Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

Армия и оборонка России в заложниках у коронакризиса. Уходящий год стал испытанием

Оборона РФ
Фото: Минобороны РФ
Как Минобороны и оборонная промышленность будут взаимодействовать в условиях дефицита средств
Степан Зайцев
29 декабря, 2020 15:14
8 мин

Уходящий год обернулся непростым испытанием для российской армии и оборонной промышленности.

Причинами тому стали последствия пандемии коронавирусной инфекции и скромный военный бюджет, который перестаёт соответствовать ожидаемым темпам модернизации ВС.

Эти проблемы (что в российской практике превратилось в большую редкость) были публично озвучены на расширенном заседании коллегии Минобороны, которое прошло в конце декабря.

Например, министр обороны Сергей Шойгу заявил, что в 2020 году выполнение государственного оборонного заказа (ГОЗ) оказалось под угрозой срыва, так как в разгар пандемии COVID-19 около 2,3 миллиона работников предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) попросту перестали выходить на работу в цеха.

Речь, очевидно, идёт об апреле, когда почти вся страна погрузилась во мрак локдауна. Власти РФ явно перестарались с переводом максимального числа занятого населения на пресловутую удалёнку. Один месяц простоя в ОПК — это примерно 8% недополученных вооружений.

«И только вмешательство Верховного Главнокомандующего позволило восстановить производственные процессы и не допустить снижения объёмов выпуска оборонной продукции», — сообщил Шойгу

Вероятно, министр обороны имел в виду распоряжение Путина о том, что строгие антиковидные меры не должны распространяться на оборонную отрасль. Из сказанного Шойгу следует, что ОПК всё же удалось выдержать необходимые темпы производства.

По итогам 2020 года доля современных и модернизированных вооружений в войсках достигла запланированной отметки в 70%. Конечно, данный показатель очень лукавый из-за непрозрачной процедуры его подсчёта, но в отсутствии иных источников информации о перевооружении армии, приходиться брать за основу статистику Минобороны.

По поводу нехватки денег Шойгу не был столь прямолинеен, но тем не менее дал понять, что для успешного наращивания уровня современности нынешнего объёма расходов может оказаться недостаточно.

«По уровню современности мы вышли на аналогичные показатели вооружённых сил многих государств. При этом по затратам на оборону в текущем году Россия переместилась с 8-го на 9-е место», — констатировал министр обороны

Чтобы не сбавлять набранных положительных темпов, в ближайшей перспективе Минобороны намерено значительно расширить практику заключения долгосрочных заказов по основным видам вооружения. По словам Шойгу, за счёт них предприятия ОПК «смогут уверенно планировать свою работу на 7 лет вперёд, закупать необходимые материалы и эффективно вести хозяйственную деятельность».

На первый взгляд анонсированную меру можно назвать абсолютно адекватной. Гипотетически долгосрочные контракты могут привести к появлению условий для стабильного, а не скачкообразного существования российской оборонной промышленности.

Также подобная практика должна сократить уровень долговой нагрузки предприятий ОПК, так как они наконец-то смогут рассчитывать свои доходы и расходы на несколько лет вперёд. (Последние годы оборонным компаниям часто приходится брать банковские кредиты из-за полного отсутствия понимания характера отношений с Минобороны).

Будут ли военные размещать заказ, в каком объёме, в какие сроки, готовы ли они профинансировать те или иные научные и конструкторские изыскания? Все эти важнейшие вопросы в российских реалиях часто не находят ответов. Большую часть этих проблем долгосрочные контракты позволят снять с повестки дня.

Однако, в связи с этим вновь возникает вопрос наполнения военного бюджета в тех объёмах, которые позволят оборонке реализовывать долгосрочные контракты. Если в распоряжении Минобороны не будет достаточного количества денег, то единственный реалистичный вариант запуска практики долгосрочных соглашений — это ужесточение (в лучшем случае — продолжение) политики низких закупочных цен

Военные уже всерьёз взялись, как выразился Шойгу, за «совершенствование методов ценообразования». В частности, министр обороны сообщил, что борьба с «необоснованным ростом стоимости государственных контрактов» в 2018–2020 годах позволила сохранить госпрограмму вооружения в прежнем объёме (551 миллиард рублей).

Однако за этими красивыми формулировками, скорее всего, скрывается банальное давление на промышленников, в результате которого они нередко вынуждены подчиняться требованиям Минобороны и передавать войскам продукцию практически по себестоимости.

Желание военных платить как можно меньше за поставки техники вполне объяснимо. В конце концов, низкие цены на продукцию ОПК являются поводом для публичного отчёта об успехах в перевооружении при невысоких расходах, то есть для политического пиара. Но обратная сторона такой политики — это неизбежная деградация оборонного сектора РФ.

Отсутствие или очень скромная маржинальность сегодняшних контрактов в рамках ГОЗ не позволяет отечественным предприятиям повышать зарплаты сотрудникам, реализовывать инициативные проекты, выполнять спущенные Кремлём нормативы программы импортозамещения и диверсификации.

Отсюда — чудовищная долговая нагрузка, причём в даже крупных компаниях, чья продукция пользуется заслуженным авторитетом внутри РФ и за рубежом. В итоге государство вынуждено тратить деньги на покрытие банковских кредитов или уговаривать финучреждения провести реструктуризацию долгов.

Чтобы хоть как-то минимизировать финансовые риски, правительство продвигает услуги Промсвязьбанка, предлагающего ОПК программы льготного кредитования. Тем не менее деятельность ПСБ не решает массы существующих проблем. К тому же банк пока сам несёт убытки.

Если говорить совсем грубо, то отечественная оборонка фактически сидит на голодном пайке. Как принято считать, для поддержания самых скромных темпов технологического развития рентабельность высокотехнологического производства должна составлять не менее 20%. В российских реалиях этот критически важный показатель оценивается в 2-4%

Конечно, промышленники и нечестные на руку военные допускают прегрешения, значительно завышая цены на продукцию порой в несколько раз при допустимой марже в 20-30%. Исключения есть всегда и с такими контрактами нужно действительно бороться, но общая ситуация для оборонной отрасли выглядит весьма удручающей.

Судя по словам Шойгу, военные отказываются закладывать в стоимость продукции даже такие факторы как рост уровня инфляции и компенсации всевозможных издержек. Естественно, что в сложившейся ситуации долгосрочные контракты станут инструментом закабаления, а не выздоровления ОПК.

К концу 2024 года уровень современности армии и флота Минобороны обещает увеличить до 75,9%. При сохранении текущих объёмов финансирования достичь такого показателя будет невозможно без продолжения курса на снижение или сохранение закупочных цен на нынешнем уровне.

В целом армия и оборонка оказались заложниками неблагоприятной экономической конъектуры и неуёмного желания руководства страны постоянно пиариться на успехах в перевооружении.

Между тем выходом из надвигающегося кризиса могла бы стать фиксация на ближайшие годы показателя современности на отметке в 70% при условии повышения закупочных цен и продвижения практики заключения долгосрочных контрактов.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
8 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ