Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

Детские проблемы флота большой страны

Фото:
Фото: Novozemelecmsk.ru
Сложная история и противоречивая современность российского кораблестроения
Степан Зайцев
29 июня, 2021 13:03
8 мин

Во вторник, 29 июня, в России профессиональный праздник отмечают работники судостроительной отрасли. В качестве дня кораблестроителя была выбрана дата издания указа от 1667 года царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского военного корабля — фрегата «Орёл».

На тот момент, впрочем, как и последующие десятилетия, Россия не обладала компетенциями для сооружения крупных кораблей. В связи с этим строительство велось либо чертежам европейцев (прежде всего, голландцев), либо с привлечением западных инженеров.

История российского флота — военного и гражданского — необычайно драматична. Наше государство всегда испытывало великодержавные амбиции, но крайне редко в экономике находились ресурсы на демонстрацию достаточного количества вымпелов вдали от родных берегов.

От царя до Ельцина

Развитие кораблестроения в России сдерживалось главным образом отсутствием выхода к морям, которые связывали нашу страну с Европой. После Ливонской войны (1558-1583) и стремительного возвышения Швеции Москва утратила доступ к Балтийскому морю.

Единственный морской путь в Европу пролегал через арктические воды. Крупнейшим портом России являлся Архангельск, а главным торговым партнёром — Англия. При этом наши купцы не возили свои товары в «царицу морей» — природные богатства забирались англичанами на берегу.

До Петра I, который пытался наладить регулярное производство военно-морских и торговых кораблей, Россия умела спускать на воду только небольшие парусные и промысловые суда. Из-за отсутствия иного опыта у русских моряков было очень слабое представление о навигации на морских просторах и способах эксплуатации крупных надводных платформ.

Масштабы строительства новых кораблей при Петре не могли не впечатлять. Только для Балтийского флота в период с 1703 по 1709 год были введены в строй 91 бригантина, 15 фрегатов, 44 парусных судна, 3 бомбардирских корабля, 21 галера и полугалера. Благодаря успехам в Северной войне появились пункты базирования в Кронштадте, Выборге и Ревеле (Таллин).

Однако вся петровская военно-морская громада достаточно быстро превратилась в труху. В 1720-е годы в боеспособном состоянии находилось менее трети кораблей — власти не создали нормальную инфраструктуру обслуживания, не научили моряков ремонтировать и эксплуатировать новые суда.

Негативную роль сыграли огромные расходы казны. С целью экономии в конце петровского правления экипажам кораблей вообще запретили выходить в море. В итоге молодая империя оказалась полностью лишена флота. Оживление навигации и строительства началось лишь с приходом Анны Иоанновны (1730-1740).

Самой славной страницей балтийского флота можно назвать дерзкий поход в Средиземное море в 1769-1774 годы с целью уничтожения морских коммуникаций Османской империи и захвата опорных прибрежных пунктов. В 1770 году русские корабли нанесли туркам поражение в Наваринской бухте, Хиосском проливе и Чесменской бухте. В октябре 1773 года при поддержке друзов наши моряки овладели Бейрутом.

Ещё одной грандиозной экспедицией стал поход к берегам Северной Америки в 1863 году с целью создания угрозы торговым путям Англии и Франции в период подавления Польского восстания. Американцы до сих пор с теплотой вспоминают этот визит русских моряков, которые к тому же героически помогали тушить пожары в Сан-Франциско.

Бессмертными победами и подвигами русские эскадры прославились под командованием Фёдора Ушакова. Его деятельность внесла огромный вклад в укрепление позиций империи в Чёрном море.

Однако фактически с середины XIX века, когда нахимовцы разгромили турков в Синопском сражении, русский флот крупных побед не одерживал. В Первую и Вторую мировую войну немцы, пользуясь особенностями географии и превосходством в вооружении, организовали блокаду сил Балтийского флота.

Черноморский флот, если говорить про Великую Отечественную войну, был фактически уничтожен врагом, лишившись пунктов базирования в Крыму, Одессе и Новороссийске. По подсчётам историков, больше половины десантных операций ВМФ СССР в период ВОВ завершилась поражением.

Расцветом флота отечественного военного и гражданского флота считается эпоха холодной войны, когда произошло успешное освоение СССР атомной энергии и технологии сооружения авианосцев. По своему потенциалу советский ВМФ приблизился к могучим американским ВМС.

Однако грандиозные успехи обошлись нашей стране очень дорого. В 1990-е годы большую часть кораблей пришлось распродавать, утилизировать или попросту выводить из состава, оставляя гнить в отстойниках судоремонтных заводов. Депрессия охватила и гражданский транспорт. Из-за низкой экономической активности и распространения схем фрахтования зарубежных кораблей этот сектор почти умер.

На этапе роста

Оценки современной ситуации в кораблестроительной индустрии сильно разняться. Близкие к государству специалисты утверждают, что Россия полностью преодолела последствия глубокого кризиса после распада СССР, но есть немало экспертов, выступающих с критических позиций.

Однозначно можно сказать, что промышленность РФ радикально увеличила объёмы производства. По данным британского аналитического агентства Clarkson Research, Россия выбилась в число мировых лидеров по объёмам заказов в регистровых тоннах (CGT).

С 1 сентября 2016 года в Большом камне (Приморский край, в 30 км от Владивостока) была запущена новая верфь на мощностях Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) и Дальневосточного завода «Звезда».

Строительство предприятия ещё продолжается, но уже сейчас оно реализует и получило массу заказов на разнообразные крупнотоннажные суда и буровые платформы.

Именно в Большом камне создаётся самый крупный и мощный в мире атомный ледокол «Лидер». Очевидно, что с полноценным запуском верфи количество вводимых в строй кораблей будет только возрастать.

В военно-морском судостроении России также наблюдается определённый ренессанс. Флот начал получить новые фрегаты, корветы, тральщики, суда обеспечения. В 2019 году в Керчи были заложены два больших десантных корабля. Наша индустрия продемонстрировала, что способна самостоятельно возводить столь сложные платформы.

В то же время сроки строительства военных и гражданских судов в РФ неприлично растянуты. В среднем китайские, южнокорейские и западные верфи строят в три-четыре быстрее. Такое положение дел обосновано несколькими причинами.

Первый фактор заключается в сложной спецификации практически каждого корабля. В России доминирует практика мелкосерийного производства. В связи с этим для каждой платформы требуется закупать множество неунифицированных комплектующих. Их поиск, изготовление на сторонних предприятиях и установка не только замедляют процесс сборки, но и увеличивает стоимость конечной продукции.

Подобная проблема относительно легко решается административными мерами. Ничего не мешает властям ввести стандартизацию военного и гражданского морского транспорта, чтобы сократить количество проектов и типов платформ. Однако подвижек в этом направлении не наблюдается.

Вторая причина длинного производственного цикла заключается в дефиците современных технологических решений — цифровой документации, систем автоматизированного проектирования, схем блочной сборки, кранового оборудования, стапелей и доков различных классов.

Современная кораблестроительная промышленность РФ, хоть и находится на подъёме, но явно страдает от детских болезней, испытывает трудности с интеграцией высоких технологий и имеет чрезмерно монополизированную структуру. Без решения этих проблем текущие достижения не получится трансформировать в фундамент для поступательного развития судостроительной отрасли.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ