Беларусь без Александра Лукашенко. Есть ли шанс на свободу и развитие?
Президент Беларуси Александр Лукашенко, выступая на Всебелорусском народном собрании, в очередной раз озвучил планы по изменению государственного устройства республики и уходу со своего поста.
«В течение этого года проект конституции будет готов, и он будет в течение года обсужден всенародно. А в начале следующего года как минимум, — я думаю, мы справимся, — мы внесём его на всенародное голосование, на референдум», — сказал Лукашенко
Белорусский лидер предупредил граждан, что следом за принятием обновлённой Конституции будет сильно изменена правовая система страны, в том числе с целью ограничения полномочий президента.
«Конституцию надо менять, во-первых, потому, что такие полномочия, которые есть сегодня у главы государства, у президента, очень тяжелы для человека. Не факт, что пришедший в будущем к власти человек выдержит эти полномочия», — заявил Лукашенко
В этой фразе действующий глава республики не только похвалил себя, но и дал понять, что молодое белорусское государство ожидают коренные изменения. Какими они будут, Лукашенко не говорит, ссылаясь на волю народа и скорый старт дискуссий.
Необходимо отметить, что белорусский президент не первый раз анонсирует грядущее изменение Конституции. Так, ещё в 2019 году он сообщал о готовности провести референдум. Возможно, у Лукашенко был какой-то собственный план, связанный с президентскими выборами, которые со скандалом прошли в августе прошлого года.
Сейчас президент Беларуси действует в совершенно иной обстановке. Батька находится под давлением от проходивших несколько месяцев протестных акций и Москвы. Формально Кремль поддержал Лукашенко, но одновременно недвусмысленно намекнул, что, когда ситуация с митингами придёт в норму, ожидает увидеть на посту президента другого человека.
Естественно, Лукашенко не желает отпускать бразды правления в силу множества причин. Речь идёт не только о привычке ощущать себя безальтернативным хозяином Беларуси, «опорой нации» и совершенно диком властолюбии.
Сохранение поста президента для Батьки превратился в вопрос личной безопасности и гарантии невозможности уголовного преследования (по Конституции РБ глава государства обладает неприкосновенностью).
На данный момент сложно делать прогнозы сроков добровольного сложения полномочий. Лукашенко — человек неуправляемый и потому нельзя исключать, что, если ему представится шанс законсервировать текущую ситуацию, он этим непременно воспользуется.
Однако на сегодняшний день Батька вынужден действовать в фарватере неизбежного ухода с поста главы государства. По этой причине в новом Основном законе республики Лукашенко необходимо исхитрится, чтобы не слишком явно прописать право гражданина, покинувшего навсегда резиденцию президента, на неприкосновенность
Кроме того, в Конституцию Беларуси, очевидно, будут внесены поправки об ограничении президентских сроков. Сейчас на них нет лимита, но, скорее всего, появится пункт о двух сроках по 5 лет без возможности последующего избрания (по образцу изменённой в 2020 году российской Конституции).
Ещё один важнейший момент ограничения президентских полномочий — это роль парламента. По идее Лукашенко должен увеличить значение в политической системе страны Палаты представителей (аналог нашей Госдумы) и Совета Республики (аналог Совета Федерации). Но реализовать такую задумку будет непросто.
В авторитарной Беларуси, как и в России, чрезвычайно неразвитые партийные институты. Если в нашей Госдуме присутствует просиживающая штаны фасадная оппозиция (КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия») и крупная партия власти («Единая Россия»), то в нижней палате парламента республики Лукашенко и вовсе опирается на когорту безликих депутатов, составляющих абсолютное большинство.
Такая парламентская модель является уникальной в Европе. Правда, данный факт вряд ли можно назвать поводом для гордости. Палата представителей практически исключена из политической жизни страны, а её деятельность белорусских граждан абсолютно не интересует.
Для Беларуси это очень дурные новости, так как именно парламент в других странах выполняет роль естественного противовеса президенту и исполнительной ветви власти.
Между тем Лукашенко имело бы смысл присмотрится к казахстанскому опыту транзита президентской власти. Руководство этой страны встало на путь увеличения роли парламента и искусственного выращивания оппозиционных партий с конструктивной повесткой дня.
Весьма грамотно с учётом авторитарной специфики Казахстана поделены полномочия между Нурсултаном Назарбаевым и действующим главой государства Касым-Жомартом Токаевым.
Назарбаев имеет титул елбасы (лидера нации) и выполняет функции стратегического управления государством. Токаев больше погружён в решение оперативных вопросов, но по мере ухудшения состояния здоровья первого президента естественным образом наращивает своё влияние на дела в стране
Транзит, который происходит в Казахстане последние годы, не назовёшь идеальной схемой демократизации. Однако при всех его противоречиях у Казахстана хотя бы есть более-менее чёткий план, рассчитанный на десятилетия вперёд. И он существует не в голове одного человека.
В Беларуси подобные вопросы решает исключительно Лукашенко, привыкшей зубами держаться за власть и давно опьянённый чувством собственной исключительности. В итоге 10-миллионная страна буквально живёт одним днём и рискует погрузиться в омут внутриполитических метаний.
Три десятилетия владычества Лукашенко, сопровождавшиеся жёсткой зачисткой политического поля, привели к тому, что в сегодняшней Беларуси нет ни дееспособных госдеятелей, лояльных Батьке, ни дееспособной оппозиции.
Феномен Тихановского/Тихановской — это следствие не народной популярности и реальной поддержки. Это прежде всего результат пресловутого протестного голосования граждан, лишённых возможности какого-либо адекватного выбора. Приход к власти таких политиков неизбежно повлечёт за собой кризис легитимности и череду новых потрясений
В нашей стране подобная ситуация сложилась вокруг фигуры Алексея Навального и его жены, которая может возглавить оппозиционное движение после посадки мужа. Как показывают соцопросы, реальный уровень одобрения деятельности блогера невысок, но россияне, которые хотят перемен (а таких уже большинство), могут в какой-то момент его массово поддержать, а потом очень быстро «разочароваться».
Из-за неуёмной жажды власти Лукашенко Беларусь оказалась практически в патовом положении, не имея перспектив построения ни парламентской республики, ни президентской без опасности вновь скатится в авторитарную диктатуру.
Наверное, лучшее, что может в обозримой перспективе произойти с Беларусью — это приход на пост президента лояльного Москве человека с чётким планом демократизации страны.