Ян Цапник. «Этого момента я ждал 50 лет!»
Ян Цапник. «Этого момента я ждал 50 лет!»

Как празднует юбилей самый харизматичный актёр российского кино, который умеет быть невероятно смешным и бесконечно грустным одновременно

Судьба свела меня с Яном Цапником на съёмках телевизионного сериала, где я был редактором картины, а Ян исполнял одну из не очень главных ролей в фильме о хитросплетениях судьбы российского олигарха Палагина (актёр Алексей Гуськов), его жены (актриса Екатерина Гусева), её любовника (актёр Егор Бероев).

Цапнику, блистательно исполнившему роль брата миллионера, плохо написанный сценарий был не так уж и нужен. Перед каждой сценой Ян пробегал глазами переписанную мною «до состояния вменяемости» сцену и выходил в кадр. А дальше начинались чудеса.

Выписанный самыми тусклыми красками образ непутёвого братца олигарха, которому, благодаря связям и протекции родственника, удалось занять пост мэра города, вдруг оживал, разгоняя откровенную скуку истории. В ней закрутившая роман на стороне жена и многодетная мать с дичайшим лозунгом «А если это любовь?!» наставляла рога вполне себе приличному мужу и заботливому отцу.

Над головами исполнителей главных ролей аморальной саги с антисемейными ценностями витали короны и нимбы, всегда заметные у тех, кто взлетел на Олимп популярности. Их потуги возвести интрижку блудливой жены на стороне на пьедестал торжества и бессмертия любви пропитывали отснятые кадры и сцены фальшью настолько, что в конце симпатии ­были на стороне мужа

«Зови меня просто Ян!» ­- категорично сказал мне в момент знакомства Цапник, расплываясь в доброй улыбке. И от каждой сцены с участием его смешного, чуть глуповатого героя, который синхронно с братом замечал грешки за своей супругой, веяло теплом.

Снимали в Минске. И… однажды Цапник «доигрался». Споткнулся в кадре, разорвав себе ахиллово сухожилие. Как можно было доиграть с разорванным ахиллом достаточно масштабную 5-минутную сцену, отобразив на лице всё, чтобы было положено по задаче, поставленной режиссёром? Науке это неизвестно.

Но он это сделал, доработав до окончания смены и отправившись на «Скорой» в больницу. Все последующие сцены снимались либо с сидящим, либо со стоящим на месте Цапником, у которого за секунду до команды «Камера, мотор!» забирали костыль.

Самый безнадёжный сериал на свете, звуковым сопровождением которого стал распил средств, выделенных 1 каналом, а также «охи-вздохи» съёмочной группы, сокрушавшейся по факту стремительного падения рубля (осень 2014), стал в итоге неплохим многосерийным фильмом.

И, в первую очередь, это случилось благодаря Яну Цапнику, хоть и «отсидевшемуся на вторых ролях в гипсе», но подарившему этой картине россыпь по-настоящему классных ­– и смешных, и грустных! – сцен.

Повторюсь, в сценарии их фактически не было. Но Цапник их создал, прежде всего, благодаря феноменальному таланту к импровизации, за который его ценят, любят и зовут сниматься все российские и не только российские режиссёры.  

Откуда он взялся?

Ян появился на свет 15 августа 1968 в семье актёра Юрия Викториновича Цапника. Его мама, Валентина Цапник, была спортсменкой, выступавшей в сборной СССР по бегу на средние дистанции.

Первая роль? Спектакль «Голубой щенок» в челябинском ТЮЗе, где прошло всё детство Яна. В детстве ему довелось выйти на сцену в паре с отцом, который играл кота, а Ян, соответственно, виртуозно изображал щенка.

Детских занятий была тьма. И скрипка, и гандбол – отнюдь не любительский, а профессиональный. Чуть раздобревший сегодня Ян Цапник играет на экране феерически смешных увальней, а когда-то, по окончании школы, имея отличные спортивные данные, он отнёс документы в физкультурный институт.

Мама Яна очень любила отца и мечтала о том, чтобы сын стал, как и Юрий Викторинович, актёром. А отец был бесконечно влюблён в маму и грезил свершениями сына на спортивном поприще. Сложный выбор предопределила, опять-таки, полученная парнем травма.

Свердловский театральный. Тяжела жизнь студента! Ни денег, ни славы. Это сегодня даже абитуриенты ГИТИСа и ВГИКа умудряются влезть в сериальные массовки или даже отхватить эпизодические роли, за которые им платят вполне приличные гонорары.

В середине восьмидесятых много не получали даже подростки, снимавшиеся в культовом фильме «Курьер». Поэтому Цапник решил подработать монтировщиком в театре. Таскать декорации пришлось на гастролях в Ярославле, где неожиданно заболел актёр, исполнитель одной из ключевых ролей.

Ввестись за полчаса в спектакль? На это никогда не решится даже заслуженный или народный. А вот тот, кому нужно получить и реализовать шанс, вполне способен на такой театральный подвиг.

­- Давайте я попробую? – глядя своим «фирменным» невинным взглядом на режиссёра, произнёс Ян.

- Ты?! – оглядел его с ног до головы режиссёр.

Срыв гастрольного спектакля? Возврат билетов? Или рискнуть – доверить роль мальчишке? И режиссёр рискнул. А Ян попробовал. И попробовал так, как это бывает только в сказке, застолбив за собой центральную роль в спектакле «Ищу друга жизни», поставленном по пьесе Михаила Ершова.

А дальше?

В те годы было постыдно чураться кирзовых сапог, и Ян надел их сразу же после второго курса, когда судьба вполне могла забросить его в Афганистан. Юношу с прекрасными спортивными данными «забрили» в десантные войска.

«Товстоногов?! Из какой роты?»

В ночь на 23 мая он лежал в казарме и плакал, услышав как по радио скупым дикторским голосом сообщили: «В Москве на 74 году жизни скончался театральный режиссёр, лауреат Ленинской премии Георгий Александрович Товстоногов…».

­- Вася… Вась! ­– теребил он за плечо однополчанина, пытаясь… ну хоть с кем-то поделиться своей бедой.

- А?! Что?! Тревога?! – подскочил боец.

- Товстоногов умер…

- Цапа… ­- опешил от ужаса рядовой. – Из какой он был роты?!

Ян Цапник на фото слева. 

Восстановившись в тогда ещё ленинградский ЛГИТМИК (ныне – СПбГАТИ) по окончании армейской службы, Ян Цапник навсегда связал свою жизнь с городом на Неве.

Лихие 90-е

Каждый, чьё детство пришлось на конец 80-х и начало 90-х, слышал голос Яна Юрьевича Цапника многократно. Он дублировал одного из славных бурундуков в знаменитом сериале «Чип и Дейл спешат на помощь».

А потом спешил сам, на другую озвучку немецкого фильма, где задача стояла посложнее. Ведь речь шла про «кино для очень взрослых людей», с передачей палитры всех чувств и эмоций героев «незамысловатого сюжета».

А вечером? Ну, конечно же, на спектакль! Как без театра?

Первой ролью Цапника в кино (за исключением работы в короткометражке «Зверь ликующий», эпизодов и ролей второго плана в «Улицах разбитых фонарей» и «Убойной силе») была «Бригада»…

В «Бригаду» Цапника не звали. Он ворвался туда не в самом лучшем настроении, узнав, что едва не проморгал весьма масштабный, интересный и денежный проект.

­- Актёры нужны?! – отчаянно крикнул «Цапа» с порога. – Интересные! Живые!

Посмотрев на примелькавшееся в сериалах лицо, ему решили доверить незначительную роль Артурчика со скупым набором слов.

Но… это был Ян Цапник, который даже три известных слова может сыграть так, что они станут афоризмом на века.

А дальше?                                                                  

Дальше была слава, сотканная из не всегда главных, но всегда очень интересных и любимых аудиторией ролей. Говорят, что актёры всеядны. И это высказывание содержит ярко выраженный негативный оттенок.  Ян тоже отказывается от предложений редко. Если только предлагают откровенное барахло.

Ему не нужен сценарий. И я не уверен, что всегда нужен режиссёр. Дайте Цапнику свободу. Уберите барьеры. И он сделает вам хорошее кино. А роль? И решившего укрыться от финансовых проблем в гробу Бориса Ивановича из комедии «Горько», и маньяка-убийцу из «Метода» Ян Цапник сыграет вам блестяще.

Только не мешайте ему, пожалуйста.

Как встречает день рождения и над чем работает актёр-юбиляр?

Звонок корреспондента РП застал актёра на обитаемом острове, куда ему удалось вырваться, чтобы отметить юбилей не в атмосфере театрального официоза, а по-семейному – с женой и детьми.

- Ян, с Днём рождения, как говорится, ждал, чтобы поздравить целых 50 лет.

­- Спасибо, очень приятно! Не поверишь, я тоже ждал этого момента ровно 50 лет.

­- Тогда несколько слов для «Русской Планеты». Где отмечаешь? Над чем работаешь? Какие планы?

- Сейчас снимаем «Весело и громко» (прим. автора: сериал режиссёра Егора Кармы, который выходит на экраны в 2018 году), а ещё «Временные трудности» (прим. автора: весьма ожидаемая осенью этого года драма Михаила Расходникова с Иваном Охлобыстиным в главной роли). В Казахстане один проект закончил. И примерно через год выйдет большой-большой проект продюсера Сергея Сельянова (руководитель компании СТВ), который называется «Конёк-Горбунок» (прим. автора ­– анонсированное фэнтези режиссёра Олега Погодина с бюджетом в 600 млн. рублей про приключения Иванушки-дурачка и его «горбатого помощника»). Больше сказать нечего! А день рождения я провожу на Кипре. Удалось вырваться к семье, потому что отменились съемки в Ялте. Побуду здесь 4-5 дней.

- Здоровья и счастья в ответ на счастье и радость, которые приносишь людям ты.

- Спасибо! Обнимаю всех!

Такое кино.

Страсти по Banksy: Гений или вандал? Далее в рубрике Страсти по Banksy: Гений или вандал?Художник-загадка, провокатор и шутник, человек — «поймай меня, если сможешь», Banksy навсегда изменил массовое представление об уличном искусстве

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»