Трагедия кардинала Ришелье
7 мин чтения
Трагедия кардинала Ришелье

Как сложилась жизнь Александра Трофимова, одного из легендарных актёров театра на Таганке?

Стояла невыносимая жара 1974 года. На сцене, в спектакле театра на Таганке, в роли безработного лётчика по имени Янг Сун, рвал и метал человек в чёрном.

— Не лезь в бутылку, старик! Не лезь бутылку!

В тот вечер давали «Доброго человека из Сезуана». В самом последнем ряду сидел 22-летний молодой человек, которого… бил озноб. Со стороны могло показаться, что у него начинается лихорадка.

Всё происходило в зале, где, несмотря на погожий летний вечер, в отсутствии кондиционера можно было сойти с ума. Молодой выпускник Щукинского театрального училища заболевал Таганкой не в переносном, а в самом прямом смысле слова. Ведь на подмостках царило подлинное таинство. В роли 2-го Бога, лишившегося работы пилота и главы семьи, состоявшей из восьми человек, был занят… сам Владимир Семёнович Высоцкий — икона для подавляющего большинства русских и советских людей минувшего столетия.  

Среди его зрителей в этот вечер был Александр Трофимов, который влюбится в творческий почерк главного режиссёра Таганки, заболеет блистательной игрой Высоцкого и его партнёров, а потом… посвятит этому театру 45 лет своей жизни. Трофимову было всего 22 года. До всесоюзной славы нищего студента отделяли всего 48 месяцев.

Его семья

Ни в малейшей степени не была связана с театром. Пятью годами ранее он наткнулся на вакансию «Техник сцены». Звучало красиво. На деле в офицерский клуб при военной академии требовались обыкновенные машинисты — крепкие ребята, готовые двигать декорации. На тот момент Саша был учащимся технического учебного заведения. Почему бы нет?

Деньги, которые платили в клубе при Академии бронетанковых войск, были достаточны для того, чтобы удовлетворить минимальные потребности молодого парня. Но вскоре ему, от природы чрезвычайно ранимому, застенчивому и болезненно-чутко воспринимающему окружающую реальность, захотелось попробовать свои силы в театральной самодеятельности.

— Саша! — задержись на минутку, сказал ему после репетиции руководитель.

И Александр подошёл к нему. Бледный. Весь какой-то возвышенно-утончённый, весь из себя «нехарактерный» для парней эпохи 60-х.

— У вас, я бы сказал, талант. И развивать его нужно. Обязательно нужно, — внимательно посмотрев в глаза Александра, сказал руководитель театральной студии.  

Услышанное стало для молодого человека серьёзным потрясением.

Решиться оставить училище, где спустя весьма короткий промежуток времени можно получить «реальную профессию» для настоящих мужчин? Для этого нужно иметь очень большое мужество. Да и фраза «Я хочу стать актёром!»  встречает «разумное противодействие» общества.

Актёрами становятся единицы. А успешными актёры единицы из… сотен тысяч? Ложь. Миллионов.

Но реально ли стать актёром, заикаясь от рождения? И речи быть не может. С речевыми дефектами путь в кинотеатральное искусство заказан. Саша Трофимов, не думая ни секунды, отнёс свои документы в легендарное Щукинское театральное училище.

Приняты!

Первый же вердикт приёмной комиссии был безоговорочным и  единодушным. Хотя, многие более популярные звёзды всесоюзного значения, поступали в «Щуку» с первого, второго, а то и третьего раза.

Что же произошло? Заикание, конечно же, было очевидно. Визуально долговязый парень с хриплым голосом, резкими, выразительными чертами лица, которые запросто можно назвать как «отрицательным обаянием», так и абсолютно неземной внешностью мессии, был абсолютно спокоен. Но внутри него жил тандем оголённого нерва и неземной энергии.

Она сквозила во взгляде, в произносимых словах, в движениях.  

Ну, как такого не принять?

Учился, работая, работал, учась…

Уже в 1971 году (в 19 лет!) студент Щукинского театрального училища Александр Трофимов возглавляет собственную театральную студию в Наро-Фоминске. 

Особенный человек

Перед Юрием Любимовым стоял молодой человек, который честно признался, что еще не окончил Щукинское, но хотел бы работать в театре на Таганке. 57-летний мэтр оценил актёрские способности Трофимова высоко, предложив ему сыграть — ни много, ни мало! — особенного человека.

Речь про Рахметова из «Что делать?» Н.Чернышевского. Помните? Убеждённый аскет, завораживающий непрерывными практиками совершенствования духа и тела. Спит на гвоздях, не пьёт ни капли вина и не прикасается к женщине, в общем-то, олицетворяя собой в чём-то зловещий образ человека новой формации – бескомпромиссного революционера, который ради идеала пожертвует чем угодно. И прежде всего собственным счастьем.

Но работа, которую предложил Любимов несколькими годами позже, будет несопоставима с этой ролью.

Высоцкий играл Гамлета! А Трофимов, до того, как прославиться на весь Советский Союз ролью кардинала Ришелье, сыграл… Христа.

Постановка «Мастера и Маргариты» была, конечно же, скандальной. А для Трофимова она стала… творческим приговором на долгих 35 лет. Юрий Любимов уже на первой репетиции растерянному молодому актёру, который, откровенно говоря, не знал, как играть Мессию, категорически заявил:

— А ничего не надо играть, Саша! — и кивнул головой на других актёров. — Это они пусть играют. А вы говорите всё, как есть.

«Они» — это Воланд, которого играли Вениамин Смехов и Борис Хмельницкий, Маргарита (её роль исполняла Нина Шацкая). Леонид Филатов откровенно не верил в жизнеспособность этого спектакля и отнекивался от роли Мастера до последнего. Бредившего писателя на первых порах сыграл Дальвин Щербаков.

Иваном Бездомным должен был быть… ну, конечно же, Высоцкий, который появился на первых 2-3 репетициях. Но роль, в итоге, так и не сыграл по «известной причине».

В спектакле была уникальная сценография. В ней словно стыковались Патриаршие и Древняя Иудея. Но… дело ли в сценографии? Уникальность была в Иешуа, который, чётко следуя инструкции Юрия Михайловича, действительно, ничего не играл, а произносил все слова, как в жизни. Невнятным, немного хрипловатым, если не сказать замогильным голосом, нервно заикаясь.

Эта роль была несущей. На ней держался весь спектакль. Эта работа Александра Трофимова позволила главную идею преподать зрителю в форме загадки. Кто он — Иешуа? Мессия? Или философ, который становится жертвой интриг Синедриона? Ответ должен был дать зритель. И у каждого он был свой.

Это был секрет режиссёра, квинтэссенция той атмосферы таинства. Её удалось впитать в себя тем, кто видел «Мастера…» в театре на Таганке. Актёр, которого все мы знаем, как Ришелье, играл эту роль долгих 35 лет — с 1977 по 2002 год, оставаясь всё тем же сухим и долговязым юношей.

Идеальный Иешуа!

В числе зрителей на этом спектакле будет Георгий Юнгвальд-Хилькевич, который спустя год «запустится» на Одесской киностудии с «Тремя мушкетёрами».

На роль Ришелье Трофимова звать никто не собирался. Помните обезумевшего от любви британского офицера Фельтона. За кадром он убивает Бэкингема?

— Имя, сестра, имя!

Эту крохотную роль должен был играть Александр Трофимов. Но на Рошфора пробовался Борис Клюев. И Трофимова, который дожидался своих проб, попросили «подбросить» товарищу пару фраз Ришелье.

Юнгвальд-Хилькевич обомлел. Александр Трофимов был идеальным — утончённым, изворотливым, умным, обаятельным кардиналом! У него был только один недостаток. Ему было всего 26 лет. А Ришелье, как минимум, 40.

До неприличия юн!

Ну и чёрт с ним. Смотрелся актёр старше своей роли. И в сочетании с мастерской работой гримёров это компенсировало его «непростительную молодость». Ришелье получился «что надо». Святоша, а в душе — бабник и зловещий интриган.

Вот только… озвучить Ришелье Трофимову не дали. Тембр хрипловат и глуховат. Романтический кардинал говорит в фильме голосом Михаила Казакова.

А в театре, тем временем, в параллель с — чего греха таить? —незамысловатыми, хоть и полюбившимися всем на десятилетия «Мушкетёрами», Александр Трофимов играл куда более проникновенную роль. Казалось, Фёдор Михайлович Достоевский написал «специально для него».

Раскольников. «Преступление и наказание». Образ, от которого веет безысходностью, уже где-то там, в зародыше продуманным, просчитанным и реализованным убийством. И каждая деталь окружающего пространства, и каждый софит намекает на камеру смертников.

Любимов был и навсегда остался режиссёром, с которым Александра Трофимова связывала ментальная нить.

А что же кино? Нашёлся ли в большом кино тот человек, который оказался способен познакомить несоизмеримо большую аудиторию с этим нервно-неудобно-мистическим Трофимовым?

Складывалось впечатление, что молодого актёра не хотели звать на большие роли в кино после его участия в скандально-сенсационном «Мастере…». Боялись? Быть может. И действительно, кого можно сыграть после Христа? Но Михаил Швейцер пригласил Трофимова сперва в «Маленькие трагедии»…  

А затем и в «Мёртвые души» — на роль Николая Васильевича Гоголя.

И Гоголь получился неповторимый. Взирая на потуги Александра Петрова воплотить образ русского классика в фильме «Гоголь. Начало», сопоставьте современную работу с блестящей актёрской игрой Александра Трофимова в блистательной пятисерийной экранизации «Мёртвых душ» 1984 года. Взгляните!

«Русь… куда ж несёшься ты? Дай ответ… Дай ответ!.. Не даёт ответа!». Вот уже которое столетие не даёт ответа всему миру, наводя на него метафизический ужас неповторимого варварства. И Гоголь Трофимова в этом отрывке уходит за ответом по длинной дороге вдаль, будто в вечность.

Третьей, пусть менее значимой, работой у Михаила Швейцера стала роль случайного попутчика в фильме «Крейцерова соната». Этому герою предстоит нелёгкая миссия — принять на себя всю тяжесть исповеди женоубийцы Позднышева (Олег Янковский). Душа последнего никогда не обретёт покоя.

Михаил Швейцер был и остаётся неповторимым мастером экранизации русской классики. Но «Крейцерова соната» увидела свет в 1987 году, а то были времена перестройки, когда в моду входило… совершенно другое кино.

Михаил Абрамович попытается приспособиться к нему, сняв за отпущенные им свыше 13 лет жизни, еще 3 картины. Но места в них Александру Трофимову не нашлось. Придёт время совершенно иных, более развязных, драчливых, циничных и менее интеллектуальных персонажей, которые будут радовать глаз менее искушённой публики. И это трагедия. Не только интеллектуала Александра Трофимова. Но и всего нашего кинематографа.

Исполнив в детской музыкальной сказке «Питер Пэн» блестящую роль обаятельного негодяя Джеймса Крюка, пирата, «травящего своих юных неприятелей жгучим ядом», Александр Трофимов, исчезнет с экранов. 

Вздор! Исчезнет с экранов то кино, в котором его можно было бы увидеть в главных или хотя бы центральных ролях. Но Таганка осталась. Там народный артист России Александр Алексеевич Трофимов и сегодня является одним из ведущих актёров. Но только ли театра? Страны, где мастеров его уровня не наберётся больше десятка.

Такая история.

Интернет-издание «Русская Планета» поздравляет Александра Алексеевича Трофимова с Днём рождения, желая здоровья, долголетия и новых незабываемых встреч в театре и кино!

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Михаил Кокшенов стал затворником после инсульта Далее в рубрике Михаил Кокшенов стал затворником после инсультаО жизни и творческом пути любимого миллионами актёра Читайте в рубрике «Общество» Когда умрёт IPhone?Ритейлеры отмечают резкий рост спроса на кнопочные телефоны Когда умрёт IPhone?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»