Культура
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Культура
Русская планета

Тайные богатства души. От Киева до Сталина

120 лет назад родился великий певец Иван Козловский
Валерий Бурт
25 марта, 2020 12:47
10 мин
Он – подлинный русский самородок, одаренный магический силой, один из лучших теноров ХХ столетия. Родился в небольшом селе Марьяновка Киевской губернии. Пел в хоре Троицкого народного дома Киева, но вскоре стал солистом. В России кипели политические страсти, свергли царя, а у парня музыка на уме. В 1917 году Козловский поступил в Киевский музыкально-драматический институт.
Окончив вуз – как он умудрился учиться на охваченной Гражданской Украине? – не известно. Ушел в Красную армию и там… пел. Участвовал в постановках Полтавского музыкально-драматического театра. Исполнял оперные арии – в «Наталке-Полтавке», «Майской ночи», «Евгении Онегине», «Демоне».
Похвала Собинова
В середине 20-х годов имя Козловского появляется на московских афишах. Певец дебютирует на сцене филиала Большого театра в роли Альфреда в «Травиате». Дирижер Михаил Ипполитов-Иванов, услышав его, не в силах сдержать восхищения: «Этот певец - многообещающее явление в искусстве…»
В Большом театре в ту пору царствовал Леонид Собинов. Сверкали и другие тенора: Сергей Юдин, Николай Озеров, Борис Евлахов. Казалось, дебютанту будет трудно пробиться сквозь ряды мэтров. Но Козловский не испытывал никакой робости перед ними. Он ждал своего часа. И дождался!
Однажды его срочно вызвали в театр - в тот вечер шла опера «Ромео и Джульетта» с Собиновым и Валерией Барсовой в главных ролях. В середине спектакля Собинов почувствовал себя плохо и не смог продолжать спектакль.
Разыскали Козловского, и тот примчался в Большой театр. Красный, потный, с неистово колотящимся сердцем, он влетел в гримерную, натянул парик. И - выскочил на сцену.
Публика встретила его вежливыми хлопками. Но, услышав пение,  зрители поняли, что перед ними подлинный талант. Спектакль завершился бурными овациями. На следующий день Козловский получил теплое письмо от Собинова, завершавшееся словами: «Спасибо, что вы такой».

«Тембр голоса, манера пения, актерские данные - все в молодом тогда артисте изобличало ярко выраженную, редкую индивидуальность – вспоминала известная вокалистка Наталья Шпиллер. -  Козловский может петь с любым составом оркестра и с любым ансамблем. Его голос звучит всегда чисто, звонко, без тени напряжения. Эластичность дыхания, гибкость и беглость, непревзойденная легкость в верхнем регистре, отточенная дикция - поистине безупречный вокалист, с годами доведший владение голосом до высшей степени виртуозности…»

За свою великолепную музыкальную карьеру Козловский спел около пятидесяти партий. Особое место среди них занимают  Ленский в «Евгении Онегине», Лоэнгрин в одноименной опере Рихарда Вагнера, Орфей в спектакле Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика». Можно выделить еще одно произведение, где Козловский показал свой совершенный талант. Это – опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов», в которой певец исполнил партию Юродивого.
Концертный репертуар Козловского чаще всего составлялся чаще всего из произведений русских композиторов. Впрочем, Иван Семенович с удовольствием пел и народные, русские и украинские песни, старинные романсы, арии из опер…
«Козловитянки» и «Лемешистки»
В довоенной, а потом и в послевоенной Москве неимоверной популярностью у театралов пользовались два замечательных тенора – Иван Козловский и Сергей Лемешев. Они были примами Большого театра, слыли непревзойденными мастерами вокала. Певцы исполняли одни и те же роли, за обоими гонялись сонмы поклонниц.
Лемешев, как и его конкурент, был из простого сословия. Родился в селе Старое Князево Тверской губернии в 1902 году. И, как Козловский, очень быстро выдвинулся. Работал в Свердловском театре оперы и балета, был солистом Русской оперы при Китайско-Восточной железной дороге в Харбине. Потом приехал в Тифлис (позже – Тбилиси), который стал для него последним провинциальным театром перед приездом в Москву.
В Большом театре Лемешев сначала был за спиной Козловского. Но в 1939 году обрел известность, снявшись в фильме «Музыкальная история». Картина рассказывает, как простой ленинградский таксист Петя Говорков (его роль исполнил Лемешев), становится любимцем публики, благодаря своему чудесному голосу. Однако, не сразу, а пережив горькое разочарование…
Отношения обоих народных артистов СССР, орденоносцев, лауреатов Сталинских премий были вполне корректными, уважительными. Чего не скажешь об их многочисленных поклонницах - «козловитянках» и  «лемешистках». Они боготворили своих кумиров, не представляли жизни без них. Эти разновозрастные женщины устраивали оглушительные овации в театре, порой просто бесновались.
Они всюду – даже ездили с ними в другие города - преследовали артистов, вбегали в гримуборные, которые заваливали букетами роз. Женщины из разных лагерей даже дрались между собой, причем, сражались ожесточенно, до крови.
Дочь певца, певица Мария Сергеевна Лемешева вспоминала:

«Они буквально теряли разум! Когда в Большом пел кто-то из тех, кого они считали конкурентом папы, эти женщины срывали спектакли, свистя и мяукая. А мою маму, оперную певицу Ирину Масленникову, они чуть не убили прямо на сцене, сбросив на нее с верхнего яруса два мешка медяков. На спектаклях папы плакали женщины навзрыд, особенно на «Евгении Онегине», где он исполнял арию Ленского. Когда Онегин убивал Ленского, «лемешистки» покидали зал, давая понять, что смотреть и слушать больше нечего»

Козловский страдал от своих поклонниц не меньше. Однажды, после его выступления у дверей концертного зала собралось столько народу, что появляться было просто опасно. Тогда аккомпаниатор надел шапку певца, повязал поверх воротника шубы шарф, как это делал Козловский, взял его портфель и вышел из зала.
Его тут же подхватили на руки и понесли, попутно стараясь оторвать кусок меха на сувенир. Мужчина уже мысленно прощался с жизнью, но успел выкрикнуть: «Я не Козловский!». Это его и спасло.
К счастью, обошлось без травм. Он был брошен на снег, и больше его персона никого не интересовала. Сам Козловский, тем временем, выбежал из концертного зала и скрылся в машине.
Сталин в роли певца
Главным поклонником Козловского был Сталин. К Лемешеву у него почему-то такого пристрастия не было. Может, его исполнение не соответствовал вкусам вождя? Или были какие-то иные причины?
Да и правительственных наград у Козловского было значительно больше. Вот что значит внимание вождя. Впрочем, вполне заслуженное. Сталин понимал музыку, разбирался в ней. Не зря же он часто заглядывал в Большой театр. В последний раз он переступал его порог 27 февраля 1953 года, незадолго до смерти. В тот день Сталин смотрел балет «Лебединое озеро»…
Желание послушать Козловского могло возникнуть у Сталина даже среди ночи. Тогда за певцом отправляли машину, вытаскивали его из постели и везли к вождю. Никто не давал времени на распевку, и  потому Козловский опасался, что один из таких концертов может стать для него последним. Потому что он рисовал потерять голос.

Впрочем, у артиста была еще одна причина бояться Сталина. Брат Козловского Федор тоже был певцом. В 1919 году он с церковным хором уехал за границу и не вернулся. Сталин знал об этом. И на всякий случай не пускал солиста Большого театра в заграничные вояжи…

Однажды Иван Семенович, привезенный к Сталину, отказался петь – мол, простуда. Но Сталин не разгневался, а лишь усмехнулся: «Хорошо, пусть Козловский бережет свой голос. Тогда мы с Берией споем. А хохол (так Сталин называл артиста) пусть слушает».
И правительственный грузинский дуэт исполнил «Сулико». Если бы кто-то сделал звукозапись, сегодня ей не было бы цены…
История в тему. Другой известный артист – Игорь Ильинский - вспоминал, как его в октябре 1952 года пригласили в Кремль. Там, по случаю окончания XIX съезда КПСС состоялся концерт. Выступал Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской армии. К дирижеру подошел Климент Ворошилов и что-то тихо ему сказал. Оказалось, что Сталин захотел спеть «Яблочко»!
Исполнитель подошел к дирижеру, встал рядом с ним. Заложил руку за френч, Сталин выпрямился и начал петь. «Александров дал знак оркестру играть тихо, - вспоминал Ильинский, - чтобы слышен был негромкий, надтреснутый старческий голос исполнителя:
Эх, яблочко, куда котишься,
В Губчека попадешь,
Не воротишься.
В Губчека попадешь,
Не воротишься...
Меня охватил ужас. Мне показалось, что Сталин опрометчиво вышел из образа вождя, но скоро опомнится и не простит свою оплошность никому из присутствующих. Я на цыпочках, боком вышел из зала и уехал домой».
Он отвергал минутные соблазны
Вернемся к дуэту Сталин – Козловский.       
Известный советский дипломат Андрей Громыко, долгое время занимавший пост министра иностранных дел, в своей книге  «Памятное» писал: «Когда во время выступления Козловского некоторые члены Политбюро стали громко выражать пожелание, чтобы он спел задорную народную песню, Сталин спокойно, но во всеуслышание сказал:

- Зачем нажимать на товарища Козловского? Пусть он исполнит то, что сам желает. А желает он исполнить арию Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин»

Все дружно засмеялись, в том числе и Козловский. Он сразу же спел арию Ленского. Сталинский юмор все восприняли с удовольствием».
О вожде Козловский рассказывал с уважением: «Сказать, что он «любил музыку» - не сказать ничего. Он понимал музыку! Человек музыки, я знаю, что такое понимать музыку. Думаю, не я один, но и многие мои коллеги, другие солисты Большого театра с полным основанием могут назвать Иосифа Виссарионовича Сталина своим режиссером».
В жизни Козловского осталось немало тайн. Никто не знает, например, почему он в 1954 году, на пике популярности внезапно покинул Большой театр? Может, хотел уехать за границу? Или потому что лишился своего главного поклонника – Сталина?

«Я отвергал минутные жизненные соблазны, - говорил певец. - Мне известно, какая про меня ходила недобрая, ранящая сердце молва: Козловский капризен - то воздух холоден для его голоса, то зал не такой, то голос пропал. Терпел. Голос сохранил, сознательно, несмотря ни на что, берег его. Поэтому и мог в 87 лет петь моего любимого Ленского. И молодым это бывает не под силу!»

У Михаила Матусовского сесть стихотворение, посвященное Козловскому. Там есть такие строки:
Он не смел давать себе поблажки,
Да и наши не щадил сердца,
Наделенный горестным и тяжким
Дарованьем русского певца.
Пел, как будто истово молился
В звездной пушкинской тиши.
Пел, как будто с ближними делился
Тайными богатствами души…
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
10 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ