Буксующее импортозамещение
Фото: Минобороны

Фото: Минобороны

Почему в России рухнуло производство высокотехнологичной военной продукции

В первом квартале текущего года российская армия получила свыше 500 новых и около 50 отремонтированных единиц вооружения. Об этом сообщил министр обороны Сергей Шойгу на Едином дне военной приёмки, который прошёл 12 апреля на Фрунзенской набережной. В частности, войска получили один береговой ракетный комплекс «Бастион», 13 самолётов, 31 вертолёт (Ми-28, Ми-35М и Ми-8), 48 крылатых ракет «Калибр», 540 автомобилей.

В докладе замминистра обороны Алексея Криворучко говорится, что в рамках Гособоронзаказа (ГОЗ) в Сухопутные войска и ВДВ были поставлены 498 новых и 42 отремонтированных автомобиля, 20 единиц ракетно-артиллерийского вооружения, 187 новых и 53 отремонтированных единиц техники связи, 9 тысяч единиц носимого вооружения и экипировки, более 4,3 тыс. средств десантирования.

На первый взгляд приведённые выше цифры впечатляют. К тому же в первом квартале 2019 года российская армия начала отказываться от АК-74М в пользу более совершенного АК-12. С 2019 по 2021 годы концерн «Калашников» должен выпустить свыше 112 тысяч единиц нового автомата для Вооружённых сил. На дне военной приёмки руководители оборонных предприятий отчитались о производстве вертолётов, авиационных и морских средств поражения.

Фото: Минобороны

Однако за докладами об успехах скрывается достаточно печальная картина, связанная с сокращением ГОЗ. Об урезании расходов на армию говорились неоднократно с 2016 года. Но серьёзные негативные последствия оборонно-промышленный комплекс (ОПК) ощутил в 2018 году.

Согласно недавно опубликованным данным Росстата, производство высокотехнологичной продукции (ракет, самолётов, вертолётов, беспилотников, спутников, в том числе военного назначения) в РФ рухнуло на 13,5%. При этом в предыдущие годы авиакосмический сектор России уверенно рос: в 2014 году на 9%, в 2015 году — на 19,6%, в 2016 году — 9,8%, в 2017 году — на 8,9%.

За январь-февраль 2019 года производство летательных аппаратов в РФ обвалилось на 48% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Итоговая цифра за текущий год может оказаться катастрофической, но вряд ли подобные проблемы будут обсуждаться публично. Последние годы дискуссии о перевооружении и обороноспособности нашей страны должны непременно заканчиваться шапкозакидательскими выводами.

Драйверами падения производства высокотехнологичной продукции, помимо сокращения ГОЗ, стали западные санкции. Это ещё одна полузапрещённая в России тема для публичного обсуждения. Наша страна по-прежнему очень сильно зависит от импортной электронно-компонентной базы, сложных материалов и двигателей.

В частности, из-за дефицита отечественных композитов был как минимум на два года отложен запуск серийного производства ближнемагистрального лайнера МС-21. Это самолёт должен вытеснить с внутреннего рынка аналоги от Boeing и Airbus, которые, кстати, с охотой продолжают скупать российские перевозчики. Двигатель для отечественной машины (ПД-14) пока также не готов. Первые образцы будут летать на американских PW1400G.

Невозможно обойти стороной тот факт, что зачастую власти скрывают вал проблем, связанных с санкциями. Например, композитное крыло МС-21 было гордостью отечественной промышленности. Его создание преподносилось как небывалый успех. Однако в январе 2019 года газета «Коммерсант» сообщила, что ряд компонентов для композитов, использовавшихся для крыла и части киля, Россия получала из США и Японии.

Фото: Правительство РФ

Невольно возникает вопрос: сколько ещё подобных сюрпризов ожидают нашу страну? Несколько лет назад в СМИ появились публикации о том, что в конструкции истребителя пятого поколения Су-57 (бывший ПАК ФА) также использовались иностранные материалы. Между инженерами стояла дилемма — заменять их на металл, либо разрабатывать отечественные аналоги.

Учитывая, что серийное производство Су-57 (как и МС-21) постоянно откладывается, версия о давлении санкционного режима выглядит вполне правдоподобно.

Как сообщил источник РП в ОПК, серьёзные трудности Россия испытывает в сфере производства большинства летательных аппаратов. Правда, основная причина, по его мнению, заключается в невыполнимости программы импортозамещения на 100%. А именно эту задачу перед правительством, Минобороны и промышленностью поставил президент.

«Ни одна страна в мире, даже США и Китай, не способна замкнуть на своей территории производство всех необходимых материалов, агрегатов и систем. Конечно, можно достичь определённой планки по ряду направлений или полностью избавиться от необходимости кооперации с зарубежными предприятиями. На мой взгляд, в России нет чёткого понимания того, как оптимально распределить ресурсы: где можно закрыть глаза на зависимость от за рубежа, а где — нет», — пояснил собеседник нашего издания.

Исключением является только военная техника. У Минобороны, как отметил источник, действует чёткое правило — никаких комплектующих из стран-членов НАТО. Эта задача должна выполняться беспрекословно. Однако отечественная промышленность не способна удовлетворить все запросы военных. По этой причине Россия закупает электронику, материалы и двигатели у Южной Кореи и Китая.

«Например, в Азии для нужд ВМФ стали закупать морские дизеля, чтобы заменить западные двигатели. При этом наши предприятия могут с течением времени создать вполне достойный агрегат. Но тут встаёт вопрос о целесообразности вложений. Причина в том, что серия кораблей или другой техники, как правило, маленькая, а ГОЗ на флот сокращается. И лучших времён придётся ждать очень долго. То есть можно создать хороший дизель, но расходы на этот проект в итоге не окупятся, если его, конечно, не продавать за рубеж», — сообщил источник.

Собеседник РП считает, что российскому руководству необходимо создать условия для кардинального улучшения экспортных показателей. В противном случае высокотехнологичную промышленность России ожидает режим, близкий к изоляции. Больше всего, как прогнозирует источник, может пострадать производство спутников.

«Сейчас присутствие в космосе имеет колоссальное значение для экономики и обороны страны. На мой взгляд, приоритетом для России должно стать именно производство спутников. Всё остальное не столь критично. Отечественные аппараты заметно уступают по качеству американским и европейским аналогам (объём и скорость передачи данных, слабая оптика). При этом Россия достаточно сильно зависит от зарубежных комплектующих. Битва за космос имеет ключевое значение для безопасности нашей страны, и проигрывать её недопустимо», — подытожил источник РП.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Что привлекает Дональда Трампа в евреях Далее в рубрике Что привлекает Дональда Трампа в евреяхПравые республиканцы США идут ва-банк Читайте в рубрике «Общество» Россияне должны умирать вовремяТатьяна Голикова рассказала о согласовании цифр смертности Россияне должны умирать вовремя

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»