Новости – Мнения и люди
Мнения и люди
Дети рисуют лучше современных авангардистов
Мнения и люди
29 апреля, 2016 17:47
5 мин
27 апреля в Академии гражданской защиты МЧС России прошел VII Международный славянский форум изобразительных искусств «Золотой Витязь».
Изобразительному искусству в нашей стране всегда уделялось большое внимание и при советской власти, и в новой России. Но не всегда это внимание было на пользу изобразительному искусству и прежде, и теперь. Всегда были какие-то перекосы. При советской власти — в сторону соцреализма, который всех замучил. Тогда начали искать отдушину и любоваться тем, что мы, к сожалению, переоценили — это так называемое авангардное искусство, которое при советской власти стало овладевать умами интеллигенции: Пикассо, Модильяни, Ван Гог и т.д.
Это был перекос. Я закончил два творческих вуза и всюду изучал историю искусства. Я видел, с каким упоением внедряли в наше сознание мысль, что авангард — это гениально. Про имена тех же Модильяни, Пикассо и других деятелей этого направления нам говорили как про имена гениев. Сейчас, когда прошло полвека, лично я переоценил отношение к авангарду. Дети лучше рисуют, чем отдельные модернисты или постмодернисты. Нас обманывали, что «Черный квадрат» — это искусство, и таких примеров можно привести множество.
А перекос в современной российской истории случился в сторону так называемого альтернативного современного искусства. Поскольку вместе с перестройкой нам объявили о том, что отныне все можно, то есть наступила эпоха вседозволенности под прикрытием демократической, толерантной, терпимой политики, стала укрепляться позиция так называемого альтернативного нового современного, как стали говорить, искусства. И тут надо понимать, что это большой обман — называть современным искусством вот эту мазню. Я думаю, что более современного и нужного нам, чем те же Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Терборх и Рембрандт, трудно найти. Что может быть современнее, чем классическая реалистическая русская живопись Александра Иванова, Брюллова.
Так вот, я считаю, что сегодня наше изобразительное искусство и отношение к нему власть предержащих — в критической ситуации. Но я думаю, что она будет потихонечку меняться, уступать пониманию того, что есть непреходящие ценности великой реалистической мировой и русской живописи. Конечно, трудно водить кистью так, как Леонардо да Винчи, как Рембрандт, как тот же Александр Шилов — наш современник, который выписывает все, а не бросает полотна на полпути — «главное, глаза сделать, а руки кое-как». У Александра все прописано: и глаза, и руки, и ткани, но это огромный труд. А современные так называемые художники-авангардисты — они просто не владеют кистью, они не проходили такой школы, все поверхностно. Поэтому я думаю, что чаши весов качнутся в сторону понимания подлинного искусства, подлинной живописи, которую мы из года в год показываем на форуме изобразительного искусства.
В этом году на форуме искусств «Золотой Витязь» открылась выставка «Наш Афон» крупнейшего фотохудожника Европы грека Костаса Асимиса, который является главным хранителем архива Афона. У него сейчас сосредоточены архивные материалы — уникальнейшие фотографии, повествующие о быте наших монахов 100 лет тому назад. Эта выставка только что завершилась в храме Христа Спасителя и переехала на экспонирование в Академию гражданской защиты МЧС России. К сожалению, это закрытая выставка, так как она проводится в закрытом для общего доступа учреждении, ее смогут увидеть только те тысячи курсантов, которые обучаются в академии. После этого мы привезем выставку в Севастополь и откроем ее в рамках XXV Международного кинофорума «Золотой Витязь». После этого она снова приедет в Москву, и мы ее откроем уже в академии АГПС — это небольшая академия МЧС, в коридорах которой мы вывесим эти работы. Так как сам Костас и попечитель выставки предприниматель Дмитрий Васильчук передали экспонаты в дар нашему форуму, дальше «Наш Афон» станет постоянно действующей выставкой «Золотого Витязя», и мы станем экспонировать ее всюду, куда будем ездить с нашей программой.
Вообще, Афон — это мир мужской духовности, это остров Пресвятой Богородицы — она ступала на эту землю, и она охраняет Афон. Это неповторимая святая земля, которая соткана из самых разных православных потоков: русского православия, греческого православия, сербского, болгарского. Это совершенно уникальный мир. И, путешествуя по Афону от монастыря к монастырю, из русского в болгарский, из болгарского в сербский, в греческий, ты все время погружаешься в мир прикосновения каждого народа ко Христу и православию — это очень интересно. И там много святынь, невероятно много. Я там был уже пять раз, и в этом году, надеюсь, поеду еще раз.
Я поздравляю всех нас с тем, что мы дожили до очередной Пасхи Христовой и до ожидания, ниспошлет ли Господь нам, грешным людям, святой огонь. Я был трижды при нисхождении Благодатного огня, и каждый раз в этой толкучке, в хаосе, в криках, часто нелицеприятном общении толкающихся людей я думал: «А пошлет ли Он нам, грешным, огонь?» Вот они, мы пред Ним, вот такие грешные, разные, и пока это чудо происходило. Я искренне желаю всем нам, чтобы и в этом году Господь нам ниспослал продолжение нашей жизни через огонь благодатный, чтобы мы могли исправлять наши грехи и улучшать этот мир.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости