Культура
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Культура
Русская планета

«Жилец вершин» русского рока. Велимир Хлебников под соусом Леонида Федорова

Леонид Федоров
Фото: Daily.afisha.ru
Как современный гений авангардной музыки переосмыслил наследие великого русского поэта
Кирилл Савушкин
13 марта, 2021 13:33
9 мин

Пожалуй, нет на всем постсоветском пространстве группы более интересной и музыкально самобытной, чем «АукцЫон».

Даже не пытаясь присмотреться к современным музыкальным течениям коллектив под руководством своего бессменного лидера Леонида Федорова покоряет те вершины иррационального, о которых будут судить, вероятно, наши потомки. Особенно интересно становится наблюдать, когда подобные глыбы обращают свое внимание на прошлое и ищут там новые ориентиры для творчества. Так и произошло после, записанного в 1993 году и ставшего весьма коммерчески успешным, альбома «Птица».

Недовольный слишком большим коммерческим успехом работы, эксцентричный лидер группы вступает в период метаний и поисков, который и свел Федорова с одним из наиболее самобытных русских авторов Алексеем Хвостенко (Хвостом). Завязавшаяся дружба и, надо думать, долгие разговоры об отечественной литературе и привели музыканта к творчеству самого загадочного из поэтов Серебряного века, отчаянного футуриста и оригинальнейшего мыслителя Велимира Хлебникова.

Несмотря на свою культовость в определенных кругах, поэзия Хлебникова никогда не принималась на «ура» среди широких масс. В отличие от своего творческого соратника Владимира Маяковского, главный идеолог футуристов не стремился выразить в лирике всю бурю своих страстей. Гораздо больше его, как математика, интересовали глубочайшие законы движения бытия, времени и звука. Сам Федоров, изучив творчество «будетлянина» (так, вместо иностранного «футурист», сам себя называл поэт, в стремлении очистить язык от иностранных примесей), высказался о Хлебникове следующим образом:

«Я вообще-то считаю, что Хлебников — первый поэт, который ухватил и развил очень важную идею: он понял, что смысл есть не только в сочетании звуков, но и в каждом отдельно взятом звуке. Конечно, у Пушкина тоже все красиво, и строки сами текут, и тоже музыка внутри, но именно Хлебников осознал, что музыка может заключаться даже в одном единственном звуке. И когда в это въезжаешь, когда понимаешь, что за всеми этими странными звукосочетаниями стоит смысл какой-то неземной — это просто потрясает»

Именно стремление ухватить силу звука, его музыку, которая наполняет затем все слово, фразу красотой, и роднит творчество «АукцЫона» с его предшественниками - футуристами и их последователями обэриутами. Первые годы уклона в театральные действа переросли у группы в напряженные духовные поиски. Возникшее совместно с Хвостом увлечение Хлебниковым неминуемо переросло в альбом, основанный на стихах знакового русского поэта. Таким образом, родившийся на свет в 1995 году «Жилец вершин» стал результатом напряженных творческих исканий. Упорный труд, в сочетании с неуемной энергией музыкантов, позволил переложить на музыку стихи, которые ранее считались невозможными для восприятия кем либо, кроме самых искушенных любителей литературы.

Несмотря на экспериментальный характер альбома, музыканты сознательно отказались от использования синтезированного звука. Однако в своем стремлении отразить полный причудливых сокровищ художественный мир Хлебникова в музыке, группа задействовала огромное количество разнообразных инструментов, начиная от египетской тростниковой дудочки и заканчивая гавайской гитарой. Сам Федоров утверждал, что в студии играли даже на метлах и газовых баллонах ради получения нужного звука. Во что же вылилось все это буйство слов и звуков?

Начиная с самой первой композиции альбома «Мешок Бобэоби» Хвостенко и «АукцЫон» погружают слушателя в атмосферу проникновения в тайные грани рассудка, словно напоминая о том факте, что альбом посвящен создателю «заумного языка», языка, уводящего прочь от всяких общепринятых представлений, и ориентирующегося в своем построении на человеческое бессознательное. В качестве эпиграфа к песне используется стихотворение Хлебникова, дающее нам представление о характере, как творчества поэта, так и представления о нём музыкантов:

Из мешка

На пол рассыпались вещи.

И я думаю,

Что мир —

Только усмешка,

Что теплится

На устах повешенного

В умелых руках «АукцЫона» и Хвостенко «Бобэоби» превращается в гипнотическую мантру, заклинание, а ведь именно заклинательные свойства придавал Хлебников заумному языку. Повторяющийся дробный ритм, монотонное повторение бэк-вокалом «бобэоби», свободно переливающаяся джазовая труба, становятся органичным дополнением видения поэта.

В абсолютно иной манере исполняется следующая песня альбома «Благовест». Уже будучи сполна погруженным в мир хлебниковских фантазий, слушатель чувствует новый призыв, открывающий песню:

Благовест в ум!

Большой набат в разум, в колокол ума!

Все оттенки мозга пройдут перед вами на смотру всех родов разума.

Вот! Пойте все вместе за мной!

Мысль стихотворения подчеркнута манерой исполнения: звук голоса стилизован под искаженное громкоговорителем объявление, передаваемое нарочито будничным голосом. На смену гимну зауми приходит ностальгическая песня об утрате гармонии с миром «Иверни выверни». Текстом песни послужил отрывок из сверхповести Хлебникова «Зангези», ставшей одним из его фундоментальных трудов, подводящих итог всего его творчества. Термин «сверхповесть» был выдуман самим Хлебниковым, стремившимся создать многослойное литературное произведение. Во введении «Зангези» поэт пишет: «Рассказ есть зодчество из слов. Зодчество из «рассказов» есть сверхповесть».

Сюжет поэмы во многом перекликается с трактатом «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше. Зангези, подобно Заратустре стремится донести тайное знание до обывателей, дабы вывести человечество на новую ступень развития. Отягощенного размышлениями в дороге мы видим его в отрывке, ставшего основой песни «АукцЫона». Меланхоличное настроение песни, мотив дороги подчеркивается протяжной, высокозвучащей гитарой, мотив дороги – «скачущей», ритмичной и обрывистой ритм-гитарой. Вокальная партия, также имитируя «скачущие» мысли, исполнена в речетативной манере.

Следует отметить, что некоторые песни представляют собой краткие зарисовки. В подобных песнях используются преимущественно небольшие стихотворения Хлебникова, которые музыканты сознательно не стремятся развернуть в масштабную картину, ограничиваясь краткими всплесками, отображающие те или иные пласты художественной реальности Хлебникова. К подобным песням можно отнести «Гроб». Настоящим гимном человеческой силы, бодрости, всемогущества звучит песня «Могатырь». Человек отныне «может», а потому «могатырь», ему доступны действия ранее казавшиеся немыслимыми:

Иди, могатырь!

Шагай, могатырь!

Можарь, можар!

Могун, я могею!

Моглец, я могу!

Могей, я могею!

Могей, мое я!

Первая из двух замыкающих альбом композиций, озаглавленная «Веселая место» являет собой декламацию завершающей, двадцать первой плоскости сверхповести «Зангези», в которой обыватели обсуждают прочитанную в газете новость о смерти Зангези, после чего входит сам герой и сообщает:

Зангези жив,

Это была неумная шутка

Окончание экскурсии в мир Хлебникова ознаменовано возвращением в завершающей композиции к стихотворению «Бобэоби пелись губы…». Подобная кольцевая композиция альбома обусловлена стремлением создать ощущение путешествия по чертогам разума великого поэта. Лишенный четкой сюжетной структуры, «Жилец вершин» прощается со слушателем протяжным звоном, знаменующем окончание медитативной сессии.

К чему же привело это путешествие? Альбом стал знаковым не только в осмыслении классического наследия в рок-музыке, но и в творчестве группы. Процесс его создания существенно отличался от классических примеров студийной работы, да и назвать рок-альбомом в общепринятом смысле «Жилец вершин» не менее затруднительно. Беспрецедентная по своей глубине работа, однако, раздвинула грани отечественной рок-музыки. Оказалось, что музыкантам вполне есть чем дополнить литературные подвиги своих предшественников. И вот уже панки поют стихи Маяковского в альбоме «Облако в штанах», а захватившие культурный небосвод рэперы освежают в памяти нового поколения строки Гумилева и Мандельштама.

Наряду с другими работами, осмысляющими творчество великих русских поэтов, «Жилец вершин» перекидывает мостик в прошлое. Мостик, в котором так нуждается, наша молодая, оторванная от корней культура.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
9 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ