосовать или нет, поддерживать ЕР, «системную оппозицию», либо в качестве протеста поставить галочку напротив картонных партий и малоизвестных фамилий.