Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

Когда начнется война между Арменией и Азербайджаном

Армянский блокпост в Агдамском районе, 1992 год. Фото: ИТАР-ТАСС / Андрей Соловьев

По мнению Александра Храмчихина, две закавказские страны ждут повода, чтобы окончательно решить вопрос Нагорного Карабаха

Елена Коваленко
18 ноября, 2013 09:03
10 мин
После распада СССР Армения, Азербайджан и самопровозглашенная Нагорно-Карабахская Республика в основном получили каждый по «своей» части бывшей Советской армии, то есть взяли то, что находилось на их территориях. Лишь некоторая часть достаточно мощной авиационной группировки, дислоцированной в Азербайджане, была перегнана в Россию.
Азербайджан после распада СССР получил 436 танков, 558 БМП, 389 БТР, 388 артсистем, 63 самолета, 8 вертолетов. Армения же на начало 1993 года имела лишь 77 танков, 150 БМП, 39 БТР, 160 артсистем, 3 самолета, 13 вертолетов. При этом, правда, вооруженные силы Нагорно-Карабахской Республики (НКР) стали «серой зоной». Карабах получил некоторую (хотя и небольшую) часть техники советской армии (бывший 366-й МСП), какое-то количество техники, которое учтено не было, ему передала Армения.
Несмотря на то что численность ВС НКР была точно неизвестна, нет никаких сомнений в том, что к началу карабахской войны Азербайджан обладал весьма существенным превосходством над ВС Армении и Карабаха. Тем более что часть ВС Армении была задействована для охраны границы с Турцией, которая полностью поддержала Баку; лишь наличие на территории Армении российских войск предотвратило ее прямое вмешательство в конфликт.
Несмотря на превосходство, Азербайджан потерпел в этой войне тяжелое поражение. Под армянский контроль перешла не только почти вся территория бывшей НКАО (кроме незначительной ее части на севере), но и прилегающие к ней районы самого Азербайджана. Контролируемая карабахскими силами территория получилась очень компактной и удобной для обороны. За 15 лет, прошедших после прекращения активных боевых действий, граница этой территории (то есть, по сути, линия фронта) прекрасно укреплена, чему очень способствовал горный рельеф местности.
Стороны понесли в ходе войны начала 1990-х значительные потери. Армения признала потерю 52 танков Т-72, 54 БМП, 40 БТР, шесть орудий и минометов. Потери Карабаха, естественно, были неизвестны. Азербайджан потерял 186 танков (160 Т-72 и 26 Т-55), 111 БМП, 8 БТР, 7 САУ, 47 орудий и минометов, пять РСЗО, 14—16 самолетов, 5—6 вертолетов. Кроме того, у него было списано поврежденной техники: 43 танка (в том числе 18 Т-72), 83 БМП, 31 БТР, 1 САУ, 42 орудия и миномета, восемь РСЗО.
При этом, правда, у армян были захвачены 23 Т-72, 14 БМП, 1 САУ, 8 орудий и минометов. С другой стороны, значительная часть потерянной Азербайджаном техники была захвачена армянскими силами либо в полной исправности, либо с незначительными повреждениями и вошла в состав ВС Армении и НКР.
За прошедшие годы ВС обеих стран значительно укрепились. При этом Ереван и Баку совершенно не скрывают того, что строят свои армии ради новой войны между собой.
Армения является членом ОДКБ и формально направила роту в состав КСОР. Однако из-за особенностей географического положения (Армения и Карабах, не имеющие выхода к морю и не граничащие с Россией, остаются в транспортной блокаде со стороны Азербайджана и Турции, почти нет транзита и через Грузию) реального участия в деятельности этой организации Ереван принимать не может. Фактическую связь с ОДКБ осуществляет российская 102-я военная база, на вооружении которой имеются, в частности, 18 истребителей МиГ-29 и зенитно-ракетная бригада с ЗРС С-300В. База осуществляет сдерживание в отношении Турции, не позволяя ей оказывать прямую военную помощь Азербайджану в случае почти неизбежного возобновления войны за Нагорный Карабах.
 
Сухопутные войска Армении включают 5 армейских корпусов (в их составе 13 мотострелковых полков и несколько десятков батальонов различного типа), 5 мотострелковых, ракетная, артиллерийская, зенитно-ракетная, радиотехническая бригады, мотострелковый, самоходный артиллерийский, противотанковый артиллерийский, спецназа, связи, инженерно-саперный, МТО полки. Некоторые части и соединения дислоцированы на территории НКР и прилегающих азербайджанских районов, находящихся под армянским контролем.
На вооружении состоит 8 ПУ Р-17 (32 ракеты), не менее 2 ПУ «Точка», 110 танков (102 Т-72, 8 Т-55), около 200 БМП и БМД, более 120 БТР, не менее 40 САУ, не менее 150 буксируемых орудий, более 80 минометов, более 50 РСЗО (в том числе 4 WM-80: Армения — единственная в мире страна, кроме самого Китая, имеющая на вооружении эту китайскую РСЗО), до 70 ПТРК, свыше 300 средств ПВО (ЗРК, ПЗРК, ЗСУ).
Празднование дня военного разведчика в Ереване, 5 ноября 2013 года. Фото: PanARMENIAN Photo / Hrant Khachatryan / AP
Празднование Дня военного разведчика в Ереване, 5 ноября 2013 года. Фото: PanARMENIAN Photo / Hrant Khachatryan / AP
Размер сухопутных войск НКР известен оценочно. Наиболее часто используются цифры «316 танков, 324 ББМ, 322 артиллерийских установок калибром более 122 мм».
На вооружении ВВС и ПВО имеется 1 перехватчик МиГ-25, 15-16 штурмовиков Су-25 (в т.ч. 2 учебно-боевых Су-25УБ), примерно по 10-15 транспортных и учебных самолетов, 15-16 боевых вертолетов Ми-24, 7-12 многоцелевых Ми8/17. ЗРК — 54 ПУ «Круг», до 25 ПУ С-125 и С-75, 48 ПУ (4 дивизиона) С-300ПТ/ПС. В составе ВВС и ПВО НКР предположительно имеется по 1 дивизиону ЗРС С-300ПС и ЗРК Бук-М1, 2 штурмовика Су-25, 4 боевых вертолета Ми-24 и 5 других вертолетов.
Армения имеет немногим более 30 предприятий ВПК, которые производят различные приборы и оборудование, но не вооружение и технику в конечном виде. За постсоветский период здесь были созданы некоторые новые образцы стрелкового оружия, легкая система N-2 для стрельбы реактивными гранатами, а также беспилотник «Крунк». В целом же страна находится в полной зависимости от импорта вооружений.
На протяжении большей части постсоветского периода армянская армия, отлично подготовленная и высоко мотивированная, делила с белорусской армией звание лучшей в бывшем СССР. Однако в последнее время у нее возникли проблемы, аналогичные белорусским, связанные с нехваткой денег. Из-за этого практически не происходит обновления вооружения и техники. Принципиальная разница между Арменией и Белоруссией в том, что если для Белоруссии вероятность практической реализации внешней угрозы составляет менее 1 %, то для Армении она превышает 90 %.
 
ВС Азербайджана, которые и собираются реализовать эту угрозу, на сегодняшний день по темпам развития на постсоветском пространстве, пожалуй, могут соперничать даже с Россией (естественно, с учетом разницы масштабов), существенно превосходя остальные армии бывшего СССР. Огромные нефтяные доходы страны позволяют ее руководству всерьез рассчитывать на реванш.
Сухопутные войска Азербайджана, как и армянские, включают 5 армейских корпусов. В их составе — 22 мотострелковые бригады. Кроме того, имеются артиллерийская, противотанковая, РСЗО и инженерная бригады.
На вооружении сухопутных войск Азербайджана до нынешнего года имелся 381 танк (283 Т-72, 98 Т-55), около 300 БМП и БМД, более 300 БТР и бронеавтомобилей, более 120 САУ, около 300 буксируемых орудий, более 100 минометов, до 60 РСЗО (в том числе 12 «Смерч»).
На вооружении ВВС страны состоят 19 штурмовиков Су-25 и 15 истребителей МиГ-29. Кроме того, есть по 5 фронтовых бомбардировщиков Су-24, штурмовиков Су-17 и истребителей МиГ-21, а также 32 перехватчика МиГ-25, но статус этих самолетов неясен, поскольку они сильно устарели. Имеется также 40 учебных самолетов L-29 и L-39, которые можно использовать в качестве легких штурмовиков. Есть 26 боевых вертолетов Ми-24, поступают Ми-35М (будет 24), не менее 20 многоцелевых Ми-8/17.
рад в честь дня Вооруженных сил Азербайджана в Баку. Фото: Osman Karimov / AP
Парад в честь Дня Вооруженных сил Азербайджана в Баку. Фото: Osman Karimov / AP
Наземная ПВО включает 2 дивизиона ЗРС С-300ПМ, а также ЗРК «Барак» (израильского производства), «Бук», С-200, С-125, «Куб», «Оса», «Стрела-10».
Благодаря высоким доходам от экспорта нефти Азербайджан пытается создавать свой ВПК при помощи таких стран, как Турция, Израиль, ЮАР, Украина, Белоруссия. Созданы собственные образцы стрелкового оружия, начато лицензионное производство турецких бронемашин и РСЗО, израильских беспилотников, южноафриканских бронетранспортеров. Сегодня азербайджанский ВПК по своим возможностям вошел в пятерку лучших на постсоветском пространстве, хотя после распада СССР его возможности были почти нулевыми.
Тем не менее главным источником получения вооружений для страны остается импорт. И в последние годы Азербайджан внезапно попал в число стран-лидеров по импорту военной техники из России. Началось все с поставки в 2006 году 62 подержанных танков Т-72 из наличия ВС РФ. А с 2009 года пошли массированные поставки новейших вооружений, изготовленных именно для Азербайджана. В числе этих поставок (некоторые еще только начаты) — 94 танка Т-90С, 100 БМП-3, 24 БТР-80А, 18 САУ 2С19 «Мста», 18 РСЗО «Смерч», 6 огнеметных РСЗО ТОС-1А, 2 дивизиона ЗРС С-300П, 24 ударных вертолета Ми-35М, 60 многоцелевых вертолетов Ми-17.
Список весьма внушительный. Особенно впечатляет такой эксклюзив, как ТОС-1А. Впрочем, Т-90С, «Смерч», Ми-35П тоже очень существенно усилят ударный потенциал азербайджанской армии.
Раньше основным поставщиком вооружений в Азербайджан была Украина. У нее Баку приобрел суммарно 200 танков, более 150 БМП и БТР, до 300 артсистем (в том числе 12 РСЗО «Смерч»), 16 истребителей МиГ-29, 12 ударных вертолетов Ми-24. Однако абсолютно вся эта техника была поставлена из наличия ВС Украины, то есть была изготовлена еще в СССР. С определенного момента подобная техника перестала представлять для Азербайджана интерес, поскольку не обеспечивала качественного превосходства над Арменией. Поставлять же новую технику Киев просто не способен. В Таиланде, видимо, до сих пор верят, что получат полсотни уже оплаченных украинских танков «Оплот». Но Азербайджан к Украине географически и, главное, ментально, гораздо ближе. Поэтому в Баку уже понимают, что «Оплот», может быть, очень хороший танк, но организовать его серийное производство Украина не способна (точнее, способна, но такими низкими темпами, что это теряет смысл).
Новые украинские БТР-3 Азербайджан даже сгоряча купил, но, получив три единицы, одумался и закупки прекратил. Зато у «Уралвагонзавода» нет проблем с серийным производством Т-90С. Темпы хоть и не советские, но вполне приемлемые. И «Смерч» лучше получить новый с «Мотовилихинских заводов», чем 25-летний с украинских складов. Вот Азербайджан и сделал выбор.
 
Россия тоже сделала выбор чисто коммерческого характера. Баку платит деньги, а Ереван — нет. Поэтому новейшую технику получает Азербайджан, а не Армения.
В целом суммарный потенциал ВС Армении и НКР с учетом имеющихся укреплений и высоких боевых качеств личного состава пока обеспечивает отражение удара со стороны ВС Азербайджана (если Россия гарантирует невмешательство Турции). Однако тенденции не являются благоприятными для армянской стороны из-за гораздо более высоких экономических возможностей Азербайджана. Последний уже сейчас имеет подавляющее превосходство в воздухе, что пока компенсируется сильной наземной ПВО Армении и Карабаха. Российские поставки обеспечат существенное превосходство и на суше. В частности, ТОС-1 и «Смерч» очень пригодятся для взлома оборонительных укреплений армян в Карабахе.
Как было сказано выше, Армения является членом ОДКБ, то есть Россия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан обязаны в случае войны (по крайней мере, если ее начнет Азербайджан) прийти ей на помощь. Правда, нет почти никаких сомнений в том, что в реальности этого не случится. Москва из-за нефтегазовых проблем, не позволяющих ей всерьез ссориться с Баку (ведь, как уже упоминалось, она даже поставляет Азербайджану наступательные вооружения в весьма значительных количествах), и вообще из-за нежелания ввязываться в серьезную войну найдет себе «отмазку»: Азербайджан ведь атакует не саму Армению, а НКР, которая никем не признана и в ОДКБ не входит. При этом «забудется» тот факт, что совершенно аналогичное поведение Грузии в 2008 году — атаку на никем не признанную Южную Осетию — Москва объявила вероломной агрессией. Представление же о том, что на помощь Армении придут другие страны ОДКБ, настолько абсурдно, что нет смысла даже обсуждать этот вопрос.
С другой стороны, Турция тоже не рискнет воевать из-за риска прямого военного столкновения с Россией (в лице ее группировки в Армении), хотя может организовать какую-нибудь демонстрацию силы у армянской границы.
Стоянка военной техники на демаркационной линии со стороны Армении, Нагорный Карабах, 2012 год. Фото: Антон Якунин / ИТАР-ТАСС
Стоянка военной техники на демаркационной линии со стороны Армении, Нагорный Карабах, 2012 год. Фото: Антон Якунин / ИТАР-ТАСС
Иран во время предыдущей армяно-азербайджанской войны очень ясно показал, какой химерой является «исламская солидарность», поддержав не мусульманский (более того — шиитский) Азербайджан, а православную Армению. Это объяснялось крайне плохими на тот момент отношениями Ирана с Турцией — главным покровителем Баку. Сейчас ирано-турецкие и ирано-азербайджанские отношения заметно улучшились, но и ирано-армянские ничуть не ухудшились. Нет оснований сомневаться в том, что Иран сохранит нейтралитет, может быть, лишь более сбалансированный, чем в начале 90-х.
 
Что касается Запада, то на его позицию будут действовать два противоположных фактора — мощная армянская диаспора (особенно в США и Франции) и исключительная важность Азербайджана для многочисленных нефтегазовых проектов, альтернативных российским. Впрочем, военное вмешательство в карабахскую войну со стороны США, не говоря уж о европейских странах, в любом случае исключено. Запад будет лишь яростно требовать от Еревана и Баку как можно скорее прекратить войну. Как, кстати, и Россия.
В связи с этим нельзя не отметить, что положение Еревана абсолютно безвыходно. Он может сколько угодно обижаться на Москву, продающую новейшее вооружение Баку, но «поменять лагерь» не имеет возможности. Россия почти наверняка останется нейтральной, если Азербайджан попытается вернуть Карабах, но с вероятностью, близкой к 100 %, вмешается, если под ударом окажется территория собственно Армении (независимо от того, кто этот удар нанесет — Азербайджан или Турция). Получить же прямую военную помощь от НАТО у Армении нет ни единого шанса ни при каком развитии событий, причем совершенно независимо от глубины «прогиба» перед альянсом. Правда, не исключено, что это еще не все понимают и уроки августовской войны 2008 года (то есть печальная судьба Грузии) далеко не всеми усвоены. Тем не менее реальность именно такова.
 
В связи с этим нельзя не прокомментировать слова командира 102-й военной базы РФ в Армении полковника Андрея Рузинского, сказанные им месяц назад в интервью «Красной звезде»: «В случае принятия решения руководством Азербайджана по восстановлению юрисдикции над Нагорным Карабахом силовым путем военная база может вступить в вооруженный конфликт в соответствии с договорными обязательствами Российской Федерации в рамках Организации Договора о коллективной безопасности». Эта реплика вызвала сильнейший резонанс как в Баку, так и в Ереване. Между тем, офицер ничего другого сказать и не мог: военная база может вступить в конфликт. Если поступит приказ из Москвы — вступит, не поступит — не вступит. Вообще, слова эти правильнее всего понять так: Россия выполнит свои обязательства в рамах ОДКБ, если Азербайджан затронет территорию самой Армении. В чем никто особо и не сомневался.
Таким образом, как и полтора десятилетия назад, если война начнется, то она почти наверняка будет идти только между Азербайджаном с одной стороны и Арменией и НКР — с другой. У Азербайджана пока недостаточно сил для того, чтобы гарантировать себе победу. Тем не менее время однозначно работает на него. И именно поэтому война в данный момент выгоднее армянам. Пока силы сторон сопоставимы, они, начав войну первыми, могут рассчитывать на победу, то есть на очень значительное ослабление военного потенциала Азербайджана. Который тому потом пришлось бы восстанавливать минимум лет 15—20.
Впрочем, у такого варианта есть большие минусы. Во-первых, никакого численного превосходства армянская сторона не имеет, поэтому добиться решительного успеха может лишь в случае достижения полной внезапности, обеспечить которую практически невозможно. Во-вторых, очень тяжелыми для армян будут политические последствия, ведь они окажутся агрессорами, атакующими территорию, которая с любой точки зрения принадлежит Азербайджану. В итоге армяне лишатся политической поддержки не только Ирана, но и, почти наверняка, России и Запада и окажутся перед угрозой прямого вмешательства Турции.
Поэтому самый выгодный для Армении и НКР вариант — каким-то образом спровоцировать Азербайджан напасть первым, причем как можно скорее. Тем более что у Баку ведь очень «чешутся руки», из-за чего вполне может показаться, что сил для победы достаточно уже сейчас. А поскольку их пока недостаточно, то армяне, находясь в выгодном с военной точки зрения положении обороняющихся на прекрасно оборудованной, подготовленной и давно изученной позиции, сумеют решить главную задачу войны — выбьют наступательный потенциал Азербайджана. К тому же второе поражение качественно ухудшит политические позиции Баку в борьбе за Карабах. НКР тогда станет из совсем непризнанной частично признанной страной: как минимум, ее признает сама Армения.
Таким образом, происходит балансирование на грани войны, которая рано или поздно начнется. Но армянская сторона начать войну не решается, что психологически и политически вполне понятно. Через некоторое (причем недолгое) время возможность будет окончательно упущена, после чего инициатива полностью перейдет к азербайджанской стороне. И единственный вариант для Еревана — срочно изыскивать деньги на вооружение.
 
Автор — заместитель директора Института политического и военного анализа.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ