Политика
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Политика
Политика

22 года бега на месте к концу

1 ноября 1993 года вступил в силу Маастрихтский договор, положивший начало Европейскому союзу
Владимир Лактанов
5 мин
Кусок головоломки, представляющей все страны ЕС, во время церемонии по случаю очередной годовщины договора. Фото: Daniel Ochoa de Olza/АР
7 февраля 1992 года в нидерландском Маастрихте был подписан договор и завершено дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран. 1 ноября 1993-го договор окончательно вступил в силу. Вместо многочисленных всеевропейских организаций, в том числе ЕЭС — Европейского экономического сообщества — образовывалась единая централизованная система политической, финансовой, экономической и культурной интеграции. Сейчас в ЕС входят 28 стран, когда как членами ЕЭС было только 12; население – около 500 млн человек.
Доля ЕС как единого целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2012 году около 23% ($16,6 трлн) по номинальному значению и около 19% ($16,1 трлн) по паритету покупательной способности. Стандартизированная система законов, действующих во всех странах союза, позволила создать общий рынок, который по идее гарантирует свободное движение людей, товаров, капитала и услуг. Отменен паспортный контроль в пределах Шенгенской зоны, куда входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Девятнадцать стран ЕС ввели в обращение единую валюту — евро, образовав еврозону. ЕС принимает законы, директивы, законодательные акты и постановления в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области внешних сношений, торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития.
Успехи ЕС хорошо известны, и еще более популярны сказки про европейское содружество, на которые ведутся целые страны типа Украины. И это при том, что на наших глазах уже какой год длится греческий кризис, разрешить который так, чтобы простым грекам жилось получше, никак почему-то не получается. Все чаще и чаще люди задаются вопросом: а так ли уже «едина эта единая Европа»? Именно этой теме и именно почему-то сейчас посвящено большинство публикаций в мировой прессе, обзор которых мы вам и предлагаем. Начнем с самого простого — с проблемы расширения ЕС.
Протест против новых пенсионных сокращений. Афины, Греция
Протест против новых пенсионных сокращений. Афины, Греция. Фото: Nikolas Georgiou/Zuma/ТАСС
«Евросоюз вырос, сейчас в его состав входит 28 стран, а мы еще не решили старые проблемы. Объединение стало слишком большим, и если посмотреть на разные страны и на отдельных людей, станет ясно, что политика универсального подхода более не сработает», — считает президент Института Хайека в Вене Барбара Кольм.
Евросоюз сейчас похож на Речь Посполитую времен упадка, когда «бушевала» хваленая польской шляхтой «демократия» и действовало право абсолютного вето, которое мог использовать любой делегат Сейма. В результате страна оказалась разделенной на три части, полностью утратив суверенитет. Принятие каких-то решений в Брюсселе — с учетом позиций 28 представительств — поистине сизифов труд. Главная же ахиллесова пята ЕС — неравноправие населяющих его народов. Политическая и экономическая власть делегируется в единый центр, в «метрополию» (Германия и Франция в основном), в то время как «провинции» подчиняются исходящим оттуда указаниям. В то же время при принятии решений идут постоянные «звонки» в «вашингтонский обком» на предмет получения ЦУ.
Вторая проблема самая деликатная, но и самая важная: деньги. Основная причина, по мнению ruspravda.info, банкротство и беспорядки в результате нереальности выплаты стремительно растущего внешнего долга ЕС. Ведь его совокупная величина превосходит даже американские показатели. Можно ли погасить эти обязательства? Аналитики убеждены, что нет. Особенно на фоне санкционной войны с Россией, лишь усиливающей неблагоприятные экономические и социально-политические тенденции. История показывает, что выходов из кризиса несколько: гиперинфляция, тотальная катастрофа или война. Подобное положение в Старом Свете сложилось в канун Первой мировой, считает философ и депутат Европарламента, глава «Левого фронта» из Франции Жан-Люк Меланшон.
Настолько ли драматична ситуация? По данным Всемирного банка, совместный долг стран еврозоны ($17,95 трлн) перекрывает американский ($17,92 трлн). Он увеличивается с каждым днем. «Лидер» в ЕС — Великобритания ($9,96 трлн, 388% ВВП); затем идут ФРГ ($5,72 трлн; 168%) и Франция ($5,37 трлн; 201%). Российская задолженность — $678,44 млрд.
Внешние долги представляют опасность для ЕС, но создаются они не затем, чтобы по ним расплачиваться. Это — инструмент поддержки стабильности финансовой сферы. Меланшон убежден, что международные банкиры объявили войну его стране, не позволив правительствам сдержать процесс роста госдолгов. ВВП при этом не растет, долги, процентной ставкой поддерживающие банковский сектор, все сильнее обременяют граждан.
Банкротства государств не допускаются. Дефолт с дальнейшими потрясениями Евросоюзу не угрожает, его избежали Греция и Португалия. Но финансовые меры ЕС разорили эти страны, их население и загнали его в долговые спирали. Банкротства в Старом Свете были бы меньшей проблемой, чем дефолт по гособязательствам. Кстати, такой шаг экономист Валентин Катасонов считает адекватным ответом РФ на западные санкции.
Положение в экономике осложняется, финансовый сектор выигрывает, получая источник денег, государственную ренту. Но стабильность банков еврозоны обеспечена до момента серьезных потрясений. Система отработана, неподвластна давлению экономических процессов. И при этом бесперспективна, ведь промышленность не получает развития при перекачке денег от реальной экономики в финансовый сектор.
Стабильна ли политическая система ЕС или устойчив только его финансовый сектор благодаря разрушению экономики и снижению уровня жизни людей? Государственные конструкции отягощены экономическими проблемами, и внешний долг — не самое главное затруднение Евросоюза, где угроз и без того достаточно. И прежде всего это слабая управляемость ЕС, не имеющего крепких органов власти, что очень заметно при формировании внешней политики.
«Сейчас действует принцип "каждый сам за себя". Начинается третий этап европейского кризиса. На первом этапе произошло оказание госпомощи банкам. На втором — введение мер жесткой экономии. Теперь же правительства начинают осознавать, что этих мер недостаточно, чтобы заполнить все дыры в государственных бюджетах», — сказал в эфире RT журналист Эрнст Вольф.
Акции протеста против визита канцлера Германии Ангелы Меркель в Мадрид
Акции протеста против визита канцлера Германии Ангелы Меркель в Мадрид. Фото: Paul White/АР
Но дело не только в противоречиях внутри ЕС. Еще одним поводом для разногласий является внешняя политика. На фоне ухудшающихся отношений с Россией президент Франции Франсуа Олланд заговорил о возможности смягчения санкций против Москвы и, таким образом, пошел наперекор курсу Брюсселя, который добивается изменения политики наших властей в отношении Украины. Однако это сближает Францию с некоторыми другими странами ЕС, в том числе с Финляндией и Грецией. Они тоже выступили против усугубления конфликта с РФ, наносящего экономический ущерб обеим сторонам.
Когда речь заходит о вопросах первостепенной важности, главные игроки ЕС нередко оказываются по разные стороны баррикад. Например, вопрос иммиграции вбил клин между Германией и Великобританией. Последняя в ужасе от количества приезжих из других стран Евросоюза и угрожает закрыть для них границы. У членов Евросоюза также различаются взгляды на то, как возрождать ЕС. Некоторые заявили, что необходимо что-то делать с разросшейся организацией.
На фоне серьезной обеспокоенности тем, что еврозону может накрыть третья волна рецессии, а также практически полного отсутствия экономического роста в Европе было предложено ввести так называемый налог Робин Гуда. Но инициатива введения дополнительного налога для банков, получивших госпомощь во время финансового кризиса, встретила поддержку лишь у нескольких членов ЕС. И даже они не могут прийти к соглашению по ключевым пунктам.
Многие эксперты констатируют, что кризисные явления в еврозоне, рост бедности и безработицы, миграция, а также отсутствие контрмер со стороны Брюсселя дали возможность внесистемным силам набрать очки за счет роста евроскептических настроений. Как утверждается в вышедшей на днях редакционной статье в газете The Times, критика брюссельских бюрократов, призывы ужесточить миграционный контроль и вернуть власть в руки национальных правительств стали формулой успеха на выборах в большинстве европейских стран. Одним словом, впереди перспективы отката евроинтеграции на несколько десятилетий назад. Текущая же ситуация в Греции, осложняющаяся перспективой дефолта и выхода из еврозоны, подтверждает, по мнению ряда британских экспертов, то, насколько плачевными могут оказаться последствия прихода к власти людей без галстуков.
Но самая главная грядущая беда ЕС — это Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) с США. Американцы уже «протащили» Тихоокеанское партнерство, потому что, как заметил президент США Барак Обама, «в ВОЗ слишком много Китая, а правила хотим писать мы». Перефразируя его, можно сказать, «что в Европе слишком много Европы». ЕС хорош тем, что, в отличие от тихоокеанских стран, его можно проглотить за один раз.
В начале 2013 года обозреватели канадских СМИ предположили, что запуск переговоров по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству ЕС — США окажет давление на Канаду в плане завершения ее собственных трехлетних переговоров о зоне свободной торговли с ЕС в конце 2013-го. Страны, имеющие таможенные соглашения с ЕС, особенно Турция, и не имеющие отдельного соглашения с Соединенными Штатами, могут столкнуться с перспективой открытия их рынков для американских товаров без доступа в США для их собственных товаров. По мнению некоторых экспертов, ТТИП призвано исключить возможность процветания для всего остального мира. И это, пожалуй, главная политическая линия США. Украина, Сирия, «арабская весна» — все эти разрозненные на первый взгляд события способствуют одной цели: установлению сверхгегемонии США, наступлению неоновейшего исторического времени, когда роль ООН, ВОЗ, ЕС, АСЕАН или будет чисто декоративной, или эти организации вообще могут прекратить существование. 
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
5 мин