Политика
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Политика
Политика

Завет Европы

Еврокомиссия против расизма и нетерпимости рекомендовала России упростить процедуру регистрации по месту жительства, дополнить УК антирасистскими статьями и пропагандировать толерантность

Елена Коваленко
6 мин
Наблюдатель во время шествия «Русская весна» в московском районе Марьино. Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
Во вторник Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ECRI) опубликовала свой четвертый доклад о России. В документе говорится о массовом нарушении базовых и трудовых прав иммигрантов, чрезмерной размытости понятия «экстремизм» и значительной роли российских СМИ в распространении ксенофобских настроений и стереотипов. В докладе проанализированы данные, полученные до 6 декабря 2012 года.
По словам председателя ECRI Евы Смит, принятая в России система регистрации по месту жительства создает множество проблем, а интернет изобилует ультранационалистическими, нацистскими и расистскими сайтами. Озабоченность Еврокомиссии вызывает и то, что в России до сих пор нет органа, который занимался бы борьбой с расизмом и расовой дискриминацией, а антидискриминационное законодательство очень узкое и применяется редко. При этом происходит злоупотребление антиэкстремистским законодательством (статьей 282 УК), которое используется против оппозиции, правозащитников и представителей религиозных меньшинств. Публичные политики делают ксенофобские заявления, отмечено в документе. Кроме того, есть сообщения о должностных преступлениях со стороны правоохранителей по отношению к мигрантам — чрезмерно частая и немотивированная проверка документов, задержания и преследования цыган, выходцев с Северного Кавказа, мигрантов и чернокожих.
Цыганские дети, живущие в далеких от городов поселениях, редко ходят в школу и имеют ограниченный доступ в дошкольные учреждения, где они могли бы изучать русский язык, отмечается в докладе. Наблюдается подъем радикального национализма и распространение насилия, направленного прежде всего на людей «неславянской внешности», особенно на выходцев с Северного Кавказа и из Центральной Азии. В частности, в докладе отдельно отмечается дискриминация чеченцев: «Чеченцам регулярно отказывают, когда они пытаются арендовать квартиру, зарегистрироваться по месту жительства или найти рабочее место».
Многие мигранты работают нелегально, подвергаются эксплуатации и жестокому обращению, происходит массовое нарушение их базовых прав и трудового законодательства. Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях может использоваться для давления на религиозные меньшинства и запрета их деятельности: некоторые нетрадиционные религиозные группы уже получили отказ в перерегистрации.
Согласно данным доклада, пик расистского насилия в стране пришелся на 2007 и 2008 годы. В 2007-м в результате нападений расистов погибли 97 человек, 623 человека были ранены или избиты. В 2008 году погибли уже 116 человек, ранены и избиты были 499. В 2010-м в результате расистского насилия погибли 37 человек, избиты и ранены были 391. При этом ECRI отмечает, что эти данные неполные и что общее число убитых и раненых намного выше.
«Многие жертвы — мигранты без документов, и они не сообщают о преступлениях против них из страха депортации», — говорится в докладе.
Отдельно в докладе упомянута акция 11 декабря 2010 года на Манежной площади в Москве, когда «на несанкционированный сход, посвященный памяти одного из убитых болельщиков, собралось около 5000 футбольных фанатов и националистов. Протестующие выкрикивали расистские лозунги, поднимали руки в нацистском приветствии и избивали без разбора выходцев с Северного Кавказа и людей с неславянской внешностью».
Проблемой остается использование расистской и ксенофобской риторики в СМИ. По данным авторов доклада, СМИ «играют значительную роль в создании предрассудков и распространении расизма, и они несут определенную ответственность за легитимизацию ненависти, тем самым способствуя увеличению количества преступлений на почве ненависти».
Сотрудники милиции рядом с молодым человеком, избитым участниками акции в память о Егоре Свиридове на платформе станции метро «Охотный ряд», 11 декабря 2010 года. Фото: Евгений Волчков / ИТАР-ТАСС
Полицейские и молодой человек, которого избили участники акции в память о Егоре Свиридове, на платформе станции метро «Охотный Ряд» 11 декабря 2010 года. Фото: Евгений Волчков / ИТАР-ТАСС
В качестве решения в докладе предлагается должным образом преследовать и наказывать те СМИ, которые нарушают запрет на возбуждение ненависти. Также российским властям предлагается поощрять любые инициативы по ликвидации безграмотности журналистов в сфере прав человека и борьбы с расизмом.
Из улучшений в этой области комиссия отметила «значительные усилия» российских властей по реагированию на рост расистского насилия. В частности, в уголовном законодательстве мотив расовой ненависти и вражды стал отягчающим обстоятельством, это правоприменение распространилось на наиболее агрессивные ультранационалистические группировки; также увеличилось количество уголовных дел, возбужденных по соответствующим статьям УК. Были предприняты шаги по запрету публикаций расистского характера. В 71 из 83 субъектов Федерации теперь есть свои омбудсмены, значительно уменьшилось количество людей без гражданства, планируется улучшение положения цыган. Комиссия отмечает, что в результате всех этих усилий количество расистских нападений уменьшилось.
Три рекомендации ECRI российским властям названы в докладе приоритетными. Это означает, что их реализацию еврокомиссия рассмотрит и проанализирует уже через два года после публикации доклада. В первую очередь в докладе
рекомендовано устранить препятствия, с которыми граждане России, а также неграждане и лица без гражданства сталкиваются при процедуре регистрации по месту жительства.
Вторая приоритетная рекомендация касается пересмотра определение экстремизма в федеральном законодательстве. Это должно гарантировать применение соответствующей статьи только в серьезных делах, в которых фигурируют ненависть или насилие, а также точно установить критерии, по которым тот или иной материал будет признаваться экстремистским. Третья — приятие госпрограммы, способствующей развитию толерантности в обществе.
ECRI предлагает внести в Уголовный кодекс в качестве отягчающего обстоятельства мотивы ненависти по признаку языка и гражданства. Кроме того, УК должен быть дополнен нормой, предусматривающей наказание за публичное отрицание и оправдание расизма, геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений. Судьи, прокуроры и полицейские должны будут пройти подготовку и переподготовку по вопросам расизма и расовой дискриминации в положениях существующего законодательства, а также по вопросу эффективного применения этого законодательства.
Дети из цыганского табора, живущих в Заречном микрорайоне Тюмени. Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Цыганский табор в Заречном микрорайоне Тюмени. Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Комиссия рекомендует российским властям разработать «всеобъемлющее гражданское и административное законодательство против дискриминации» и повторно призывает учредить «независимый орган», который будет бороться с расизмом и расовой дискриминацией. Цыганские дети должны получить доступ в школы и в дошкольные учреждения по соседству с цыганскими поселениями, а
мусульманские сообщества должны получить разрешения на строительство достаточного количества мечетей в тех районах, где они представляют меньшинство.
«Основная причина досрочного ухода многих цыганских детей из школы в возрасте 10 или 11 лет связана с тем, что они не говорят по-русски», — говорится в докладе.
При этом ECRI «с удовлетворением отмечает, что цыганские дети больше не направляются в школы для инвалидов».
Также комиссия предлагает российским властям пересмотреть систему квот для иностранных рабочих, исследовать новые механизмы легализации временных мигрантов всех категорий и всех сфер занятости, и предпринять решительные действия против нарушения их трудовых прав со стороны работодателей.
«Примерно 80 % мигрантов приезжают из девяти стран бывшего Советского Союза, с которыми Российская Федерация поддерживает безвизовый режим», — говорится в докладе. Квот на работу для них российским трудовым законодательством не предусмотрено, однако приезжим требуется разрешение на работу в России. Из 2—5 млн работающих в России мигрантов только около 1,2 млн имеют разрешения, «40 % мигрантов заняты в секторе строительства, в котором наблюдается низкий уровень регулирования». Трудовое регулирование со стороны властей не работает по причине того, что «в официальные отношения глубоко проникла коррупция, а взятки выплачиваются как нечто само собой разумеющееся». Работодателю же часто оказывается невыгодно получать разрешения на работу для иностранцев.
«ECRI настойчиво рекомендует властям организовать информационно-пропагандистскую кампанию, которая разъяснила бы населению важность для Российской Федерации миграционной рабочей силы, для продвижения позитивного образа мигрантов и для того, чтобы подчеркнуть необходимость соблюдения их прав и уважения их достоинства», — подводят итог авторы доклада.
Также Еврокомиссия призывает российские власти отрегулировать механизм, посредством которого приезжие могли бы сообщать о нарушении своих трудовых прав. Необходимо провести расследования по заявлениям о жестоком обращении со стороны полиции, и все виновные должны предстать перед судом. Также ECRI призывает российские власти активно бороться с антисемитизмом и проводить мероприятия для детей и молодежи, рассказывающие о вреде расизма.
Европейская комиссия против расизма и нетерпимости — правозащитная структура Совета Европы, состоящая из независимых экспертов. Комиссия осуществляет мониторинг проявлений расизма, ксенофобии, антисемитизма, нетерпимости и дискриминации по признаку расы, национальной или этнической принадлежности, цвета кожи, гражданства, религии и языка, составляет доклады и формулирует рекомендации государствам-членам. В своем предыдущем докладе о России, опубликованном в 2006 году, на передний план эксперты ECRI выдвигали проблему расовой дискриминации в системе регистрации по месту жительства и отсутствие доступа мигрантов и представителей меньшинств к базовым правам. Также комиссия отмечала увеличение расистского насилия, исходящего от молодых наци-скинхедов, и увеличение количества межэтнических столкновений. Отмечалось распространение расистских публикаций и заявлений в СМИ. Кроме того, в докладе говорилось о том, что огромное количество иностранных рабочих трудятся нелегально, подвергаются серьезной эксплуатации и страдают от расизма и ксенофобии.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
6 мин