Политика
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Политика
Политика

Деньги на рельсы

В РЖД проведут аудиторскую проверку инвестиционных программ стоимостью 1,2 трлн рублей

Елена Коваленко
3 мин
Специальный поезд РЖД с Олимпийским огнем на железнодорожном вокзале во Владивостоке. Фото: Виталий Аньков / Риа Новости
На заседании правительства в четверг, 14 ноября, был окончательно утвержден финансовый план и инвестпрограмма РЖД на период 2014—2016 годов. Объемы инвестиций составят 1,2 трлн рублей, хотя в предыдущие годы планировалось потратить еще больше. Одновременно с утверждением этого плана премьер Дмитрий Медведев поручил до 1 июня 2014 года провести аудиторскую проверку инвестиционных программ госкомпании.
По инвестпрограмме РЖД в следующем году потратят 395,6 млрд рублей, в 2015 году — 415,2 млрд, в 2016-м — 438,4 млрд рублей. На программы, которые РЖД выполняет по поручению правительства, предназначены 418 млрд рублей, остальные средства уйдут на развитие инфраструктуры, обновление подвижного состава, обеспечение безопасности и «прочие проекты».
В этом году на инвестпрограмму РЖД потратит 439,5 млрд рублей. Только поручения правительства РФ обойдутся в 50 млрд рублей. На эти деньги была подготовлена инфраструктура для проведения Универсиады, построена совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис», модернизирована линия Туапсе — Адлер, и в целом подготовлена инфраструктура к Олимпиаде в Сочи.
Но больше всего было потрачено на снятие инфраструктурных ограничений (расширение и реконструкция дорог) — 157 млрд рублей. Компания РЖД отчитывается о проведении комплексной реконструкции участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива, развитии участка Тобольск — Сургут, реконструкции участка Карымская — Забайкальск и других проектов.
В ближайшие годы, как заявил Медведев на заседании правительства, около 60 % инвестиционных ресурсов компании направят на реконструкцию инфраструктуры преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке. Это позволит увеличить общий грузопоток по дальневосточному направлению более чем на 50 млн тонн ежегодно к 2018 году.
Эксперты говорят, что в РЖД много темных пятен: непонятно, как там все устроено, возникают вопросы к отчетности, логистике и ценообразованию. Именно поэтому аудиторская проверка, считают собеседники «Русской планеты», — это давно назревшая мера.
«Я считаю, что в проведении аудиторской проверки нет ничего страшного. Более того, давно пора было ее провести. Многие фирмы специально заказывают аудиторские проверки, чтобы провести оптимизацию расходов. И в случае с РЖД не стоит думать, что аудит — это негатив. Это вполне нормальные процессы», — сказал «Русской планете» член комитета Госдумы РФ по транспорту Андрей Колесник.
Со своим коллегой по комитету соглашается депутат от партии «Справедливая Россия» Олег Нилов и добавляет, что в Госдуме вопросы проведения аудита пока не обсуждались, хотя и стоило бы. «В РЖД постоянно появляются какие-то важные, громкие и затратные инициативы. Естественно, что они нуждаются в обсуждении, одобрении или поправках, — говорит Нилов. — Строительство железнодорожных путей, отказ от плацкартных вагонов или электричек — все эти изменения монополии очень важные и не должны происходить без обсуждения в правительстве. Развитие дорог и повышение качества перевозок — это важно. Но дьявол кроется в деталях, как мы знаем. Поэтому еще нужно понять, за чей счет будут реализовываться все эти инициативы. Понятно, что железная дорога в России — это не то же самое, что железная дорога в Европе, например. Здесь не обойтись без поддержки государства. То есть РЖД нужно искать поддержки в бюджете, а не за счет повышения тарифов, не за счет потребителя».
По мнению Нилова, если искоренить коррупцию, то сразу найдутся деньги на поддержание железнодорожной отрасли.
«Речь не о том, что здесь выявят какие-то серьезные нарушения. Ну проведут они этот аудит, и что?
Здесь вопрос еще и в том, кто будет его проводить. У РЖД все уже прикормлены. Если пойдет речь об аудиторах из Счетной палаты, то здесь совсем все понятно. Я считаю, что в данном случае нужна определенная политическая воля. Пугать РЖД аудитом бессмысленно. Этим можно напугать руководителя какого-нибудь ФГУП из Биробиджана, у которого нет возможности договориться с аудиторами», — говорит генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.
Эксперт считает, что в монополии вообще не очень грамотно выстроена стратегия развития.
«Дело в том, что РЖД делает ставку не на то, на что стоило бы ее делать. Я не говорю о том, что не нужно развивать Транссиб или БАМ: они просто стратегически делают это неправильно. Грубо говоря, нужно развивать рельсы и станции. За последние восемь лет РЖД потратила 100 млрд долларов на развитие, но мы видим, что ничего особо не изменилось. Да, есть какие-то сочинские проекты, развязки, но все это бессмысленно. Нет ничего, чем можно было бы похвалиться и сказать: "Вот, ребята, что мы сделали на эти деньги", — продолжает Алексей Безбородов. — Не развивается ни диспетчеризация, ни локомотивный парк, ни сами железнодорожные пути. Как-то все по-советски происходит, все деньги уходят в песок.
Мы видим отчеты и массу презентаций проектов, но они даже там путают цифры, причем не десятые доли, а порядок цифр. О чем тут можно дальше говорить?»
Опрошенные «Русской планетой» эксперты выразили единодушие в том, что в сложившейся ситуации нужен глубокий и качественный анализ, некая переоценка ценностей и последующий выбор правильного курса развития. Во многом это как раз и будет зависеть от того, насколько тщательно и качественно будет проведен аудит.
«Помимо прочего, здесь стоит задаваться вопросом, насколько глубоко будут аудировать, а также насколько технически грамотные люди будут этим заниматься. Если нет должных технических знаний, то и качественный аудит провести будет сложно. Необходимо обращать внимание на соотношение параметров инвестиционных проектов с объемами гарантированных программ. Проще говоря, нужно смотреть, насколько синхронизированы инвестиционные программы РЖД с другими отраслями. Если в программе прописано создание высокопропускных железных дорог, то это должно синхронизироваться с производством соответствующих составов», — рассуждает руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта Владимир Савчук.
В пресс-службе РЖД «Русской планете» заявили: «Пока мы не готовы делать какие-либо прогнозы. Единственное, что мы можем сказать, так это то, что готовы выполнять поручения правительства».
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин