Новости – Политика












Политика
СНГ тает

Подписание Беловежского соглашения об образовании СНГ 8 декабря 1991 года. Фото: Ю. Иванов / РИА Новости
Молдавия и Украина могут выйти из СНГ; эксперты — о конце существования Содружества пока говорить рано, но постсоветское пространство ждет новый формат отношений
21 марта, 2014 14:30
17 мин
Молдавский парламент вновь обсуждает возможный выход страны из Содружества Независимых Государств (СНГ). О намерении покинуть объединение, созданное после конца существования СССР, говорят и украинские политики, однако эксперты не считают, что это может поставить под удар возможность существования Содружества.
Председатель парламентской фракции «Либерально-демократическая партия Молдовы» Валерий Стрелец считает, что молдавские власти могут принять решение о выходе из состава СНГ или денонсации некоторых соглашений с этим объединением сразу после подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Его слова передает MoldNews.
«В тот момент, когда мы посчитаем, что это содружество не отвечает нашим позициям и никакой выгоды не несет нам в отношениях с другими государствами — и речь идет не только о России, речь идет об остальных государствах-членах — тогда, вероятно, мы пересмотрим нашу позицию. И особенно в контексте возможных процессов подписания и ратификации соглашений об ассоциации и свободном торговом обмене может выясниться, что часть соглашений о свободной торговле, которые в настоящий момент действуют с государствами СНГ, должны быть пересмотрены или, может, даже денонсированы», — утверждает депутат.
По его словам, «СНГ давно превратилось в клуб президентов и премьер-министров», а роль объединения как с политической, так и с военной точки зрения «практически равна нулю». «Это образование, в котором обсуждаются, как правило, вопросы экономического, социального и культурного характера, если оглядеться на опыт последних лет или десятилетий», — добавил он.
Между тем Украина и Евросоюз в пятницу, 21 марта, подписали политическую часть соглашения об ассоциации, а несколькими днями ранее глава департамента информационной политики украинского МИДа Евгений Перебейнис заявил о решении украинских властей прекратить председательство страны в СНГ.
Молдова парафировала соглашение об ассоциации с Евросоюзом в ходе саммита Восточного партнерства в конце ноября прошлого года, одновременно с Грузией. Евросоюз планирует подписать соглашение об ассоциации с этими странами ранее намеченного срока — до июня этого года, чтобы тем самым «высвободить бывшие советские республики из сферы влияния Москвы и привлечь их на свою орбиту».
Главы РСФСР, Белоруссии и Украины подписали Беловежское соглашение об образовании СНГ 8 декабря 1991 года. Согласно документу, «необходимость создания нового союза после распада СССР была обусловлена исторической общностью народов, двусторонними договорами и стремлением к созданию демократических правовых государств». Уже спустя пять дней президенты Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Киргизии и Узбекистана встретились в Ашхабаде и составили заявление о согласии войти в новое объединение на условиях равноправных участников. В подписанной позже Алма-Атинской декларации, к которой присоединилась и Армения, излагались цели и принципы СНГ — равноправное взаимодействие через координирующие институты, объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием.
Грузия стала действительным членом СНГ в 1993 году, последней к объединению присоединилась Молдавия — в апреле 1994 года. Сейчас устав СНГ ратифицирован Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном, Россией, Узбекистаном и Туркменией, однако последняя в августе 2005 года решила перейти на участие в Содружестве в качестве ассоциированного члена. Этот статус позволяет Туркмении выбирать, в каких видах деятельности она будет участвовать.
Еще одной страной, де-юре не являющейся полноправным членом СНГ, стала Украина — она не подписывала Устав содружества, принятый 22 января 1993 года в Минске. В связи с этим российский МИД расценивает ее как государство-учредитель и государство-участник, однако в чем заключается разница, ни один документ об СНГ не поясняет.
В разные годы о своем желание вступить в СНГ заявляли как признанные, так и непризнанные государства. В частности, с такой просьбой обращались Абхазия, Приднестровская Молдавская Республика, Чеченская Республика Ичкерия, Татарстан, Республика Крым, Республика Сербская Краина в Хорватии, Югославия, Нагорно-Карабахская Республика и Афганистан.
Согласно статье 9 устава СНГ, государство – член объединения может покинуть его, уведомив об этом депозитарий устава содружества как минимум за год до предполагаемого выхода. Такой большой срок, согласно уставу, необходим, чтобы государство смогло выполнить данные в период участия в СНГ обязательства перед Содружеством. Единственной страной – членом СНГ, воспользовавшейся этим правом, пока остается Грузия. Тогдашний президент Михаил Саакашвили заявил о выходе государства из СНГ 12 августа 2008 года, на фоне конфликта с Южной Осетией.
Политологи и эксперты из стран – участниц СНГ не считают, что возможный выход Молдавии и Украины из объединения нужно расценивать как шаг к окончанию его существования.
Алексей Мухин, гендиректор «Центра политической информации» (Россия):
«Во-первых, само Содружество давно уже представляет из себя некий политический клуб, но есть одна тонкость — и в любой еврокомиссии это вам скажут — дело в том, что многие торговые соглашения с Евросоюзом заключены не со странами напрямую, а через СНГ, в том числе с Молдавией, в том числе с Украиной. И одномоментный выход из состава СНГ действие этих соглашений просто прекращает.
На период прекращения, соглашения, конечно, перестанут действовать, как и сам механизм их реализации. Как только Молдавия и Украина покинут СНГ, их торгово-экономическим отношениям с Евросоюзом будет нанесен очень серьезный удар. Потребуется время для переоформления этих соглашений, а в это время все экономические отношения будут подморожены, причем довольно серьезно. Мне кажется, что эти решения по поводу выхода из СНГ, мягко говоря, безответственны. Для России же выход из СНГ Молдавии и Украины не имеет никакого фактического значения.
Я думаю, что некоторые силы Молдавии и Украины просто решили под политический шумок доставить неприятности России и реализовать какие-то собственные политические проекты. Боюсь, что это будет иметь серьезные экономические последствия для них. Возможно, модель "чем хуже, тем лучше" для нынешних властей Молдавии и Украины — это оптимальная модель. Как вы думаете, почему политически ничтожная организация СНГ по-прежнему существует? И по-прежнему выход из СНГ так чувствителен для Украины и Молдавии? Именно потому, что почти все торговые соглашения, в том числе и с Евросоюзом, заключены через формат СНГ».
Виталий Андриевский, политолог (Молдавия):
Версия о том, что Молдова после подписания ассоциации с Евросоюзом может выйти из состава СНГ, существует. Но пока на федеральном уровне ни один из тех людей, кто находится у власти в Молдове, ни одна партия не заявляли о возможности выхода из Содружества или, например, о вступлении в НАТО, куда мы и не можем вступить по конституции, так как у нас существует нейтралитет. А для того чтобы изменить основной документ, ни у кого не хватает голосов — ни у власти, ни у оппозиции.
Может быть, Молдова и вышла бы из СНГ, если бы не было проблемы Приднестровья. Пока она существует, страна не будет спешить покидать Содружество. То, что Украина заявила о выходе — это рекомендация Совета Безопасности. И что касается визового режима, то украинский премьер-министр заявлял, что с его реализацией не станут спешить. Поэтому, я думаю, сейчас будет игра нервов и дипломатии, торги. И Молдова не будет соваться в пекло, она хочет при любой ситуации сохранить нормальные отношения с Россией, а резкие шаги для Молдовы могут вызвать объявление Приднестровьем независимости.

Участница акции протеста против соглашения об Ассоциации Молдавии с Евросоюзом с требованием огласить условия данного документа, ноябрь 2013 года. Фото: Вадим Денисов / ИТАР-ТАСС
Участница акции протеста против соглашения об ассоциации Молдавии с Евросоюзом, ноябрь 2013 года. Фото: Вадим Денисов / ИТАР-ТАСС
Началом конца для СНГ стало создание Таможенного союза и предстоящее подписание в 2015 году Евразийского экономического союза. То есть вырабатывается новая, более перспективная модель, при которой Содружество себя изживает. Кроме того, с самого начала СНГ рассматривался как спокойный «бракоразводный процесс».
Я думаю, пока не стоит спешить разрушать этот организм, может быть на какой-то период он еще будет нужен. Но когда появится Евразийский экономический союз, СНГ даже в виде «клуба для встреч» потеряет свою перспективу.
Если бы в будущем Евразийском экономическом союзе наравне с единым экономическим пространством не планировалась и политическая составляющая, то тогда ограничились бы просто Таможенным союзом. По всей вероятности, его «отцы-основатели» видят перспективу, более похожую на Европейский союз.
Возможно, со временем выпадет слово «экономический», и будет просто Евразийский союз. Но пока, чтобы не напрягать некоторые страны, речь об этом не идет.
В первую очередь, ЕврАзЭС создавался под Украину, потому что она не входит в военную организацию СНГ – ОДКБ, и поэтому Союз назвали экономическим. А потом уже скрывать не будут, что это крупный региональный проект, условно говоря, «Евросоюз-2», только под другим названием.
Возможна и другая перспектива (но после последних событий в нее мало верится) — что это путь к общей Европе, когда ЕС и Евразийский союз объединятся и будет создана большая Европа. Пока это только в мечтах, хотя и Путин об этом говорил, и на последнем саммите Россия – ЕС говорилось о проекте «от Лиссабона до Владивостока», но пока это только риторика.
Зардушт Ализаде, политолог (Азербайджан):
СНГ будет существовать, пока оно выполняет миссию «цивилизованного развода» бывших советских республик. Уже сейчас кто-то на эмоциях хочет плюнуть на все и оторваться от бывшей «семьи». Сюда можно отнести Туркменистан, и хотя официально из Содружества он не вышел, но свое взаимодействие с бывшими советскими республиками он сводит к минимуму. Это и Грузия, которая уже вышла из СНГ, Украина намеревается это сделать.
Но есть и такие страны, как Азербайджан, которые считают, что нет смысла проводить эскалацию напряженности. Идет «бракоразводный» процесс, и будет хорошо, если он будет протекать с минимальными потерями.
Нагорный Карабах для Армении и Азербайджана является аналогией Крыма и выступает как инструмент «подвешивания» этих двух республик на кремлевской стене. И эта схема функционирует абсолютно эффективно.
Здесь можно обратить внимание на то, как послушно азербайджанцы и армяне выполняют все указания Владимира Путина, как они искусно имитируют стремление к разрешению конфликта. Для России нет смысла здесь что-либо менять. Поэтому мы совершенно спокойно смотрим на то, как Кремль изобрел новый «крюк» на своей стене в виде Крыма и поддел на него Украину. Аналогичное случилось с азербайджанскими лидерами-националистами и армянскими лидерами за то, что произошло с Карабахом. Теперь еще остался «крюк» для Молдовы в виде Приднестровья, для Грузии это Абхазия и Осетия.
В СНГ в последние годы приходят какие-то дочерние организации — Евразийский экономический союз, Таможенный союз, ОДКБ. И «развод» происходит на разных скоростях, но содружество будет постепенно уходить в прошлое.
Некоторые государства считают быстрый уход от России опасным для себя и предпочитают иметь с ней более честные союзные отношения. Это Казахстан с его проблемными северными территориями, Армения с Карабахом. Сюда же относится Киргизия, где элиты оказались неспособны управлять государством, и поэтому они связаны с Россией.
Когда какое-то государство в СНГ обнаружит, что никакой взаимной связи с Россией и бывшими союзными республиками нет, оно просто выйдет из содружества.
А Евразийский союз — это очередной проект международной организации и интеграции, он будет реализовываться в течение долгого исторического периода и его успех зависит от самих участников этого проекта. Для меня ясно одно — Российская империя распалась, ей на смену пришел Советский Союз. И я как советский человек понимаю, почему СССР очень быстро восстановил территории империи. Во-первых, из-за экономического «локомотива» России, который начал давать всем своим бывшим колониям возможность быстрого развития, даже иногда за счет самой России. И это было выгодно всем республикам. Во-вторых, была великая идея, которой сейчас нет.
Вопрос в том, готова ли сейчас Россия быть донором членов будущего Евразийского союза. Бедную Армению она сможет спонсировать, каждый год подбрасывая ей два-три миллиарда долларов. Будет выделять ежегодно три-четыре миллиарда долларов Крыму. Больше половины российских регионов дотационные, она будет спонсировать и их. Киргизия, Таджикистан ожидают поддержки от России. Но сможет ли страна потянуть этот «обоз» в условиях глубоких экономических проблем и выступить экономическим «локомотивом» и сейчас — лично я сомневаюсь.
Сергей Мусиенко, политолог, руководитель аналитического центра EcooM (Белоруссия):
Кто мог ожидать такого развития по Крыму? Мы находимся в эпицентре передела международной политики и карты мира. Правда, не страны бывшего Союза положили начало этому переделу — когда принимали решение о том, чтобы менять правительства на более лояльные методом цветных революций, Россия нашла этому противоядие в виде референдумов.
Если Молдавия действительно в будущем намерена выходить из состава СНГ, то что они от этого надеются получить, будет ли такое счастье, о котором они мечтают? У меня большие сомнения, Евросоюз такое сейчас не потянет.
Белоруссия неоднократно говорила, что, технически и экономически мы более готовы к вхождению в ЕС, чем остальные страны. Но из политической конъюнктуры делать какие-то поспешные выводы неправильно, такие процессы должны быть взвешенными и однозначными. Мы находимся в переформатировании международных отношений, история творится на наших глазах.
Вопрос о создании Евразийского союза, я думаю, в скором времени будут решать также быстро и, надеюсь, внятно. И если он будет образован, то станет только крепче от всех этих событий, внешних вызовов.
Сейчас политика с экономикой неразделимы. СНГ первоначально был создан для мягкого «развода», и он свои структурные формулы выполнила, и Евразийский союз на базе СНГ вполне может стать его трансформацией.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости