06 апреля 2016, 15:38
Надежда Храмова Надежда Храмова

Севастопольцы ошеломлены российскими учебными программами

Севастопольцы ошеломлены российскими учебными программами

В Севастополь я приехала по приглашению местной организации РВС (Общероссийская общественная организация защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление») с тем, чтобы помочь разобраться в тех проблемах, которые появились у родителей и педагогов начальной школы в связи с переходом на российские программы учебно-методического комплекса «Гармония». Недоумение вызвало отсутствие (и даже запрет) домашних заданий и дневников в 1-м классе, отсутствие нормальных оценок, увеличение бумажной отчетности, не относящейся непосредственно к учебному процессу и многие другие «новшества» 2-е ФГОСов. Но особенный протест у родителей вызвало то, что русскому языку их детей стали учить не по-русски.

Как же так, недоумевают родители, зачем школьников учить писать ежик — йожык, огурец — агурец, а ель — йэл'? Педагоги, конечно, знают, что это так называемая транскрипция слова. Правда, здравомыслящим родителям непонятно, зачем она нужна в начальной школе. Ведь, кроме путаницы в головах, подобная транскрипция ничего не дает детям. И так у севастопольских школьников было немало противоречий в правописании, когда учили грамматике украинского и русского языка одновременно: многие слова родственных языков произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Да еще на русский язык до воссоединения выделялось меньшее количество учебных часов. Поэтому переход на российские программы воспринимался родителями и педагогами с надеждой и воодушевлением, как избавление от приниженного статуса русского языка и как возвращение в родную языковую среду.

Дело в том, что после крушения Советского Союза севастопольцы всегда жили надеждой на возвращение в Россию. В течение многих лет украинизации, даже тогда, когда реальность достаточно грубо и неумолимо утверждала обратное, мечта вернуться в лоно российской государственности, в культуру своего Отечества не покидала сердца жителей города Русской Славы. Разделение русского мира на самостийные государства переживались многими как трагедия. Трудно севастопольцам было воспитывать историческое самосознание своих детей, когда на уроках истории и других гуманитарных дисциплинах школьникам рассказывали, как Россия выступала агрессором и колонизатором по отношению к Украине, а русские всегда жестоко притесняли украинцев. А если учесть, что в советское время были широко распространены этнически смешанные браки, то такое противопоставление наций и культур было противоестественным, не говоря уже об исторической недостоверности навязываемых представлений о вражде между народами. Русские, живя на Украине, имели статус нацменьшинства. И это многое определяло в содержании школьного обучения.

С возвращением под юрисдикцию России родителей не покидало чувство радости, что теперь уж севастопольские школьники свою историю будут изучать в полноте и истинности. Российские программы откроют все многообразие красоты родной речи. Никто из родителей не сомневался, что дети смогут изучать русский язык достаточно полно (по учебным часам) и без грамматических противоречий с украинским языком, что учиться будут по тем традиционным программам, которые позволяли достигать ученикам в советской школе высокого уровня общекультурной грамотности и научной образованности.

Но вместо русско-советской традиции образования в Севастополь пришли пореформенные российские программы, в которых педагогические принципы наукообразно дегуманизированы и извращены (теперь это так называемые образовательные услуги), а методики обучения вывернуты наизнанку и противоречат детской психике восприятия учебного материала.

Например, зачем арифметике в начальной школе надо обучать алгебраическим методом? Первоклассник только-только усвоил, что буква обозначает звук, а цифра — символ числа. И вдруг ему тут же, сразу — бах! — число обозначают буквой. Да еще и говорят, что это неизвестное число, это просто любое число может быть… Для ребенка это когнитивный шок! «Как так? Вы скажите, какие числа, я посчитаю, я умею». Но программа ему предлагает оперировать абстрактными категориями. Школьники на короткой памяти и по подражанию справляются, но понимание и вычислительные навыки формируются плохо, так как в 7–10 лет у детей конкретно-образное, наглядно-образное мышление. Обозначение числа буквой — это достаточно высокий уровень абстрактности, что противоречит природной правополушарности детей в начальной школе. А тут еще и задачи решать надо не по соображению (интуитивно), а на основе принципа матанализа, с жестким требованием использовать терминологию и «ключевые слова» при пояснении. Математика становится скучной и непонятной. Спасти положение может только учитель, если смело будет учить детей «по-своему».

Фото: Екатерина Чепурная

А безотрывное письмо? А слоговые схемы? А чтение на скорость, а не с выражением? И еще много антипедагогических технологий, которые стали «узаконенными» в учебном процессе.

И ведь речь идет не о самых одиозных образовательных системах и учебно-методических комплексах (УМК). Видно, побоялись шокировать севастопольцев программами Эльконина-Давыдова, Занкова, Петерсон… УМК «Школа России» и «Гармония», по которым предложено обучаться севастопольским школьникам, считаются наиболее щадящими для начальной школы, хотя приоритет «теоретического подхода» и принцип обучения от абстрактных понятий к конкретным знаниям и здесь является основополагающим. Например, учат не счету и вычислениям, а закономерностям числовых отношений, не смыслам правописания, а формальным правилам. Пока школьников проводят по тоннелям и лабиринтам от абстрактных категорий к конкретным знаниям, и понимание пропадает, и интерес исчезает. Вот и сетуют педагоги и родители, что мотивация-то у детишек падает. А как ей не падать, если всё объясняется на взрослом, непонятном для ребенка языке категорий. И вот самое ужасное, что этот неудобоваримый смысл «заворачивают» в мультяшно-разноцветный хаос картинок в учебниках. Где? На чем ребенку сосредоточить свое внимание? Столько зрительных стимулов одновременно! Целостность восприятия фрагментируется. Сознание становится клиповым, без системности и структурных связей. Вот с такими программами пришел российский Минобр в Крым.

Во время встречи с севастопольскими родителями и педагогами мы остановились на сравнении традиционных учебников по математике с пореформенными учебниками для начальной школы. Всем стало очевидно, что в советских учебниках материал изложен системно, последовательно, доступно и в большем объеме. Показательно, что умножение по традиционной программе дети усваивают в 1-м классе, по реформированным учебникам — во 2-м классе. Отставание на год, не говоря уже о качестве усвоения. И так происходит во всех последующих классах: увеличивается разница в объеме и прочности усвоения материала.

Еще одной отличительной чертой советских учебников по математике является их эмоциональная сдержанность, можно сказать, аскетизм. Цветные страницы присутствуют только в самом начале учебника для 1-го класса. И больше цветных картинок нет — только графические рисунки без цветовых тонов. Почему так? Неужели из-за «бедности» Министерства просвещения? Ну, конечно же, нет! Просто было глубокое понимание, как формируется математическое мышление ребенка. Отечественные педагоги-практики и методисты оставили нам великое наследие. Важно, отмечали они, развить глубину ума и смысловое воображение. Это интеллектуальная сфера. Цвет же воспринимается эмоциональной сферой человека. Если она излишне активизирована, то обязательно блокирует интеллектуальную сферу. Так устроена психика ребенка. Математическое воображение опирается на смысл и логику и развивается на основе мысленного наблюдения за жизненными ситуациями и действиями: принесли, забрали, вместе положили, взяли часть, встретились через 3 часа и т. д. Цифровая запись становится для ученика особым языком описания окружающей жизни. Он становится как бы над действительностью, он ее описывает. Это первые шаги формирования целостности мышления и мировоззрения. Советские методики обучения математике были столь совершенны, что по ним обучались все дети, причем подавляющая часть — с охотой и самостоятельно. Потому и мыслить выпускники советских школ могут структурно и системно, а анализировать способны грамотно и по существу.

Севастопольцы очень обеспокоены непонятным для них содержанием российских программ начальной школы и новоявленными педагогическими технологиями двух ФГОСов. Всем хорошо известно, что к 9-10 годам в мозговых структурах формируется «матрица мышления». И важно, какой она будет, структурной, системной, логической, целостной или мозаичной, фрагментарной, клиповой и абсурдной? А это и есть главные критерии, по которым можно давать экспертные оценки содержания конкретных учебников и образовательных программ.

Для меня удивлённое огорчение севастопольских родителей по поводу того, зачем русскому языку учить не по-русски, ассоциируется с удивлением Красной Шапочки, которая, увидев волка в бабушкином чепчике, спрашивает: «Бабушка, а зачем тебе такие большие зубы?». «А это, чтобы тебя съесть!» — отвечает волк. 



Надежда Храмова — Севастопольцы ошеломлены российскими учебными программами
01 августа 2016, 12:59

Надежда, доброго времени! Не буду цепляться к деталям, главное, что мы с Вами понимаем друг друга и говорим на одном языке. У меня ребенок - второклассник. В первый класс мы пошли на УМК "Школа России". Я уже была наслышана от подруг о петерсонщине и прочей абракадабре, которую детям вбивают в головы в современной школе. Меня наш "педагог" клятвенно заверила, что "Школа России" - это самый классический материал из всех возможных. Но когда нам раздали учебники и рабочие тетради, у меня был просто шок. Ребенок у нас пошел в школу читающим, пишущим, считающим, в общем, вполне подготовленным. Но, когда я увидела содержание этих "учебников", у меня было только одно желание, поскорее выкинуть их в мусорку! В итоге, после некоторых раздумий и колебаний, я скачала из интернета старые советские учебники по русскому и математике за 1-й и 2-й классы. Вот по ним и занимаемся назло всем врагам. Причем, заметила такую тенденцию - чем старше учебник, тем качественнее материал! И более того, беря в руки этот распечатанный на принтере и сброшюрованный вручную старый советский учебник, аскетичный по форме, черно-белый, я испытываю чувство монолитно-фундаментального успокоения и уверенности, что это именно то, что нужно ребенку! Материал изложен доступным языком, системно- поступательно, от простого к сложному. Все примеры из реальной жизни, интересные и познавательные. Полученные знания в счете или письме тут же применяются на практике. Ребенку интересно учиться, потому что у него получается! Прогресс в познании предмета отчетливо виден (очевиден!). Казалось бы, зачем изобретать велосипед, причем такой, который никогда никуда не поедет? Но его изобрели, чтобы оболванить наших детей! И составили программу так, что ребенок обязан ежегодно по ней аттестовываться! Чтобы уже никуда не сосклчил! Даже в первом классе, хотя это запрещено приказом Минобра. Что касается старых советских учебников, то я недавно сделала рейд по библиотекам, в которые относила эти учебники мешками, после того, как в нашей семье все отучились в школе. Удивлению моему не было предела, когда я увидела книжные стеллажи, заставленные низкосортной бульварной прессой и дешевыми любовными романами! Никаких учебников, никаких энциклопедий, никаких полных собраний сочинений классиков я не увидела! На мой вопрос: "А где учебники, которые я вам приносила на хранение?",-мне был дан ответ:"А мы их в макулатуру сдали! Нам хранить негде!" Я спрашиваю: "А зачем же вам тут вся вот эта разноцветная порнография на полках?" "А это пользуется спросом",- отвечают библиотекари дома культуры! Поговорила со школьным библиотекарем, она поведала по-секрету, что старые советские учебники велено было уничтожить, сжечь, потому что они ЗАПРЕЩЕНЫ!!! Зато навязываются аляписто-кислотные учебники-комиксы, которые у меня лично ничего, кроме отвращения не вызывают! Как здравомыслящий человек может учить ребенка по комиксам? Почему родители не видят происходящего саботажа в образовании школьников? Может потому, что сейчас основная масса родителей учеников начальной школы, те, кому немного за 30, и чье школьное образование пришлось на период великого распада 90-х, когда никто не знал, что будет завтра, и было совсем не до школьников? Теперь эти дети, которые в массе своей были предоставлены сами себе, учились абы как, или совсем никак, стали родителями и отдали своих детей в школы, чтобы они тоже как-нибудь учились, не удосуживаясь заглянуть в школьную программу, слепо доверяя педагогам. Ведь у современных родителей начальношкольников заложено понятие, что в школе учитель плохому не научит!

Надежда Храмова — Севастопольцы ошеломлены российскими учебными программами
20 мая 2016, 13:11

Надежда, благодарю за статью. В целом, все верно пишите. Правда есть некоторые неточности. По программе "Школа России" таблицу умножения дети не учат даже во втором классе. Ее задают на лето по окончании второго класса. А в СССР мы таблицу умножения учили с первой четверти второго класса и заканчивали второй класс с вызубренной наизусть и свободно применяемой в вычислениях таблицей умножения. Но поразительно совсем другое. Основной массе родителей глубоко безразлично, чему и по каким учебникам в школе учат их детей. Я долгое время думала, что кроме меня эта тема вообще никому не интересна. Родители с рабской покорностью сдают своих детей на эти образовательные услуги, даже не удосуживаясь поинтересоваться их содержанием. Преподавание русского языка сознательно извращено с целью, чтобы русские дети не знали родного языка. Ребенку навязываются фонемы, которые раньше изучали в лингвистических ВУЗах. В первом классе ребенок должен записывать в квадратных скобках и читать такие слова [йастрип], [йакаф], [т'ул'эн'] и тому подобное. Но и это еще не все! Основной предмет в первом классе ни чтение и ни математика, а "Окружающий мир"!. По этому "предмету" выдается школой два учебника, а приобретается родителями за отдельную плату еще четыре. Итого - шесть (!)учебных пособий по одному только Окружающему миру. Думаете это на пользу детям? Наверное, они должны чему-то очень важному и полезному научиться при таком количестве учебников? Отнюдь! Одно из типичных заданий выглядит так: "Нарисуй компьютер (!), который у тебя есть или который ты хочешь иметь". (!!!) И на таком уровне весь "учебный" материал.

Надежда Храмова
Надежда Храмова
20 мая 2016, 13:14

Спасибо за поддержку и за Ваше разумное понимание происходящего. Но в качестве опять же уточнения! По советской программе умножение в пределах 20 и круглыми десятками до 100 начинают осваивать, начиная с третьей четверти 1 класса. А таблицу умножения - с начала второго класса и причем именно в рамках классно-домашней работы. К концу 2 класса умножают двузначные числа на однозначное число в пределах 100. Но следует заметить, что и деление начинают осваивать в 1 классе в пределах 20 и с круглыми десятками в пределах 100. Во втором классе детки свободно делят двузначные на двузначные в пределах 100. Все вычисления - устно! Это очень ценно с дидактической точки зрения: формируется ЧУВСТВО разрядности чисел, их количественной величины. Но еще важнее, что формируется сила ума (удержание в памяти) и глубина ума (включаются несколько уровней мыслительных операций, которые сводятся в один результат). По "Окружающему миру" Вы совершенно верно указываете на фальшь. Современные программы стремятся не о природе рассказать нашим детям. Это раньше было Природоведение с дневниками наблюдения за погодой. "Окружающий мир" - это самая настоящая идеология, разрушающая целостное представление о мире, традиционные отношения со старшими, формирующая комплекс вины за то, что человек наносит вред природе своей хозяйственно-промышленной деятельностью. А если прибавить к этому страшилки о катаклизмах, с которыми абсолютно подавляющее количество детей никогда в своей жизни не встретятся! Но страх и тотальную тревожность дети приобретут. Таким образом в современных программах созданы предпосылки не только для низкого уровня образованности, но и для формирования неврозов через стрессовость, непонимание, переживания планетарных угроз. Обнадеживает тот факт, что ширится общественное движение за возрождение советского образования. И уже есть много партизанских классов, в которых обучаются дети по советским учебникам, а значит, сохраняется разумность и логичность их сознания.

Патриот
Патриот Надежда Храмова — Севастопольцы ошеломлены российскими учебными программами
13 апреля 2016, 17:32

Согласитесь - пусть уж лучше дети Крыма обучаются по российской кривой и хромой программе, но зато не по украинско-нацистской литературе.

Vladimir Safronov
Vladimir Safronov Надежда Храмова — Севастопольцы ошеломлены российскими учебными программами
13 апреля 2016, 17:35

Это не вопрос Вам. Это стон от новшеств нашей Власти. КТО создавал эти программы? Дебилизация детей в действии. Я занимался репетиторством с выпускниками школ - русский язык. Это что-то .... Хотя были и исключения. Необходимо, чтобы проходила апробация нового учебника в нескольких школах, а уж потом распространение на всю страну. В советской школе были испытанные временем учебники. И наши ученики были одними из лучших в мире. Не лучше ли вернуться к ним?

Евгения
Евгения Надежда Храмова — Севастопольцы ошеломлены российскими учебными программами
13 апреля 2016, 15:29

Здравствуйте, Надежда. Я сейчас готовлю материал для написания петиции об отмене нынешней реформы образования и возвращения к советской. Сейчас консультируюсь с учителями и выясняют позицию родителей. Все как один говорят о несовершенстве современной системы образования. А сколько суицидов происходит из-за ЕГЭ. Ваша статья мне очень понравилась. Скажите пожалуйста могу ли я ваши выводы отобразить в тексте моей петиции? Буду с нетерпением ждать ваш ответ.

Надежда Храмова
Надежда Храмова
13 апреля 2016, 15:30

Все, что находите полезным и нужным для защиты и возрождения нашего образования, используйте по необходимости. Еще важно не просто требовать вернуться к советским принципам обучения, но и обосновывать, почему они являются фундаментом непревзойденной в мире модели всеобщего и качественного образования. И здесь помощь педагогов и родителей бесценна. Их формулировки школьных перемен звучат, как обличение чужебесия, внедренного в учебный процесс, а справедливые претензии - как приговор лукавым управленцам Минобра.

Gaby Loev
Gaby Loev Надежда Храмова — Севастопольцы ошеломлены российскими учебными программами
18 апреля 2016, 14:15

Уважаемый автор, я выросла на западной Украине, училась на русском филфаке, работаю в школе, но нигде не встречала той чуши, которую вы тут отмечаете про образование в Украине прошлых лет и того негативного отношения к русскому языку в школах. Что до крымчан, то, часто отдыхая там, всегда удивлялась тому, что там никто не говорит и не знает толком украинского языка, что в Крыму мало украинских школ. Удивлялась, потому что в России всегда кричали о притеснении русских на Украине. То же самое происходило и на Донбассе. Всегда вызывало недоумение, как это можно жить в стране и не знать ее языка? Пренебрегать ее культурой и обычаями? Может, поэтому у нас сейчас столько непонимания и бед, что мы из-за своей лени взрастили в своих мозгах отговорки, которые со временем стали тем, что мы сейчас имеем - это бездуховность, ненависть, пустоту в душах подрастающего поколения, чего намного меньше у тех, кто относится с уважением и любовью к своей родной земле.

Надежда Храмова
Надежда Храмова
18 апреля 2016, 14:17

Уважаемая учительница с западной Украины, отвечая на Вашу реплику, позвольте предположить, что Вы получали образование в советское время. Тогда официально русофобия не поощрялась и даже запрещалась. Но бандеровское подполье, начиная с послевоенного времени, раскачивало украинские националистические настроения, о чем знаю из личного опыта общения с Вашими земляками в 80-е годы. Меня пытались убедить в исключительности украинцев как нации, этническое единство русских и украинцев опровергалось с гневом и возмущением. Историческая фальсификация стала стилем самопрезентации и самосознания украинских националистов. Надпись на памятнике равноапостольному князю Владимиру – яркий тому пример: в 980–1015 годах не было такого государства «Украина», была Киевская Русь.  

Во время Перестройки национализм был узаконен. Собственно ядром идеологии Украины стала русофобия. И в учебниках действительно было много клеветы на русский народ и Российскую государственность.

Диалектическая самобытность украинского языка всегда ценилась за свою своеобразную яркость и красоту, на нем по-особенному звучат стихи, песни. Тарас Шевченко стихи писал на украинском, а дневниковые записи и прозу – на русском. Русский язык – это уровень мировой культуры, на нем написаны шедевры, признанные во всем мире.

Севастопольцы и жители Донбасса вяло изучали украинскую мову по нескольким причинам. Во-первых, своим Отечеством они всегда считали Россию в ее имперском смысле. Во-вторых, насаждение языка шло очень агрессивно, без необходимого уважения к самоидентичности русскоязычного населения и бережности к советскому мировоззрению старших поколений.  

К сожалению, русофобия стала государственной идеологией Украины. «Украина – не Россия» - вот какой государственный вектор обозначен в книге Л. Д. Кучмы. В 2013 году он был накален до своего предела – фашизма.

Бурали
Бурали Надежда Храмова — Севастопольцы ошеломлены российскими учебными программами
07 апреля 2016, 12:43

В народе говорят - чем тупее школьная программа, тем умнее правительство в глазах подрастающего поколения

Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»