По состоянию на 2 июля 10:30
Заболевших661 165
За последние сутки6 760
Выздоровело 428 978
Умерло9 683
Культура
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Культура
Русская планета
Культура

Трагедия семьи Николая Рыбникова

Знаменитому советскому актёру могло бы исполниться 88 лет. Но он умер, не дожив до 60
Андрей Карелин
13 декабря, 2018 17:33
12 мин
Его счастливая звезда взошла в тот момент, когда создавались «солнечные» фильмы о простых рабочих парнях — кочегарах и плотниках, монтажниках-высотниках, а ещё водителях, строителях, сварщиках. Ушли в небытие советские времена. На тех, кто сегодня не имеет диплома о высшем образовании и бизнес-консультанта под рукой, смотрят с невыразимым сожалением. Но фильмов «Весна на заречной улице», «Девчата», «Девушка без адреса» — вот удивительно! — не забывают. От них, как и от улыбки исполнителя главной роли, Николая Рыбникова, веет весенним теплом, чистотой, в общем, той страной, которую уже не вернуть. И была ли она?
Парнишка из Борисоглебска (Воронежская область), появившийся на свет 13 декабря 1930 года, родился отнюдь не в профессорской семье. Его отец, Николай Николаевич, слесарил. Мама, Клавдия Александровна, занималась домашним хозяйством, воспитывая Вячеслава и Кольку, названного в честь отца и деда.
Война внесла свои бесчеловечные коррективы в жизнь этой простой русской семьи. В первые дни после вероломного нападения фашистов, отец ушел на фронт. Мать, в отчаянной попытке спасти сыновей, метнулась к сестре в Сталинград (сегодня – Волгоград), где её застало известие о гибели мужа. Клава восприняла этот удар не просто тяжело. «Похоронка» на старшего Николая подкосила её. И в скором времени, так и не оправившись от страшного удара, она скончалась, оставив пареньков на попечение сестры.
Сталинград бомбили нещадно. Город был охвачен огнём, в пламени которого умирали мученической смертью старики, женщины и дети. Коля Рыбников, пытаясь спастись от огня, бросился к Волге… не умея при этом плавать. Прохладные воды реки были единственным шансом на спасение.
Мальчик барахтался в воде, пытаясь уцепиться за край одной из переполненных лодок, а сограждане, что есть мочи, лупили его веслом по рукам, боясь, что он перевернёт лодку.
Над головой кружили тяжелые фашистские бомбардировщики. Смерть была здесь, совсем рядом. И никто не хотел 11-летнему мальчишке помочь выжить. Он выплыл лишь чудом.
После такого эпизода впору было возненавидеть людей, а спасшийся Коля Рыбников, напротив, полюбил жизнь и окружающих ещё сильнее, пронеся эту любовь через каждый кадр в кино.
В Сталинграде Коля ходил в школу для детей железнодорожников, а ещё в бывшую мужскую гимназию, где был театральный кружок. Улыбчивого паренька, звали играть в нехитрых школьных постановках. В этом городе он сделал первые шаги и на профессиональной сцене. Увы, не осталось фотографий юного Рыбникова, артиста вспомогательного состава Сталинградского драматического.
Рыбников рос озорным, и львиную долю своего времени провёл в углу. Когда учитель отворачивался, Колька доставал из кармана карандашик и чертил: «В этом углу стоял Коля Рыбников». Ну что ты с ним будешь делать? Артист!
По окончании десятого класса, по настоянию тётки, он поступил в медицинский институт. Профессию врача Николай осваивал долгих два года, а потом, разуверившись в том, что из него может выйти настоящий доктор, махнул в Москву, где на темпераментного молодого человека с добрыми, но озорными глазами обратили внимание великие педагоги-вгиковцы — Сергей Герасимов и Тамара Макарова.
На дворе стоял 1948 год. Обратите внимание на эту дату. Сталин был жив. Репрессии ещё не стали достижением ушедшей эпохи. Экраны были заполонены образами героев, передовиков, борцов с врагами на местах.
«Оттепель» была ещё далеко. Но, похоже, у Рыбникова, пародировавшего Сталина и других видных госдеятелей, весенний настрой наступил уже в конце 40-х.
Розыгрыш
В фильме Петра Тодаровского «Какая чудная игра», рассказывающем о сталинском периоде нашей истории, молодые люди решают подшутить. Парнишка, умевший пародировать Левитана, зачитывает «постановление партии и правительства» о многократном снижении цен, вызывая бурный восторг аудитории. К делу подключается МГБ, и молодых людей ждёт жестокая кара — расстрел.
В жизни этим парнишкой был Николай Рыбников, «отчебучивший» подобную «хохму» в 1951 году. Юмористический инцидент едва не стоил ему головы. Следователь, корпевший над материалами дела, не понимал: то ли дать материалам ход, то ли пожалеть этого балбеса, упорно рассматривавшего носки своих ботинок на допросе, и «замять» очевидный состав «антисоветчины». Дело в итоге прекратили. 
Но по головке, конечно же, деканат и ректора ВГИКа погладить такого студента не могли. За издевательство над окружающими, поверившими в «постановление о снижении цен» и долго кричавшими «Да здравствует товарищ Сталин!», Рыбникова выгнали из института. И, казалось, что «волчий билет» поставит крест на его карьере. 
Его отчаянно спасали ходатайствовавшие о восстановлении в вузе Герасимов и Макарова. Именно они не дали талантливому парню сменить костюм Гамлета на мрачный интерьер барака где-нибудь на Колыме.
Постойте. Гамлета? Можете ли вы представить себе простоватого Рыбникова в образе принца Датского? Во ВГИКе быстро поняли, что парень обладает прекрасными актёрскими способностями. Играл он на курсе не только Гамлета, но и Жюльена Сореля из «Красного и чёрного», а ещё Хлестакова и даже Дон Жуана. Что там – Дон Жуана? Петра I!
Вняв мольбам авторитетных педагогов, молодого «юмориста» восстановили-таки в учебном заведении. А ведь тюремный срок был более чем вероятен.  
Карьера «кинобригадира»
Сыграть в кино роли, о которых он мечтал, ему было не суждено. Все его герои, как на подбор, были похожи на Сашу Савченко, главного героя «Весны на заречной улице». Простой парень с рабочей окраины. Папироска в уголке рта. Кепка набекрень.  Передовик. Ну и, конечно, бригадир, спешащий утром на работу, а вечером – к окнам любимой девушки с гитарой, если адрес этой девушки были известен.
Если же нет, поискам адреса и девушки был посвящён весь фильм, в ходе развития сюжета которого влюблённый парень и его друг ловили на себе взгляды участливых советских граждан.
«Девушка без адреса»
Сногсшибательный всесоюзный успех имела и картина «Девчата», где он вновь был передовиком-бригадиром, для которого новой «производственной высотой» было завоевание симпатий 18-летней выпускницы кулинарного училища Тоси Кислицыной, приезжающей в леспромхоз «Бодровский» по распределению.
На съёмках фильма «Девчата» Николаю Николаевичу приходилось не только сниматься на морозе под 50 градусов, но и… есть в кадре суп, который мгновенно превращался в лёд, как только его разливали из термоса в жестяные миски.
— Камера, мотор!
Рыбников отправляет ложку в рот и достаёт её окровавленной через полсекунды с куском примёрзшего к металлу мяса, оторванного от щеки. Изо рта актёра льёт кровь. Группа с ужасом выдохнула: «Съёмочный день потерян». Но Рыбников и не думал сдаваться. «Снимаем!» — тоном, не терпящим возражений, заявил он.
И это был уже 1961 год. Рыбникову перевалило за 30. Его герой постепенно устаревал. На смену ему приходили более замысловатые «шестидесятники» — молодые физики-ядерщики, студенты, умевшие восторгаться Евтушенко, Вознесенским и Ахмадулиной, втихаря почитывать самиздатовские мемуары выходивших на свободу «врагов народов» про обратную сторону советской реальности.
Время «Весны на заречной улице», «Девушек без адреса» и «Девчат» закончилось. Завершилась и эпоха оглушительной популярности Рыбникова. Он продолжал сниматься, но уже на вторых и третьих ролях. Играя военкомов, капитанов, генералов, шахтопроходчиков, инспекторов ГАИ.
Николай не унывал. Ведь рядом была женщина, которую он всегда ставил превыше своей кинокарьеры.
С Аллой Ларионовой они познакомились ещё во ВГИКе. Николая Рыбникова, этого парня с простой русской внешностью, угораздило влюбиться в красавицу, за которой ухаживали многие. В том числе маститый режиссёр Иван Переверзев, который был старше Аллы на 17 лет. Он стал отцом дочери Ларионовой, но… так и не сделал ей предложения.
Зато, зная об «интересном» положении возлюбленной, ей предложил руку и сердце Николай Рыбников, примчавшийся в 1957 году в Минск, где проходили съёмки с участием актрисы:
— Выходи за меня замуж!
И в этот момент она взглянула на него совершенно другими глазами. Вдруг поняла, что именно этот парень, добивавшийся её несколько лет и терпеливо ждавший, когда она обратит на него внимание и, наконец, поверит в серьёзность его чувств, будет хорошим отцом для ещё не рождённого ребёнка.
Он, действительно, стал им, посвятив свою жизнь семье, не делая никакой разницы между удочерённой Алёной и появившейся спустя 4 года родной Ариной. Хотя нет… Делая, пожалуй. Удивительно, но многие из тех, кто знал Николая Рыбникова лично, говорили, что Алёну он, всё же, любил больше.
С «девчатами» — Алёной, Аришкой и Лапусей (так актёр ласково называл супругу) он будет стремиться проводить каждую свободную минуту своего времени, варя для них умопомрачительные борщи и варенья, заготавливая солёные огурцы, помидоры и другую всячину.
Звёздности Рыбников был лишён напрочь. И автографы раздавать очень не любил, словно стеснялся своей известности. А вот резаться в шахматы — это пожалуйста. Шахматистом он был заядлым и знатным. Среди гостей просторной пятикомнатной (соединённой из двух в разных подъездах) квартиры в доме № 14 по 2-й улице Марьиной рощи (недалеко от «Сатирикона») были почти все известные советские гроссмейстеры.
Все роли Рыбникова были, как на подбор, добрые. За исключением, пожалуй, «щиплющегося» и «вредного» соседа героини Веры Глаголевой — Кондратия Петровича в кинокартине «Выйти замуж за капитана». В 70-е и 80-е вторые роли сменились эпизодами. И Кондратий Петрович, сурово осуждающий образ жизни своей соседки по коммунальной квартире, одна из последних крошечных ролей замечательного артиста.
В злосчастную осень 1990 года, в предпоследний год существования СССР, он сделал особый засол, планируя открыть банку с огурцами на ноябрьские праздники. Сходив в баню 22 октября, Николай Николаевич прилёг, выпив совсем немного, буквально, одну рюмку коньяка. И больше не проснулся. Сердечный приступ.
Проблемы со спиртным? Да, были. А у кого их не было? Не миновала чаша сия и его родную дочь Арину, которая в 90-е не только увлеклась спиртным, но и стала приводить домой компании, беспокоившие её мать. Шикарную 5-комнатную квартиру в доме № 14 по 2-й улице Марьиной Рощи пришлось разменять. Арише досталась «двушка» у кинотеатра «Космос» на проспекте Мира.  
Алла Ларионова работала до последнего, соглашаясь на любую работу, в том числе, на тяжёлые гастроли в США, чтобы обеспечить себя и помочь дочерям. Но возраст и сердце, которое начало «шалить», дали о себе знать. В 2000 году она ушла из жизни в точности так же, как Николай Рыбников — во сне, от сердечного приступа. Говорят, так Господь забирает лишь избранных.
Арина переживёт отца на 14 лет. Мать – на 4 года. Она умрёт странной смертью в 2004 году. Это случится после того, как Арина попадёт в поле зрения «чёрных риелторов». Проходимцы не будут знать, что женщина, страдавшая от алкогольной зависимости и работавшая в последние годы… маляром, получив странные предложения о продаже квартиры, напоминавшие угрозы, отпишет квартиру единоутробной сестре Алёне.
Внуков у Николая Рыбникова не было. Но остались фильмы. Светлые, добрые. Пересматривая их, мы можем взгрустнуть о тех временах, когда мы увлечённо следили за любовью бригадира и поварихи, веря в то, что светлое будущее однажды наступит. Чуть-чуть просчитались. 
Такая история.
темы
12 мин