Т-34. Каникулярный блокбастер
Т-34. Каникулярный блокбастер

Почему на Новый год показывают фильмы о войне?

Тот печальный факт, что в Новый год на наших глазах падают дома, погребая под собой и взрослых, и детей, а в Парке Горького торжественно, под звуки российского гимна обрушаются мосты, с лихвой компенсируется рассказом главы государства об успешных испытаниях чудо-ракеты комплекса «Авангард» с ультра-мега-супер-пупер-звуковым планирующим крылатым боевым блоком и проникновенными фильмами о подвигах советских танкистов.

Помните ли вы режиссёра Алексея Сидорова? Он снял притчевый сериал «Бригада», отобразив «романтику» лихих 90-х. И вот — нате вам. Мастер возвращается, чтобы явить миру картину о том, как в «mortal combat» времен Второй мировой сходятся два танковых аса — не видавший войны, но окончивший курсы командиров Коля Ивушкин (Александр Петров) и немец Клаус Егер (Винценц Кифер, заморская звезда ситкома «Дом, милый дом» и сериала «Спецотряд «Кобра 11»).  

…На грузовике с полевой кухней, уворачиваясь от снарядов немецкого танка, младший лейтенант Ивушкин направляется туда, где его «ждут, как Сталина». По прибытии в штаб, расположенный у деревни Нефёдовка, он понимает, что право на поражение у него отсутствует напрочь. Ведь получен приказ стоять насмерть.

В распоряжении молодого командира деморализованный экипаж уцелевшего танка Т-34. Члены экипажа, среди которых выделяется харизматичный белорус Степан Василёнок (Федор Добронравов), скептически относятся к перспективе выжить в схватке с немецкой танковой ротой и, в особенности, к «необстрелянному» Ивушкину. Однако в первом и последнем бою Т-34 младший лейтенант показывает, на что он способен, расстреляв все немецкие танки, но — всё же! — проиграв матёрому гауптману Егеру.

Ивушкин и Василёнок — единственные выжившие члены экипажа. Танкисты оказываются в плену. Они встретятся вновь уже в 1944 году в совершенно иных предлагаемых обстоятельствах. Третий Рейх трепещет перед грядущей «ответкой» русских. И Егер получает в свое распоряжение полигон, на котором необходимо вымуштровать «новое поколение» экипажей для немецких «Пантер». Рейху нужны те, кто сможет выстоять в битве с советскими войсками.

«Научить искусству танкового боя можно только в условиях, приближённых к боевым», — смекнул Егер, лицо которого украшено шрамами, оставшимися от боя с Ивушкиным.

Получив добро, он угрожает на глазах Ивушкина пистолетом переводчице Ане, обещая её расстрелять, и выбивает его принципиальное согласие набрать танкистов для экипажа-мишени. Ради этого на полигон притащен настоящий Т-34. Прямо с поля битвы. С трупами советских военнослужащих.

Смышлёная русско-белорусская команда (с русским, разумеется, командиром) раздобудет боевые снаряды и дизель, посадит в танк Аню (Ирина Старшенбаум). Ивушкин закрутит «амур» и умчится пугать грозным видом «тридцатьчетвёрки» население Рейха.

Сюжет, конечно же, не нов. Да и откуда взяться новизне в фильмах о войне? Что-то похожее было в фильме 1965 года «Жаворонок», где в немецком тылу фашисты устраивали «учебные расстрелы» советских военнопленных в танках. В одной из серий знаменитого сериала «Четыре танкиста и собака» герои оказываются в схожей ситуации и аналогичным образом бегут из плена.

Вспомним и более поздний фильм «Охота на Единорога» (1989 года). Картина о том, как из пленённого советского лётчика Тесленко немцы хотели сделать «живую мишень», но он «взял и улетел». Правда, в перестроечную эпоху не побоялись вкрапить в сюжет толику правды. Вместо «лубочного» конца с немыслимым возвращением персонажей домой под песню «Бери шинель…», который имеет место в фильме «Т-34», авторы «Охоты на Единорога» предусмотрели другое развитие сюжета. Тесленко оказывается осуждён за измену родине.

В перестроечные советские времена, несмотря на цензуру, умели и, главное, не боялись предложить людям правду и в кино, и в литературных произведениях. Даже Штирлиц, он же Исаев, в так и не экранизированном продолжении «Семнадцати мгновений весны» под названием «Поединок», вернувшись на «родину», узнавал, что его жена и сын расстреляны, а затем оказывался в подвале МГБ, где советские чекисты давали фору изуверам Мюллера.

Побег героев будет удачен. Но в действительности их ждал бы трибунал, расстрел, штрафная рота с ролью пушечного мяса и заградотрядом за спиной или лагеря, где условия содержания мало отличались от немецких, а в чём-то были более суровыми.

В упомянутых советских картинах не было одного. Уникальных спецэффектов, которые позволяли бы отобразить танковую битву в slow motion со столкновением снарядов в полёте, детализацией последствий их разрыва и прочими кинематографическими «ништяками». Их даёт возможность воплотить на экране компьютерная графика-2019.

Спецэффекты в «Т-34» — не просто «довесок» к сюжету. Спецэффекты здесь — это всё. Блестящая постановка танкового боя, а не коллизии предсказуемого сюжета вынуждают зрителя вжиматься в кресло, переживая за героев, способных просочиться на угнанной «тридцатьчетвёрке» в угольное ушко и положить снаряд в пятирублёвую монету.

С технической (а ещё с художественной и, конечно, идеологической точки) зрения фильм беспроигрышный. Россия воевала, воюет и будет воевать все последующие столетия, защищая свои интересы. В наступившем 2019 году мы, судя по всему, продолжим смотреть фильмы о «нашем славном прошлом», где героя, который порвёт всех, «ждут как Сталина», забывая о том, что жертв сталинских репрессий навряд ли меньше, чем погибших на войне. А уж принцип, согласно которому не государство создано для человека, а человек для него, и сегодня — самое большое зло в России.

Уходят осточертевшие электорату «Ёлки» и другие смешливо-слезливые комедийные истории. В Новый год, 1 января, нам демонстрируют «случайным образом» перенесённое на эту дату военное кино, обучая, как надо героически сражаться и умирать за родину.

Да. Политическая ситуация располагает к подвигу. Бороться с врагами – это тренд. Врагов у нас много. И во врагах сегодня числятся, фактически, все, а скоро в этот длинный список может угодить и «белорус Василёнок», так как антироссийская риторика в соседней стране становится всё более явственной.

Не пора ли снять фильм о том, как выживать в Стране Возложенных На Могилу Игрушек, где по чьей-то вине, халатности или недосмотру ты можешь в любой момент сломать себе шею, падая с моста, оказаться под завалами многоэтажки со своей семьёй, опубликовать не ту статью или пост, получив «двушечку» и попав в ярославскую колонию? Там тебя уже ждут те, кому может лишь тихо позавидовать штандартенфюрер Клаус Егер с его мощным пыточным аппаратом.  

Нет. Не пора. «Т-34» в первые дни наступившего года побил все рекорды, собрав за первые три дня кассу в полмиллиарда рублей. О чём это говорит?

Общество довольно.

Морально готово к новой войне.  

Такая история.

Михаил Боярский. Рождённый под расписку Далее в рубрике Михаил Боярский. Рождённый под расписку69-й день рождения празднует любимый миллионами Д’Артаньян, неповторимый Брильи, озорной Сильва

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Booking.com
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»