Новости – Политика












Политика
На оккупацию Сирии у НАТО нет сил

Мужчина держит фотографию сирийских детей, погибших во время газовой атаки в Гуте. Фото: Mohammad Hannon / AP
Скорее всего, США и Англия ударят по Асаду «Томагавками», в ответ в войну может вмешаться Иран
28 августа, 2013 05:00
5 мин
На протяжении нескольких последних месяцев становилось ясно, что вся коалиция противников Асада (Запад, Турция, арабские монархии) все глубже заходит в тупик. С одной стороны, эта компания не готова к прямому вмешательству в сирийскую гражданскую войну из-за риска высоких потерь, с другой — для них совершенно невозможно допустить победу Асада, ибо это станет полной потерей лица и демонстрацией собственного бессилия. Ставка на победу повстанцев не оправдывалась. Запад сам себе разрешил поставки оружия оппозиции, но так их, по сути, и не начал из-за абсолютного доминирования в рядах повстанцев радикальных исламистов. Арабские монархии и Турция в этом смысле комплексов не имеют, но они в последнее время перессорились из-за Египта (Турция и Катар — за Мурси, Саудовская Аравия и ОАЭ — за военных), что отчасти сказалось на Сирии.
Понимая все это, руководство повстанцев (то, которое типа либерально-прозападное) решило, видимо, пойти на последнюю отчаянную провокацию, коей и стало то самое применение химического оружия под Дамаском.
На самом деле точно неизвестно, было ли это оружие вообще применено, а если да, то кем. Но прекрасно известно, что всего за несколько дней до указанного инцидента официальные власти Сирии разрешили прибыть в страну комиссии ООН, которая должна была проверить предыдущие случаи применения химического оружия, в которых правительство и повстанцы, разумеется, обвиняли друг друга. Сложно представить, что правительственные войска так глупо подставились, применив химическое оружие именно в момент присутствия в стране комиссии ООН. Зато очень легко представить, что провокацию совершили повстанцы. Они ведь хорошо помнят слова американского президента, сказанные еще два года тому назад о том, что применение сирийскими войсками химического оружия станет «красной чертой», за которой последует иностранная интервенция в Сирию. То, что у повстанцев химическое оружие есть, признавали даже их лучшие друзья турки.
Как и следовало ожидать, Анкара, Париж и Лондон заведомо обвинили в случившемся (или не случившемся?) войска Асада и потребовали военного вмешательства даже в обход Совбеза ООН. Вроде бы у самих Турции, Франции и Великобритании достаточно сил для подобного вмешательства, раз уж они так его хотят. Но нет, не рискуют. Как всегда, воевать должны США, именно к ним все провокационные действия и призывы и обращены.

Автомобили экспертов ООН, выехавшие на место предполагаемого применения химического оружия. Фото: EPA / ИТАР-ТАСС
Автомобили экспертов ООН, выехавшие на место предполагаемого применения химического оружия. Фото: EPA / ИТАР-ТАСС
Президент США Обама до сих пор успешно уворачивался от сомнительной перспективы начать очередную большую войну на Ближнем Востоке, последствия которой могут оказаться гораздо хуже, чем иракской войны. Совершенно очевидно, что и сейчас он тоже не имеет ни малейшего желания ввязываться в войну. США начали было поставки оружия оппозиции, но немедленно их остановили, поскольку оружие, разумеется, сразу оказалось у исламистов. К тому же Обама не хочет непосредственного участия в войне ВС США.
Но и давление становится все более сильным, а Обама все больше боится показаться слабым, тем более что давят на него не только извне, но и из самих США. Республиканцы совершенно открыто и безоговорочно поддерживают исламистов, причем не только в Сирии, но и в Египте. Не факт, что они так же вели бы себя, если бы в Белом доме был их президент, но сейчас им можно ни за что не отвечать.
Подстава с «жертвами в Гуте» до боли напоминает «массовые захоронения мирных албанцев» в Косово, про которые в 1998—1999 годах так много кричали западные СМИ. В этих «захоронениях» были якобы «десятки тысяч трупов стариков, женщин и детей», что стало одной из важнейших причин «гуманитарной интервенции» НАТО. Потом натовские же военные не обнаружили в Косово ни одного захоронения! Но дело было сделано, криминальное псевдогосударство на Балканах создано, ЕС теперь расхлебывает последствия, Штаты оттуда тихо свалили.
На этот раз, впрочем, в отличие от Югославии-99, США и НАТО в целом не готовились даже к полноценной воздушной кампании, не говоря уж о наземной операции. Для этого просто не созданы соответствующие группировки. Не переброшено ни одного дополнительного самолета в Турцию, ни одного американского авианосца нет в Средиземном море, в Аравийском море — два авианосца, что на самом деле не так и много, учитывая наличие там Ирана. Создание даже чисто авиационной группировки для проведения кампании типа «Ирак-91», «Югославия-99» или «Ливия-11» займет как минимум месяц, а скорее всего, больше. Пока никаких движений в эту сторону не сделано. При том что даже само по себе создание группировки, не говоря уж о ее последующем применении, станет процессом исключительно затратным. Через месяц «преступление в Гуте» более или менее забудется, зато расходы будут налицо, недовольство в самих натовских странах будет лишь нарастать.
Поэтому бить надо сразу, а единственно возможный вариант — это массированный запуск «Томагавков» с крейсеров и эсминцев ВМС США, а также с американских и британских подлодок. Сама по себе такая операция совершенно безопасна для англосаксов, расходы на нее составят лишь цену ракет (примерно миллион долларов за штуку, штук будет, видимо, одна-две сотни). Правда, она абсолютно бессмысленна с любой точки зрения.
«Уничтожение запасов химического оружия» с помощью «Томагавков» — дикий абсурд. Таким путем можно лишь вызвать детонацию химических боеприпасов, что уже на самом деле приведет к массовым жертвам. Это весьма странный способ «спасения мирного населения» путем его уничтожения (хотя для НАТО это не первый подобный опыт). Эффективно уничтожить химическое оружие можно лишь на специально созданных для этого предприятиях. Либо с помощью ядерного заряда.
Скорее всего, «Томагавки» будут направлены на объекты ВВС, ПВО и управления ВС Сирии. Безусловно, это нанесет сирийцам определенный ущерб, но победу повстанцам совершенно точно не обеспечит. Зато, поскольку это будет заведомо сделано в обход Совбеза ООН, получится обычная агрессия, дающая Дамаску право на ответ. К этому ответу может присоединиться Тегеран, который на это уже активно намекает.
Хусейн в 1990—1991 годах и Милошевич в 1998—1999 годах демонстрировали удивительное «непротивление злу насилием», никак не мешая сначала многомесячному развертыванию группировок для удара по ним, а затем уже во время войны не применяя никаких активных ответных действий по территории противника и даже авиацию в целях ПВО задействуя крайне ограниченно. Конечно, Асад тоже может утереться и пропустить удар, тем более что будет он болезненным, но не смертельным. Но может и ответить, особенно если вместе с ним это сделает Тегеран. Ведь противник при всей его внешней брутальности к этому совершенно не готов.
Например, можно совместно ударить по Турции, которая, кстати, обещала поддержать любую антисирийскую операцию даже в обход ООН. Ее армия обезглавлена собственным политическим руководством, поэтому может оказаться в весьма непростом положении. А для НАТО «спасательная операция» обернется гигантскими усилиями и затратами, к которым никто в альянсе не готов.
Можно ударить и по Израилю. Конечно, война против него со стороны Сирии и Ирана обречена на военное поражение, зато она автоматически превращает всю оппозицию и ее арабских и турецких спонсоров в «пособников сионистов», что станет для всей этой компании сложнейшей политической проблемой и может способствовать дальнейшей эрозии антисирийской коалиции.
Кроме того, Иран может с помощью своих многочисленных баллистических ракет быстро и без особых проблем нанести колоссальный ущерб нефтяной инфраструктуре монархий, загнав цену на нефть на недосягаемую высоту.

Военные испытания ракет ближнего радиуса действия в центральном Иране. Фото: Hadi Yazdani / AP
Военные испытания ракет ближнего радиуса действия в центральном Иране. Фото: Hadi Yazdani / AP
Еще Иран способен нанести удар по американским кораблям в Персидском заливе и Аравийском море, но это вряд ли принесет ему успех. Гораздо эффективнее было бы ударить по группировке США и НАТО в Афганистане, которая совершенно не готова к подобному развитию событий. Она ведет противопартизанскую войну, поэтому почти не имеет танков и артиллерии, у нее вообще нет наземной ПВО. И даже боевой авиации совершенно недостаточно для серьезной войны против большой армии.
Нынешнее НАТО (включая и США, на которые приходится примерно три четверти военного потенциала альянса) может вести войны интервенционистского характера, если противник никак не мешает развертыванию сил, каким бы длительным оно не было, да и во время войны сопротивляется крайне слабо, либо вообще не сопротивляется. Если же НАТО окажется в положении обороняющегося против сильного противника, причем когда реально альянс к этому абсолютно не готов, то результат может быть чрезвычайно интересным. В любом случае ни Сирии, ни Ирану, если они перейдут к активным действиям, абсолютно точно не грозит никакая оккупация силами НАТО, ибо этих сил нет. Альянс с огромными потерями и расходами отобьется от сирийцев и персов, после чего как минимум очень надолго оставит их в покое. Вопрос в том, хватит ли Дамаску и Тегерану понимания всех этих фактов и политической воли для решительных шагов.
Как уже было сказано выше, Асад может себе позволить пропустить удар, смертельным он не будет. Только если его пропустить один раз, через полгода может случиться новая провокация и новый удар. И рано или поздно один из «Томагавков» настигнет самого Асада.
Автор — заместитель директора Института политического и военного анализа
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости