Новости – Политика












Политика
Несанкционированная нефть

Фото: Hasan Jamali / AP
Источники агентства Reuters сообщают о готовящемся подписании контракта на покупку Москвой иранской нефти. Эксперты сомневаются в сделке или предполагают, что речь идет о реэкспорте
10 января, 2014 15:31
6 мин
Иран и Россия близки к заключению крупнейшей нефтяной сделки, по которой Тегеран будет поставлять Москве 500 тысяч баррелей нефти в день в обмен на российское оборудование и товары, сообщили источники Reuters.
Как пояснил один из собеседников агентства, представляющий российскую сторону, «на данный момент достигнут хороший прогрес с большими шансами на успех». Сейчас стороны «обсуждают детали, от которых зависит дата подписания соглашения».
Другой источник, представитель иранской стороны, заявил, что Москва и Тегеран «хотят заключить сделку как можно скорее. «Наши чиновники обсуждают этот вопрос с русскими, надеюсь, вскоре все будет подписано, независимо от того, достигнем ли мы ядерного соглашения в Женеве», — сказал он.
Что конкретно будет предоставлять Москва в обмен на нефть, собеседники агентства не уточнили. Неизвестно также, вступит ли сделка в силу раньше, чем озвучат итоги переговоров между Ираном и «шестеркой» в Женеве, которые прошли в ноябре прошлого года. Тогда стороны договорились о приостановке иранской ядерной программы и снятии экономических санкций со страны. Временное соглашение действует до мая 2014 года, после чего переговоры возобновятся.
Нефть является основной статьей экспорта иранской экономики, но из-за конфликта вокруг ядерной программы ее продажи серьезно ограничены. По состоянию на 2010 год главными импортерами были Китай (20%), Япония (17%), Индия (16%), Италия (10%) и Южная Корея (9%).
В 2013 году Китай импортировал 420 тысяч баррелей ежедневно. Другие покупатели, включая Японию, Южную Корею, Индию и Турцию, за последние полтора года сократили импорт иранской нефти под давлением Вашингтона.
Россия входит в «шестерку», однако, в отличие от ЕС и США, не накладывала на Иран экономические санкции. По данным агентства, после заключения сделки уровень экспорта нефти Ирана вырастет на 50%. При нынешних ценах около $100 за баррель Тегеран сможет зарабатывать до $1,5 млрд ежемесячно.
Эксперты, опрошенные «Русской планетой» расходятся во мнениях и по большей части сомневаются в достоверности информации о контракте.
«Чего нам покупать нефть? Она у них какая-то особая? Разве только чтобы помочь Тегерану. Вы сами понимаете, что денег у нас навалом за счет продажи нашей нефти. Из этих денег можно выделить часть, чтобы помочь другу», — говорит политолог, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский. По его словам, Россия хочет показать иранцам, что оказывает помощь в период действия санкций.

Игорь Сечин. Фото: Jeon Heon-Kyun / EPA / ИТАР-ТАСС
Игорь Сечин. Фото: Jeon Heon-Kyun / EPA / ИТАР-ТАСС
«Это нормальное решение, и оно ничего не меняет в позиции Ирана. Это не значит, что Иран катится в пропасть, а мы его выручаем. Мы же не купим половину иранской нефти. Вы заметьте, что во всей этой иранской программе, Россия всегда сидит между двух стульев. Чтобы сделать так, что и Америку не обидеть, и Ирану показать, что у них есть друг», — объясняет эксперт и добавляет, что, скорее всего, США «посмотрят на все это сквозь пальцы».
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский не верит в возможность того, что Россия будет закупать нефть у Ирана.
«Первый вопрос: кто назван покупателем? Потому что Россия нефть не покупает, ее покупает какая-то компания. Если российское высшее руководство в лице Путина примет какое-то специальное решение по этому поводу, а для этого нужно выйти из режима санкций против Ирана, то Путин это, безусловно, сделает и скрывать этого не будет. Он все будет делать демонстративно, он обставит это максимальными пощечинами всем, кому их надо будет давать», — говорит Сатановский, отмечая, что в условиях, когда имидж России нужно поднимать перед Олимпиадой, что мы и наблюдаем в последнее время, идти на конфликт с Западом бессмысленно.
«Это даже не смешно. На тех деньгах, которыми оперируют эти ребята, на "Роснефти", на планах Сечина (Игорь Сечин — президент "Роснефти". — РП) о привлечении американцев к шельфу, зачем ему это? Он дурак что ли? Он будет обгаживать инвестиции в свою "Роснефть"? Кто на это пойдет? Это же должен быть кто-то из крупных операторов. Но нефтяные компании очень тесно завязаны на западные контракты, на партнеров оттуда. Я не понимаю смысла», — рассуждает он.
Заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН Алексей Мастепанов полагает, что с практической точки зрения речь может идти о реэкспорте иранской нефти. «Такое вполне может быть. Наши мощности позволяют дополнительно переработать эти объемы. Закупать нефть — это нам нужно так же, как рыбе зонтик. Мы и так три четверти своей нефти гоним на экспорт. Нам она не нужна ни за товары, ни за мармелад, ни за орешки кешью. Здесь речь может идти только о реэкспорте. Если, конечно, это позволяют санкции», — резюмирует экперт.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости