Чёрный «Беркут». Прародитель пятого поколения
25 лет назад, 2 апреля 1996 года, состоялся первый полёт одного из самых необычных детищ отечественного авиапрома — истребителя Су-47 (С-37) «Беркут». Машину пилотировал лётчик-испытатель герой России Евгений Фролов.
Для мировой публики самолёт дебютировал на международном авиакосмическом салоне МАКС-1997 в подмосковном Жуковском и произвёл настоящий фурор. Удивительно, но спустя четверть века, Су-47 по-прежнему будоражит умы обывателей и любителей авиатехники как в России, так и за рубежом.
Ключевая особенность «Беркута», помимо вытянутой формы корпуса и хищной чёрной окраски, заключается в наличии нетипичного для мировой авиации крыла обратной (отрицательной) стреловидности (КОС).
Эта схема позволяет успешно бороться с волновым сопротивлением, которое возникает на скорости свыше 500 км/ч, даёт увеличение угловой скорости, боевого радиуса (дальности полёта), уменьшение взлётно-посадочных дистанций, расширение внутренних объёмов планера в местах стыка крыла и фюзеляжа.
Как показали расчёты и испытательные полёты, крыло обратной стреловидности повышает аэродинамическое качество носителя, что выражается в увеличении манёвренных возможностей, особенно на малых скоростях. Самолёт, оснащённый КОС, идеально подходит для ближнего воздушного боя.
Однако крыло обратной стреловидности обладает и существенными недостатками, главный из которых заключается в опасности скручивания законцовок конструкции под воздействием подъёмной силы. В некоторых ситуациях крыло может попросту развалиться. Данный дефект в авиационной науке называется упругой положительной дивергенцией.
Чтобы нивелировать вероятность скручивания, ранее было необходимо использовать твёрдые стальные сплавы — только они давали требуемую жёсткость, но, естественным образом, сильно увеличивали массу крыла.
В авиации давно делается акцент на снижении весовых характеристик за счёт широкой интеграции композитов и титана. Они относительно лёгкие и дают преимущество в прочности. Тем не менее применение данных материалов не помогло полностью решить проблемы с жёсткостью.
Кроме того, КОС вызывает неприемлемый для экипажа уровень аэродинамической тряски. Не очень подходит крыло обратной стреловидности и для передвижения на сверхзвуковой скорости.
Все эти недостатки были выявлены при реализации проектов немецкого реактивного бомбардировщика Junkers Ju 287 в 1944 году и американского Grumman X-29 в 1980-е годы, над которым в той или мере трудились три крупных корпорации США — Northrop Grumman, Rockwell и General Dynamics.
Отечественный Су-47 создавался как раз вдогонку X-29. Точкой отчёта считается 1983 год, когда в США завершилась исследовательская программа NASA по отработке технологий высокоманёвренного самолёта HiMAT (Highly Maneuverable Aircraft Technology).
Инициатором запуска проекта истребителя с крылом обратной стреловидности является Михаил Петрович Симонов. Перспективный истребитель получил обозначение С-22. Впоследствии руководителем программы стал молодой на тот момент инженер ОКБ Сухого Михаил Асланович Погосян.
Советские конструкторы намеревались изготовить несколько прототипов для проведения разнообразных испытаний, но распад СССР похоронил эти планы. Несмотря на это, ОКБ Сухого продолжило разрабатывать «Беркут» за счёт собственных средств.
В условиях острого дефицита финансов пришлось ограничиться постройкой одного самолёта. Уже тот факт, что специалисты ОКБ Сухого справились с этой задачей, является огромной победой отечественной авиапромышленности и заслуживает большого уважения.
При этом советские и российские инженеры пошли дальше американцев. Изготовление и достаточно интенсивная программа испытаний Су-47 стали не только удачным пиар-ходом, но и позволили отработать множество важнейших инженерных решений, которые потом использовались для проектирования и модернизации самолётов оперативно-тактической авиации.
Помимо новых аэродинамических компоновок, на «Беркуте» были апробированы крупногабаритные панельные конструкции, система дистанционного управления, двигатели с управляемым вектором тяги.
Фюзеляж Су-47 выполнен главным образом из алюминиевых и титановых сплавов. Доля композитов достигает 13%, но для середины 1990-х годов это был хороший показатель. К тому же крыло перспективного истребителя на 90% состояло из композитов.
«Беркут» оснастили двухконтурным турбореактивным двигателем Д-30Ф6 с общей форсажной камерой и регулируемым сверхзвуковым соплом. Этот силовой агрегат установлен на истребителе-перехватчике МиГ-31, предоставляя ему уникальные скоростные качества.
Максимальная скорость Су-47 у земли — 1400 км/ч, на высоте — 2200 км/ч, практическая дальность — 3300 км, практический потолок — 18 км. Объём боевой нагрузки «Беркута» неизвестен, но, скорее всего, самолёт был приспособлен под оснащение управляемыми ракетами и некоторыми видами авиационных бомб.
Обращает на себя внимание определённое внешнее сходство между Су-47 и самолётом пятого поколения Су-57. Прежде всего речь идёт о достаточно плавных геометрических линиях, призванных уменьшить эффективную площадь рассеивания (ЭПР), то есть улучшить малую радиолокационную заметность.
Конечно, вряд ли специалистам ОКБ Сухого удалось приблизиться по ЭПР к стандартам пятого поколения, так как в «Беркуте» практически не использовались радиопоглощающие материалы и покрытия.
В то же время у Су-47, видимо, присутствовал внутрифюзеляжный отсек для размещения вооружения, как на Су-57, американских F-22 и F-35. Как заявил ранее Погосян, «Беркут» вызвал большой интерес у российских военных и стал прародителем будущего самолёта пятого поколения.
К началу октября 2002 года Су-47 выполнил более 150 полётов. В этом же году на пресс-конференции в Гатчине заместитель Главкома ВВС по вооружению, генерал-майор Дмитрий Морозов сообщил о разработке военными технического задания на создание перспективного боевого самолёта пятого поколения. В 2003 году ОКБ Сухого выиграло конкурс на проект будущего Су-57.
В ноябре 1997 года председатель подкомитета по тактической авиации в комитете по национальной обороне Палаты представителей США Курт Велдон в интервью газетеThe New York Times пророчески заявил, что проект «Беркут» непременно создаст конкуренцию американским ВВС.
«По мнению оборонных экспертов, разработка С-37 означает, что в XXI веке американские лётчики могут столкнуться с противником ещё более грозным, чем это ожидалось ранее. Россия продолжает осуществлять развитие технологий... С-37 создан для того, чтобы дать русским исключительные возможности для достижения того, что называются «господством в воздухе», — сказал Велдон.