Космическое излучение уничтожит память колонизаторов Марса
1 мин чтения
pixabay.com

Экипажу корабля, который отправится на Красную планету, грозит потеря долговременной памяти, считают ученые из подмосковного Пущино

Соответствующий вывод специалисты сделали, проанализировав результаты экспериментов на мышах, облученных ускоренным пучком тяжелых ионов.

«Перспектива полетов на Луну и Марс поставила перед радиобиологами ряд серьезных задач, которые до сих пор не решены», - рассказала Ольга Розанова, старший научный сотрудник лаборатории клеточной инженерии Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН (ИТЭБ), где три десятилетия изучали последствия Чернобыльской аварии.

По ее словам, экипаж межпланетной экспедиции подвергнется воздействию галактического излучения. Все люди, находящиеся на борту корабля получат в целом малые и средние дозы облучения. При этом как они повлияют на когнитивные функции, и какими могут быть отдаленные последствия пока неизвестно.

Российские ученые смоделировали условия дальнего космоса благодаря ускорителям, разгоняющим элементарные частицы, электроны, альфа-частицы, протоны и тяжелые ионы до субсветовых скоростей.

Уточняется, что из аналогичных частиц состоит солнечный ветер и космическое излучение. Наиболее сильное негативное влияние на организм человека оказывают ядра углерода и железа.

Ученые из Института физики высоких энергий НИЦ «Курчатовский институт» в 2013 году получили пучок ядер углерода с энергией 450 мегаэлектронвольт на нуклон. Они облучили сотни лабораторных мышей, чтобы выяснить, как влияет излучение на ДНК клеток костного мозга и крови.

В тесте подопытных выпускали на открытую арену и предоставляли полную свободу действий. По результатам перемещений судили об активности животного и уровне его тревожности. Выяснилось, что облученные мыши были менее активны и более тревожны, чем животные необлученной группы. Кроме того, при поисках «норки» они совершали больше ошибок, чем обычно.

Анализы показали, что в зубчатой извилине гиппокампа — главном месте в мозге, где рождаются новые нейроны, уменьшилась плотность клеток, что привело к потере долговременной памяти.

«Измененная модель поведения у облученных мышей и дефицит долговременной памяти — это очень важный вывод, который, если его распространить на моделируемую ситуацию, означает потерю навыков, полученных в ходе подготовки к полету», — пояснила в беседе с «РИА Новости» Ольга Розанова.