По западным блокбастерам ударят мздой
3 мин чтения
Фото: sergeybezrukov.ru

В чём не прав актёр Безруков, или что спасёт наш кинематограф?

Актёр Сергей Безруков предложил брать мзду за прокат западных фильмов на российских экранах. Об этом он заявил на пресс-конференции в среду, 4 сентября.

Господа, мы на своей территории, мы в России договариваемся, чтобы подвигали западную премьеру, уговариваем. Как можем подвигаем, но ситуация до сих пор не решена. Если бы, допустим, проблема была решена в плане мзды. Вот если начать брать мзду, я серьезно, за прокат на нашем рынке», - цитирует слова Безрукова агентство ТАСС.

Идея не новая: ещё в 2016 году депутаты от «Справедливой России» предложили обложить иностранные фильмы прогрессивным налогом – в зависимости от того, в скольких кинотеатрах будет идти фильм. Чем больше показывают – тем больше нужно отстегнуть в казну. А собранные денежки пойдут на развитие отечественного кинематографа. Чем не схема?

Ещё раньше засильем голливудских блокбастеров в родных кинотеатрах пытались озаботиться в Министерстве культуры. Ведомству Мединского удалось добиться подписания картельного соглашения, по которому 20% экранного времени в год должно быть отдано под отечественную кинопродукцию. А если кинотеатр получает деньги из бюджета – то он и вовсе должен транслировать преимущественно наши киноленты. Эту идею даже Путин поддержал.

Борьба властей с заграничными фильмами успела породить также несколько крупных скандалов. И вы о них, скорее всего, слышали: когда ради наших картин переносили премьеры иностранных фильмов. А то ишь, что надумали, супостаты забугорные - выйти в прокат аккурат в то же самое время, что и наш шедевр, в титрах которого гордо красуется фраза «создано при поддержке Министерства культуры Российской Федерации».

В числе свежих примеров – перенос премьеры финала эпической саги «Мстителей» из-за российского фильма «Миллиард» с Владимиром Машковым. Нет, конечно, Минкульт уверял, что в Disney, мол, сами решили выбрать такую дату, но мы-то помним, что вселенную супергероев наши власти как-то особенно невзлюбили. В 2018 году «Мстители. Война бесконечности» также вышла в прокат неделей позже, из-за военной картины «Собибор».  А «Эра Альтрона» в 2015-м подвинулась ради опять-таки военного полотна «А зори здесь тихие…».

Итоги получились весьма грустными. Ну, кто помнит без гугла, о чём «Собибор»? А супергеройские «шедевры» разошлись по мемам, собрали гигантскую кассу. В костюмы Железного человека наряжаются дети на утренник в наших, отечественных детских садиках. Грустно, конечно. И надо это как-то менять. Но не так, совсем не так…

Согласитесь, глупо пытаться соперничать с «Мстителями», выхода последнего фильма из этой серии действительно ждал весь мир. Что сделали истинные поклонники супергеройской вселенной, узнав, что им не удастся посмотреть финал саги вместе со всей планетой? Купили билеты в соседние страны. И преспокойно посмотрели там. Или дождались-таки официальной премьеры в России. Или, на худой конец, отправились на торренты. Итак, простая истина номер один: зритель не будет смотреть другое кино вместо того, выхода которого он так долго ждал.

Не стоит пытаться голыми руками остановить несущийся на тебя на всех парах поезд. Проще отойти в сторону и подождать немного, пока не проедет. И никакой трагедии в этом не будет: нам действительно пока особо нечем конкурировать с Голливудом. Нет, не подумайте, что мы ругаем наш кинематограф: и фильмы у нас хорошие есть, и рекорды по сборам тоже побить можем, и из этого следует простая истина номер два: хорошему фильму чужая касса не помеха. Просто снимать надо лучше, и всё будет – и касса, и память последующих поколений в виде мемов.

Как бы там ни было, история с «Мстителями» закончена. На время. Пока западные кинокомпании не создадут очередную эпическую вселенную, ради которой люди будут отпрашиваться в будний день, чтобы посмотреть фильм первыми в утренний сеанс. Создадут, можете не сомневаться. Голливуд, если вы забыли, не про исторический пафос, и не про «отечественный кинематограф», а про деньги. И там умеют рассказывать истории так, что вы оставите все свои кровно заработанные в кинотеатрах, и ещё и добавки попросите. Бизнес, ничего личного.

Это и есть ключик к решению проблемы под названием «как нам спасти отечественный кинематограф». Да, речь о деньгах – но не о тех, которыми щедро сыплет налево и направо тот же Минкульт. А о том, что считается главным мерилом успешности фильма, и почему это не работает в России.

В Голливуде всё очень просто устроено. Сняла студия хороший фильм, вложилась в актёров, сценаристов, не поскупилась на качественный продакшн, собрала кассу – на том и заработала. Добро пожаловать в высшую лигу, снимайте дальше. Наш кинематограф работает совсем по другим лекалам: главное – выпросить щедрое финансирование и «освоить» бюджет. А что будет потом - ну, можно попытаться хоть как-то отбить затраты и попросить чиновников передвинуть премьеру, чтобы сборы были больше. Но, как показывает практика, это не особо помогает.  

Голливудский кинематограф существует в условиях очень жёсткой конкурентной среды. И именно эти простые правила в конечном итоге приводят к тому, что появляется качественный продукт, который востребован у зрителя и приносит прибыль. Не будем спорить о художественных достоинствах блокбастеров, их там нет, разумеется. Но там есть другое: качественная работа на результат. Прежде всего финансовый. И так уж получилось, что конкурентная среда действительно выносит на вершину Голливуда самых талантливых актёров. Самых грамотных сценаристов. Рождает истории, которые нравятся зрителю, ради которых он идёт в кинотеатры и оставляет там деньги. Всё просто.

У нас же предлагают главную точку входа в индустрию – кинотеатры - этих самых денег лишить. Не хочешь крутить отечественные фильмы? Плати мзду. Наши фильмы мало собирают? Ставь их в прайм-тайм, а заграничным фильмам оставь лишь пару сеансов. Что получается? Зритель уходит в онлайн. Кинотеатры теряют прибыль. И люди привыкают к мысли, что в кинотеатры ходить вовсе не обязательно… в итоге и наши фильмы будут собирать меньше.

Возможно, кому-то эта мысль покажется крамольной, но, быть может, стоит вовсе лишить наши фильмы вообще какой-либо финансовой поддержки от государства? Да наш кинематограф тогда и вовсе умрёт, скажете вы. И будете правы. Но те студии, что выживут – займут достойное место. Потому что будут делать кино не ради чиновников, а ради нас с вами. Зрителей, то бишь. А мы, конечно же, с радостью ответим. Рублём. До встречи в кинотеатрах!

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Эдуард Хиль. С телевидения убрать! Далее в рубрике Эдуард Хиль. С телевидения убрать!85 лет назад родился народный артист России Читайте в рубрике «Культура» Чёртов ров товарища Сталина78 лет назад по личному приказу Иосифа Виссарионовича была организована массовая внесудебная расправа Чёртов ров товарища Сталина
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!