Бессмертные жители вечной мерзлоты
1 мин чтения
© Фото : Любовь Шмакова / ИФХиБПП

В вечной мерзлоте нашли и активировали гигантские вирусы возрастом в несколько десятков тысяч лет

Заражают эти микроорганизмы, получившие название питовирусы и молливирусы, только амеб, пояснила старший научный сотрудник лаборатории криологии почв Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН Любовь Шмакова.

«В нашей лаборатории мы изучали амеб и других протистов, сохраняющихся в вечной мерзлоте. Когда открыли гигантские вирусы, французские ученые предложили нам сотрудничать и поискать эти организмы в Сибири», — сказала Шмакова.

По ее словам, размер этих вирусов составляет микрометр и больше. Их назвали гигантскими, так как они видны в оптический микроскоп. Заметить гигантские вирусы ранее препятствовал «эпистемологический барьер».

«Мы открыли только два семейства гигантских вирусов в вечной мерзлоте и теперь продолжаем поиск. Еще остается много вопросов: например, насколько разнообразны эти организмы, каким образом они сохраняются в земле», — пояснила исследовательница.

В 2014 году два семейства гигантских вирусов обнаружили в образцах грунта из вечной мерзлоты, добытых на северо-востоке Якутии. Оказалось, что их возраст составляет не менее 30 тысяч лет.

Сейчас известны уже четыре семейства гигантских вирусов — мимивирусы, пандоравирусы, питовирусы и молливирусы. Все они заражают акантамеб — обитающих в почве одноклеточных.

Геном гигантского вируса довольно большой. К примеру, у пандоравируса 2770 тысяч пар оснований и 2556 генов, кодирующих белки. Причем, функции 2155 из них неизвестны. У обычных вирусов вообще нет белков.

Российским ученым удалось реанимировать замерзшие десятки тысяч лет назад гигантские вирусы, однако человеку они не угрожают.

«В любом случае говорить об этом сейчас можно только гипотетически», - цитирует «РИА Новости» слова Любови Шмаковой.