Новости – Культура
Культура
Владимир Ильин. Жизнь, как чудо
Исполнился 71 год народному артисту России Владимиру Ильину, снявшемуся более чем в 120 фильмах и сериалах
16 ноября, 2018 16:50
9 мин
Обретённая известность действует на людей по-разному. От кого-то из актёров на съёмочной площадке можно запросто получить «по шапке». Кто-то в горячке способен построить на «великом и могучем» семиэтажную конструкцию, огорчив кинобратию, состоящую из бесправных костюмеров, гримеров, вторых режиссёров, редакторов. Но об интеллигентности Владимира Адольфовича Ильина слагают легенды. На съёмочной площадке и в театре от него никто и никогда не слышал плохого слова.
Своим редким отчеством он обязан деду, который, выбирая имя для сына в далёком 1923 году, почитывал немецкий роман и наткнулся на вполне красивое и благозвучное имя «Адольф». Так и назвали Адольфа Алексеевича, отца Владимира Ильина.
Адольф вышел на сцену в 1938 году, в возрасте 15-ти лет. Дело было не в каком-нибудь сельском клубе, а в театре оперы и балета имени Луначарского города Свердлова, где молодой человек прослужил вплоть до рокового 1941 года.
Грянула война. И каково было на фронте 18-летнему пареньку-санитару с именем Адольф? Знал лишь он один. Но уже в 1942 году, в возрасте 19 лет, рядовой Адольф Ильин был удостоен медалью «За отвагу».
В наградных документах значится: «Товарищ Ильин в ходе боя вынес 82 раненых с оружием». Он сделал это под шквальным огнём, в условиях жесточайшего боя. Мало кто знает, что изначально за такой героизм отца будущей знаменитости хотели представить к Ордену Красного Знамени.
Но рукой политрука в уголке было написано: «К медали». Взяли-таки «поправку на имя».
Современные зрители вспомнят Адольфа Ильина навряд ли. Разве что эпизод в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона», где актёр сыграл Эноха Дреббера, запомнился многим.
А вот обоих сыновей Адольфа Алексеевича мы, безусловно, знаем в лицо.
Владимир, главный герой нашей статьи, празднующий сегодня 71-й день рождения, появился на свет в 1947 году. Его брат Александр — четырьмя с половиной годами позже – в 1952-м.
Актёрами стали и внуки — Илья, Алексей, Александр Ильины (племянники Владимира Адольфовича, у которого своих детей, увы, нет). Причём лицо Александра Ильина-Младшего тоже, наверняка, известно широкой аудитории.
Детство Владимира Ильина прошло в Свердловском театре, где служил отец. Вместе с младшим братом Сашкой они вдвоем пропадали за кулисами. Мечтал ли о сцене? Ну, конечно, мечтал. Даже с учётом того, что мама была врачом-педиатром (заслуженным врачом), казалось и понималось, что выбор профессии предопределён.
Володя активно пробовал силы на льду, занимаясь фигурным катанием. «Фирменная» полнота придёт чуть позже, а пока юный Ильин помышлял о балетной сцене, где когда-то начинал отец. После школы подался в Свердловское актёрское училище, окончив его в год своего 22-летия — в 1969-м.
«Скоморох»
Именно так называлась первая сценическая площадка, где начинался актёрский старт тогда ещё мало кому известного Владимира Ильина. Сыграть Гамлета? Не случилось. А вот поездить по стране, удивляя публику весёлыми и грустными репертуарными спектаклями — это пожалуйста!
А дальше? Казань. Но и здесь, в столице Татарстана, рассчитывать на союзное признание не приходилось. Владимир уехал в Москву, пробовался тут и там. И вот перед ним открылись двери театра имени Маяковского. Так уж случилось, что Владимир пришёл туда в 25 (в 1974 году), а год спустя вслед за ним последовал его отец. Чуть позже в «Маяковке» появился и третий Ильин — брат Александр, который тоже выбрал для себя актёрскую стезю.
Главными роли Владимира Адольфовича Ильина в театре не были. Но, играя каждую из них, он выходил на сцену с превеликим удовольствием, даже если речь шла о пресловутом «Кушать подано». Сплетнями не занимался. В борьбу за роли не вступал. По головам коллег (что редкость для актёрской братии) не шёл. Наград для себя не выпрашивал.
Возраст шёл к отметке, за которой известности, как правило, уже быть не может. После 40 мало кто из актёров становится известным настолько, что каждый из живущих в стране может вспомнить и назвать его имя и фамилию. В театре у Ильина были одни эпизоды. В кино – тоже самое со словами а-ля «Фрицы с тыла!». Вот и вся роль.
Но наступили 80-е с их неповторимыми перестроечными фильмами, в которых уже можно было говорить правду без оглядки. При этом кинематограф ещё не стал на коммерческие рельсы, чтобы ковать откровенную безвкусицу и пошлость, и не превратился в инструмент политической пропаганды, как это случилось в наши дни.
Владимир Ильин неожиданно «выстрелил» в замечательной картине 1988 года «Авария — дочь мента», развенчав стереотипный образ бесстрашного советского милиционера. Он сыграл роль неуклюжего гаишника-увальня, самым уязвимым местом которого является его собственная дочь, непрерывно попадающая в передряги и, в итоге, вынуждающая отца мстить за её поруганную честь.
Картина стала маленькой сенсацией. Мыслимо ли? Советский милиционер преступает закон, верша собственноручно, без самого справедливого в мире суда, возмездие за изнасилованную дочь-металлистку!
— У всех предки, как предки, а у меня дурак в портупее! — «благодарит» его «чадо».
А затем были «Сукины дети» Леонида Филатова о реальных коллизиях Театра на Таганке, где актёр исполнил роль правдоруба с чистой душой — Лёвы Бусыгина, инициирующего отчаянный протест против отстранения от работы в театре худрука.
Спустя пару лет на экраны вышел фильм «Шапка» по мотивам повести, наконец-то, разрешённого Войновича, где Ильин играл главную роль Фимы Рахлина — автора 11 книг про хороших людей. Он спит и видит, что в соответствии с негласным «табелем о рангах» однажды получит пыжиковую шапку, которой удостаивают лишь «литературных генералов». Но, обивая пороги кабинетов, ему приходится сжимать в ручонках доставшийся ему позорный головной убор из средней паршивости домашнего кота. Даже «экранная» супруга «Кукуня», роль которой исполнила Лидия Федосеева-Шукшина, не хочет пускать его в постель.
Увы, биография Фимы отягощена «пятым пунктом», отношение к его таланту в Союзе писателей более чем снисходительное, и ловить Рахлину, похоже, нечего.
До слёз смешным и одновременно драматичным был образ капитана Лиховола в картине «Анкор, ещё Анкор!».
Беспробудно пьющий офицер в угаре писал и отсылал однотипные романтические письма своим «возлюбленным», а утром мчался на лошади в шинели, одетой на голое тело: во весь опор пытался нагнать посыльного. Картина со звёздным актёрским составом получила приз «Ника» отечественной академии киноискусств, а также была признана лучшим игровым фильмом 1992 года.
И, уж конечно, зритель запомнилась комедия «Менялы» о реформе 1961 года. В фильме Ильин играет роль Роланда Петровича Бабаскина, массовика-затейника, который по поручению подпольного советского толстосума проворачивает уникальную операцию: меняет новые бумажные деньги на мелкие монеты, которые… как известно, не утрачивали своей ценности.
В 1993 году на экраны вышел приключенческий фильм «Стрелец неприкаянный», главный герой которого — журналист-неудачник по имени Герман возвращается из эмиграции, чтобы пожать руку умирающему изобретателю-деду, создавшему «коридор времени». Попасть, пройдя по нему, можно прямиком в 60-е. Оттуда, как выясняется опытным путём, можно завезти в «наши дни» золотишко. А ещё найти свою любовь, без которой так трудно жить в любые времена. Но «менты» и «бандиты» перекрывают выходы из коридора тут и там.
После этого «пула», на мой взгляд, шикарных картин конца 80-х и начала 90-х годов, имя Владимира Ильина знали все. И отбоя от предложений у него нет по сей день.
Далеко не каждая роль Владимира Адольфовича главная. Но появление на экране этого замечательного актёра из династии Ильиных всегда оставляет ощущение соприкосновение с квинтэссенцией человеческой доброты и тепла.
Интернет-издание «Русская Планета» от всей души поздравляет Владимира Адольфовича Ильина с Днём рождения, желая здоровья и новых ролей в достойных сценариях!
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости