Культура
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Культура
Русская планета
Культура

Тракторист и отличница

О новом спектакле «Горбачев», самом Михаиле Горбачеве и его времени
Валерий Бурт
7 октября, 2020 14:07
7 мин
Спектакль
Фото: Vipkassa.ru

Московский Театр наций пополнил своей репертуар трехчасовым спектаклем «Горбачев» - о первом и последнем президенте СССР и его жене Раисе Максимовне.

Действо поставил латвийский режиссер Алвис Херманис. В главных ролях (других нет): Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Спонсором спектакля стал Фонд Михаила Прохорова.

Это рассказ – о детстве, молодости и зрелых годах всемирно известной пары. В общем, подразумевается, что эту love story следует воспринимать с умилением и восхищением. Можно пустить слезу. Кстати, 89-летний Михаил Сергеевич, приглашенный на один из прогонов спектакля, это уже сделал…

Иные зрители тоже не могут сдержать чувств. Правда, неведомо почему – то ли от происходящего на сцене, то ли от цены билета – 10-13 тысяч рублей. Можно даже приобрести в рассрочку на три месяца.

…При жизни Ленина спектакли о его жизни не ставили. Во время правления Сталина вождя его деяния на подмостках изображали – в Москве и провинции. При Брежневе его книгу «Малая земля» собирались театрализовать, но не успели. А вот о Горбачеве, который правил страной через два генсека после Брежнева, спектакль поставили. Удостоили, так сказать, вниманием. И не только в России, но и в Германии, где появился его памятник. Может быть, об этом подумал бывший президент бывшего Союза, сидя в театральной ложе. И снова смахнул слезу…

Создатели спектакля рассказали, что тщательно изучали исторические документы, мемуары политиков, документальные фильмы, интервью, воспоминания Горбачевых и встречались с экс-президентом СССР. По словам режиссера, история на сцене - не про политику, а про удивительную семейную пару, которой было суждено изменить мир и во многом опередить свое время.

Мир действительно очень изменился. Но, может, Горбачевым не стоило опережать время?

Те, кто хотят узнать, чем думали, беседовали и секретничали Горбачев и Горбачева с 1985-го по 1991-й, когда Михаил Сергеевич возглавлял СССР, могут не беспокоиться. Этого в спектакле нет. Есть только одна фраза, принадлежавшая Раисе Максимовне: «Эти шесть лет прошли как один день». Режиссер спектакля пояснил, что не показал этот период из жизни Горбачевых, поскольку «политическая фигура главного героя постановки оценивается неоднозначно»

Хорошо сказано – мягко, вкрадчиво. И сделано ловко – плотно задрапированы занавесом шесть последних лет великой страны – ее предсмертная дрожь, гибель, слезы, стоны ее жителей. Привычный театральный прием – музыка, занавес, пауза, потом снова музыка и другая сцена. Опять перед нами двое влюбленных, но уже в другой стране…

«Раньше мне их отношения казались официально-вычурными, - сказала Хаматова. - Но это была настоящая любовь, тактильность, юмор, шутки. Люди, которые умеют так любить ближних, умеют любить и свой народ, и свою Родину».

Насчет родины не будем. И про любовь «верхов» к народу и его, ответную – умолчим. Слишком зыбкая тема, деликатная. Но «бывшим» лучше без охраны на улицу не выходить…

«Мы пытаемся понять способ их мышления, причину их поступков, - поделился своими мыслями Миронов. - Ведь подумать только: в Москве встретились тракторист из Ставрополя и девушка-отличница из Сибири. Это просто Ромео и Джульетта!».

Как же прав Евгений Витальевич! Ведь актер на сцене забывает, кто его герой – он верит тексту, вдохновляется. И наивно, сладострастно обманывается. Так и здесь - простая история двух комсомольцев превратилась в шекспировскую драму. Как там, у поэта? «И с чувством роли говорим, / Украдкой глядя на суфлера. / И говорим мы о добре, / О жизни честной и свободной, / Что в первой юности поре / Звучит тепло и благородно; / О том, что жертва - наш девиз, / О том, что все мы, люди,- братья, / И публике из-за кулис / Мы шлем горячие объятья…».

И снова - о сопутствующей едва ли не всем известным политикам неоднозначности. Впрочем, это синоним, на деле сие - неблаговидность, недальновидность, провалы. Убрать их – вычеркнуть, затушевать, кое-что придумать – и биографии заблистают, приобретут благостный оттенок. Иные жизнеописания и вовсе станут иконами. Гляди на них с вожделением, зритель, падай ниц и молись, молись!

Жизнь Николая II тоже оценивается неоднозначно. И потому спектакль о царе и царице Александре Федоровне надо ставить без «Кровавого воскресенья», двух революций, Распутина, Первой мировой. Тогда получится идиллия. А финал сделать такой: Николай II подружился с Лениным, и чета Ульяновых ездит к чете Романовых в Царское Село пить чай и даже кое-что покрепче

Заманчиво перенести на театральные подмостки жизнь Сталина. Но – без кровавых репрессий, тюрем, лагерей, провалов в войне. И Берия ни к чему. Пусть будет только любовь вождя – к стране, народу, жене, детям. Все ахнут, смахнут слезу – какой же Сталин был светлый, чистый, милосердный человек!

Вообще, создатели спектакля «Горбачев» поступили, как опытные врачи, сократив биографии героев. Ни к чему зрителям переживать, трепать свои нервы, невольно вспоминая правление Горбачева. Да и Михаил Сергеевич - старый, больной, ему нельзя волноваться. Лучше станцуем на обломках державы…

Зрители смотрят, как герои знакомятся, влюбляются, женятся. Как учатся, трудятся, радуются, переживают. Время летит - она меняет прически, он лысеет. Миронов изображает говорок Горбачева, а Хаматова стилизует речь Горбачевой. Она не только жена, но и соратница. Они идут рука об руку, плечом к плечу - к власти. Ведь известно, что не только он руководил страной, но и она. И была, по сути, вице-президентом. Горбачев же сам признавался: «Надо посоветоваться с Раисой Максимовной».

Впрочем, сейчас он отрицает, что она влияла на его решения. А тогда гуляли вечерней порой и обсуждали, что делать со страной, которая досталась им в наследство…

В заключение – слова режиссера Херманиса, взятые с сайта Театра наций: «Если и есть один человек в двадцатом веке, который так масштабно повлиял на жизнь сотен миллионов, то это Горбачев. Именно он перерисовал карту всей Евразии, он нашел ключ от тюрьмы, в которой мы пребывали, сделав шаг в сторону гласности. Лично я раньше думал, что СССР рухнул в силу экономических причин. Сейчас я уверен – это сделал один человек. И цель спектакля – понять, какие качества этого человека, какие ингредиенты его души привели к тому, что он стал той песчинкой, которая остановила огромный механизм»

Выходит, спектакль Херманиса – ода разрушителю?

P.S. В ноябре этого года 100-летие отметит бывший соратник Горбачева, член Политбюро ЦК КПСС Лигачев. Недурно бы эту дату отметить каким-то действом, возможно, спектаклем в честь юбиляра. Известно, что Егор Кузьмич – большой поклонник творчества Николая Гумилева. Можно показать важные вехи биографии – неоднозначность, разумеется, убрать! - пламенного коммуниста на фоне вдохновенных строк стихотворца. Как же это будет тонко, лирично!

темы
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
7 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ