Политика
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Политика
Русская планета
Политика

Беспилотный фактор. Можно ли выиграть войну с помощью БПЛА?

Опыт карабахского конфликта дал большую пищу для размышлений о новых методах боевых действий
Степан Зайцев
17 ноября, 2020 14:11
1 мин
Беспилотник
Фото: Соцсети

Конфликт в Нагорном Карабахе вызвал масштабную дискуссию во всём мире на тему значения ударной беспилотной авиации на современном театре военных действий (ТВД).

Данный тип БПЛА активно использовался в боевых действиях. Чаще всего стороны конфликта применяли дроны-камикадзе и разведывательно-ударные комплексы. Наибольших успехов достигла азербайджанская армия, которая в предыдущие годы закупала аппараты в Израиле и Турции.

Благодаря воздушным брандерам и другим БПЛА Баку удалось уничтожить немало средств ПВО, бронетехники, складов, огневых точек и оперативно-тактических комплексов.

Результаты армянских формирований не были впечатляющими в силу ряда причин: дефицита арсенала беспилотной авиации, нехватки опыта применения и достаточно эффективных оборонительных действиях азербайджанских войск.

На фоне победы Азербайджана в шестинедельной карабахской войне часть журналистского и экспертного сообщества охватила эйфория, связанная с широким применением БПЛА. Прозвучали даже мнения о том, что исход локальных столкновений будут решать именно ударные беспилотники

По этой логике будущему победителю требуется обладать широким арсеналом таких аппаратов, может быть даже в ущерб другим типам вооружений, чьё значение на театре военных действий якобы заметно упало. Речь идёт о танках, бронетехнике, артиллерии, пилотируемой авиации, зенитных комплексах.

Здравое зерно в подобных рассуждениях, безусловно, есть. Сегодня любая современная армия и даже незаконные вооружённые формирования (НВФ) буквально наводнены БПЛА различного типа. Чем больше, разнообразнее и качественнее этот арсенал, тем лучше.

Беспилотники позволяют выполнить множество задач на ТВД, не рискуя человеческими жизнями и экономя на применении самолётов и вертолётов. К тому же БПЛА, особенно малоразмерные с минимум металлических комплектующих, не так легко обнаружить радиолокационными изделиями.

Гипотетически применение дронов способно доставить огромное количество хлопот противнику и нанести ему существенный ущерб. Между тем полностью полагаться на ударный и разведывательный потенциал беспилотной авиации тоже недопустимо.

На примере карабахского конфликта можно смело утверждать, что одной из главных причин обидных поражений армян является их расхлябанность и почти катастрофический недостаток элементарной воинской дисциплины. Об этом свидетельствует тот факт, что почти все цели, которые уничтожили азербайджанские дроны, не были замаскированы.

Армянские войска даже не удосужились установить в зоне конфликта пневматические (надувные) макеты военной техники, которые практически нереально идентифицировать с воздуха. Ничем иным как разгильдяйством такие промахи объяснить невозможно. Это не чудо азербайджанской военной машины, вооружившейся до зубов БПЛА, а прежде всего вопиющая недооценка Арменией и НКР боевого потенциала и мотивации противника

Если азербайджанским войскам противостоял бы неприятель с эшелонированной системой ПВО, оснащённой средствами радиоэлектронной борьбы, автоматизированными системами управления, истребительной авиацией, сетью радиолокационных станций и огневых комплексов, то преимущество в беспилотниках существенной роли не сыграло бы.

Помогли бы, как говорилось выше, маскировочные мероприятия, которые должны обязательно отрабатываться на учениях на регулярной основе, а также общий относительный порядок управления в войсках, который определяется главным образом профессионализмом офицерских кадров.

Невозможно обойти стороной экономическую сторону вопроса. Существенный недостаток беспилотников — это их дороговизна. Воздушные брандеры приемлемо массово использовать для поражения танков и ракетных комплексов, но уничтожение живой силы (за рядом исключений) — слишком дорогое удовольствие.

Кроме того, производство дронов требует достаточно разветвлённой кооперации и сотрудничества с зарубежными предприятиями. Сегодняшние беспилотники, включая дроны-камикадзе, оснащаются сложной оптикой, разнотипными двигателями, высокотехнологичной электронной и лазерной аппаратурой. Так, в турецком разведывательно-ударном БПЛА Bayraktar TB2 более половины комплектующих зарубежного производства.

Потеря 10-20 аппаратов в течение двух-пяти дней интенсивных боёв серьёзного значения иметь не будет, но ликвидация нескольких десятков дронов в короткий временной период чревата уже большими проблемами. Ни одна армия мира мгновенно нехватку БПЛА не восполнит. Но боевые действия остановить невозможно и придётся воевать дальше тем, что есть под рукой

По этой причине нельзя переоценивать фактор беспилотной авиации и сбрасывать со счетов традиционные средства разведки и поражения, а также привычные методы ведения боевых действий.

Ещё один недостаток дронов заключён в слабой мощности их боевой части. Воздушные брандеры в лучшем случае смогут доставить 5-20 килограммов боевого вещества, а беспилотные носители вооружены в основном противотанковыми ракетами или специализированными малогабаритными боеприпасами. Например, Bayraktar TB2 способен нести ракеты с лазерной системой самонаведения весом боеголовки в 10 кг.

Подобное вооружение не способно уничтожить крупногабаритные цели — скопление бронетехники, командные пункты, аэродромы, укреплённые инженерные сооружения. Далеко не всегда эффективны и противотанковые средства

Более того, даже самые современные беспилотные комплексы не могут тягаться с пилотируемыми машинами. Достаточно сказать, что грузоподъёмность каждого самолёта оперативно-тактической авиации составляет 3-8 тонн, что кратно меньше, чем у любого БПЛА, особенно маловысотного и средневысотного типа.

Отказаться от использования пилотируемой авиации на современном ТВД абсолютно невозможно. В карабахской войне она практически не использовалась лишь из-за дефицита исправных самолётов и нежелания сторон конфликта рисковать, применяя их.

В конце концов, дроны — очень лёгкая мишень для пилотируемой авиации. Они летят с небольшой скоростью, лишены средств защиты и вряд ли могут эффективно применять ракеты «воздух-воздух».

Любой самолёт способен вывести из строя БПЛА короткой очередью из авиационной пушки. Таким образом большое количество дронов нуждается в прикрытии истребительной авиации и средств ПВО.

Вывод напрашивается сам собой: увеличением числа беспилотников разного типа без одновременного совершенствования традиционных средств войны победу над равноценным противником одержать нереально.

В шестинедельной карабахской войне Баку смог победить не только благодаря наличию большого арсенала дронов. За последние 10-15 лет Азербайджан подтянул качество других видов вооружений и опирался в модернизации ВС на широкую военно-техническую и консультативную поддержку Турции

Вывод о том, что БПЛА не являются чудо-оружием и универсальным способом решением задач на современном ТВД, отнюдь не отменяет важность развития беспилотной авиации. Её функционал, безусловно, будет увеличиваться и вполне возможно, что спустя пару десятилетий описанные выше технические проблемы будут неактуальными.

Карабахская война — это большой урок и для России, которая пропустила революцию на поприще беспилотной авиации и сейчас с большим трудом пытается нивелировать отставание от той же Турции, которая является далеко не самой развитой в технологическом отношении страной.

темы
ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
1 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ