Культура
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Культура
Русская планета

Трагедия кардинала Ришелье

Как сложилась жизнь Александра Трофимова, одного из легендарных актёров театра на Таганке?
Андрей Карелин
19 марта, 2019 11:11
13 мин
Стояла невыносимая жара 1974 года. На сцене, в спектакле театра на Таганке, в роли безработного лётчика по имени Янг Сун, рвал и метал человек в чёрном.
— Не лезь в бутылку, старик! Не лезь бутылку!
В тот вечер давали «Доброго человека из Сезуана». В самом последнем ряду сидел 22-летний молодой человек, которого… бил озноб. Со стороны могло показаться, что у него начинается лихорадка.
Всё происходило в зале, где, несмотря на погожий летний вечер, в отсутствии кондиционера можно было сойти с ума. Молодой выпускник Щукинского театрального училища заболевал Таганкой не в переносном, а в самом прямом смысле слова. Ведь на подмостках царило подлинное таинство. В роли 2-го Бога, лишившегося работы пилота и главы семьи, состоявшей из восьми человек, был занят… сам Владимир Семёнович Высоцкий — икона для подавляющего большинства русских и советских людей минувшего столетия.  
Среди его зрителей в этот вечер был Александр Трофимов, который влюбится в творческий почерк главного режиссёра Таганки, заболеет блистательной игрой Высоцкого и его партнёров, а потом… посвятит этому театру 45 лет своей жизни. Трофимову было всего 22 года. До всесоюзной славы нищего студента отделяли всего 48 месяцев.
Его семья
Ни в малейшей степени не была связана с театром. Пятью годами ранее он наткнулся на вакансию «Техник сцены». Звучало красиво. На деле в офицерский клуб при военной академии требовались обыкновенные машинисты — крепкие ребята, готовые двигать декорации. На тот момент Саша был учащимся технического учебного заведения. Почему бы нет?
Деньги, которые платили в клубе при Академии бронетанковых войск, были достаточны для того, чтобы удовлетворить минимальные потребности молодого парня. Но вскоре ему, от природы чрезвычайно ранимому, застенчивому и болезненно-чутко воспринимающему окружающую реальность, захотелось попробовать свои силы в театральной самодеятельности.
— Саша! — задержись на минутку, сказал ему после репетиции руководитель.
И Александр подошёл к нему. Бледный. Весь какой-то возвышенно-утончённый, весь из себя «нехарактерный» для парней эпохи 60-х.
— У вас, я бы сказал, талант. И развивать его нужно. Обязательно нужно, — внимательно посмотрев в глаза Александра, сказал руководитель театральной студии.  
Услышанное стало для молодого человека серьёзным потрясением.
Решиться оставить училище, где спустя весьма короткий промежуток времени можно получить «реальную профессию» для настоящих мужчин? Для этого нужно иметь очень большое мужество. Да и фраза «Я хочу стать актёром!»  встречает «разумное противодействие» общества.

Актёрами становятся единицы. А успешными актёры единицы из… сотен тысяч? Ложь. Миллионов.

Но реально ли стать актёром, заикаясь от рождения? И речи быть не может. С речевыми дефектами путь в кинотеатральное искусство заказан. Саша Трофимов, не думая ни секунды, отнёс свои документы в легендарное Щукинское театральное училище.
Приняты!
Первый же вердикт приёмной комиссии был безоговорочным и  единодушным. Хотя, многие более популярные звёзды всесоюзного значения, поступали в «Щуку» с первого, второго, а то и третьего раза.
Что же произошло? Заикание, конечно же, было очевидно. Визуально долговязый парень с хриплым голосом, резкими, выразительными чертами лица, которые запросто можно назвать как «отрицательным обаянием», так и абсолютно неземной внешностью мессии, был абсолютно спокоен. Но внутри него жил тандем оголённого нерва и неземной энергии.
Она сквозила во взгляде, в произносимых словах, в движениях.  
Ну, как такого не принять?
Учился, работая, работал, учась…
Уже в 1971 году (в 19 лет!) студент Щукинского театрального училища Александр Трофимов возглавляет собственную театральную студию в Наро-Фоминске. 
Особенный человек
Перед Юрием Любимовым стоял молодой человек, который честно признался, что еще не окончил Щукинское, но хотел бы работать в театре на Таганке. 57-летний мэтр оценил актёрские способности Трофимова высоко, предложив ему сыграть — ни много, ни мало! — особенного человека.
Речь про Рахметова из «Что делать?» Н.Чернышевского. Помните? Убеждённый аскет, завораживающий непрерывными практиками совершенствования духа и тела. Спит на гвоздях, не пьёт ни капли вина и не прикасается к женщине, в общем-то, олицетворяя собой в чём-то зловещий образ человека новой формации – бескомпромиссного революционера, который ради идеала пожертвует чем угодно. И прежде всего собственным счастьем.
Но работа, которую предложил Любимов несколькими годами позже, будет несопоставима с этой ролью.

Высоцкий играл Гамлета! А Трофимов, до того, как прославиться на весь Советский Союз ролью кардинала Ришелье, сыграл… Христа.

Постановка «Мастера и Маргариты» была, конечно же, скандальной. А для Трофимова она стала… творческим приговором на долгих 35 лет. Юрий Любимов уже на первой репетиции растерянному молодому актёру, который, откровенно говоря, не знал, как играть Мессию, категорически заявил:
— А ничего не надо играть, Саша! — и кивнул головой на других актёров. — Это они пусть играют. А вы говорите всё, как есть.
«Они» — это Воланд, которого играли Вениамин Смехов и Борис Хмельницкий, Маргарита (её роль исполняла Нина Шацкая). Леонид Филатов откровенно не верил в жизнеспособность этого спектакля и отнекивался от роли Мастера до последнего. Бредившего писателя на первых порах сыграл Дальвин Щербаков.

Иваном Бездомным должен был быть… ну, конечно же, Высоцкий, который появился на первых 2-3 репетициях. Но роль, в итоге, так и не сыграл по «известной причине».

В спектакле была уникальная сценография. В ней словно стыковались Патриаршие и Древняя Иудея. Но… дело ли в сценографии? Уникальность была в Иешуа, который, чётко следуя инструкции Юрия Михайловича, действительно, ничего не играл, а произносил все слова, как в жизни. Невнятным, немного хрипловатым, если не сказать замогильным голосом, нервно заикаясь.
Эта роль была несущей. На ней держался весь спектакль. Эта работа Александра Трофимова позволила главную идею преподать зрителю в форме загадки. Кто он — Иешуа? Мессия? Или философ, который становится жертвой интриг Синедриона? Ответ должен был дать зритель. И у каждого он был свой.
Это был секрет режиссёра, квинтэссенция той атмосферы таинства. Её удалось впитать в себя тем, кто видел «Мастера…» в театре на Таганке. Актёр, которого все мы знаем, как Ришелье, играл эту роль долгих 35 лет — с 1977 по 2002 год, оставаясь всё тем же сухим и долговязым юношей.
Идеальный Иешуа!
В числе зрителей на этом спектакле будет Георгий Юнгвальд-Хилькевич, который спустя год «запустится» на Одесской киностудии с «Тремя мушкетёрами».
На роль Ришелье Трофимова звать никто не собирался. Помните обезумевшего от любви британского офицера Фельтона. За кадром он убивает Бэкингема?

— Имя, сестра, имя!

Эту крохотную роль должен был играть Александр Трофимов. Но на Рошфора пробовался Борис Клюев. И Трофимова, который дожидался своих проб, попросили «подбросить» товарищу пару фраз Ришелье.
Юнгвальд-Хилькевич обомлел. Александр Трофимов был идеальным — утончённым, изворотливым, умным, обаятельным кардиналом! У него был только один недостаток. Ему было всего 26 лет. А Ришелье, как минимум, 40.
До неприличия юн!
Ну и чёрт с ним. Смотрелся актёр старше своей роли. И в сочетании с мастерской работой гримёров это компенсировало его «непростительную молодость». Ришелье получился «что надо». Святоша, а в душе — бабник и зловещий интриган.

Вот только… озвучить Ришелье Трофимову не дали. Тембр хрипловат и глуховат. Романтический кардинал говорит в фильме голосом Михаила Казакова.

А в театре, тем временем, в параллель с — чего греха таить? —незамысловатыми, хоть и полюбившимися всем на десятилетия «Мушкетёрами», Александр Трофимов играл куда более проникновенную роль. Казалось, Фёдор Михайлович Достоевский написал «специально для него».
Раскольников. «Преступление и наказание». Образ, от которого веет безысходностью, уже где-то там, в зародыше продуманным, просчитанным и реализованным убийством. И каждая деталь окружающего пространства, и каждый софит намекает на камеру смертников.

Любимов был и навсегда остался режиссёром, с которым Александра Трофимова связывала ментальная нить.

А что же кино? Нашёлся ли в большом кино тот человек, который оказался способен познакомить несоизмеримо большую аудиторию с этим нервно-неудобно-мистическим Трофимовым?
Складывалось впечатление, что молодого актёра не хотели звать на большие роли в кино после его участия в скандально-сенсационном «Мастере…». Боялись? Быть может. И действительно, кого можно сыграть после Христа? Но Михаил Швейцер пригласил Трофимова сперва в «Маленькие трагедии»…  
А затем и в «Мёртвые души» — на роль Николая Васильевича Гоголя.
И Гоголь получился неповторимый. Взирая на потуги Александра Петрова воплотить образ русского классика в фильме «Гоголь. Начало», сопоставьте современную работу с блестящей актёрской игрой Александра Трофимова в блистательной пятисерийной экранизации «Мёртвых душ» 1984 года. Взгляните!
«Русь… куда ж несёшься ты? Дай ответ… Дай ответ!.. Не даёт ответа!». Вот уже которое столетие не даёт ответа всему миру, наводя на него метафизический ужас неповторимого варварства. И Гоголь Трофимова в этом отрывке уходит за ответом по длинной дороге вдаль, будто в вечность.
Третьей, пусть менее значимой, работой у Михаила Швейцера стала роль случайного попутчика в фильме «Крейцерова соната». Этому герою предстоит нелёгкая миссия — принять на себя всю тяжесть исповеди женоубийцы Позднышева (Олег Янковский). Душа последнего никогда не обретёт покоя.
Михаил Швейцер был и остаётся неповторимым мастером экранизации русской классики. Но «Крейцерова соната» увидела свет в 1987 году, а то были времена перестройки, когда в моду входило… совершенно другое кино.
Михаил Абрамович попытается приспособиться к нему, сняв за отпущенные им свыше 13 лет жизни, еще 3 картины. Но места в них Александру Трофимову не нашлось. Придёт время совершенно иных, более развязных, драчливых, циничных и менее интеллектуальных персонажей, которые будут радовать глаз менее искушённой публики. И это трагедия. Не только интеллектуала Александра Трофимова. Но и всего нашего кинематографа.
Исполнив в детской музыкальной сказке «Питер Пэн» блестящую роль обаятельного негодяя Джеймса Крюка, пирата, «травящего своих юных неприятелей жгучим ядом», Александр Трофимов, исчезнет с экранов. 
Вздор! Исчезнет с экранов то кино, в котором его можно было бы увидеть в главных или хотя бы центральных ролях. Но Таганка осталась. Там народный артист России Александр Алексеевич Трофимов и сегодня является одним из ведущих актёров. Но только ли театра? Страны, где мастеров его уровня не наберётся больше десятка.
Такая история.
Интернет-издание «Русская Планета» поздравляет Александра Алексеевича Трофимова с Днём рождения, желая здоровья, долголетия и новых незабываемых встреч в театре и кино!
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ