Список лучших мировых фильмов. 1888-1895 год
Вы скажете, опять? Да в сети и на бумаге этого материала пруд пруди. Что нового вы сможете предложить? У нас есть ответ на этот вопрос.
Мы в своей истории практически пропустим теорию кинематографа и перейдем непосредственно к прямой хронологии фильмов, начиная от 1895 года. В сжатые сроки вы получите знания обо всех значимых работах кино с названиями и рекомендациями самих фильмов.
Все картины конца XIX века и начала XX века имели очень маленький метраж, фильм длился порой несколько секунд, но уже по таким работам можно проследить начало искусства, которое начало пускать свои корни в светском обществе Европы и США.
1985 год
БРАТЬЯ ЛЮМЬЕР (Франция)
«Вольтажировка» - один из первых фильмов Люмьер. В кадрах – первые актеры мирового кино, которые актерами не являлись, а также – лошадь, имя которой не сохранилось.
«Прыжок через одеяло» (есть перевод – «Прыжок на брезент») - тренировка военных, где новичка учат с разбега прыгать на одеяло, которое держат на весу другие военные. К этому же разряду можно отнести фильм «Морское купание» (есть перевод – «Море»)- о прыгающих в море с пирса людей.
«Выход рабочих с фабрики в Лионе» - можно считать пробой аппаратуры, когда камера была статично закреплена просто перед выходом с фабрики. В кадре появляется первая собака-актер, лошадь уже была. Также в кадре фигурируют карета с лошадьми и велосипедист. Существует три версии этого фильма, снятого в разно время суток, но принципиального отличия в них нет. Стоит обратить внимание на то, как одеты рабочие фабрики. Это довольные собой люди, в красивых и достойных нарядах, отнюдь не чернорабочие, и никаких ярких признаков усталости в их глазах нет. Оставим для размышления и предположений этот момент зрителям. Кстати именно этот фильм впервые в истории был показан на большом экране.
«Завтрак младенца»- в кадрах можно увидеть Огюста Люмьера. Он с супругой кормит маленького ребенка. Обратите внимание, как одеты герои фильма – это не сценические костюмы, а повседневная одежда, включая одежду младенца. Также обратите внимание на формы чайников и бутылок того времени на столе.
В продолжение этой картины – «Ловля золотых рыбок» (есть перевод – «Вылавливание красных рыбок») с тем же Огюстом Люмьером.
«Площадь Корделье в Лионе» - установочная камера на площади в городе Лион. Атмосфера Франции конца XIX века. Для любителей истории – наивернейший источник для исследований и аналогий быта и инфраструктуры того времени. К тому же классу картин относится и «Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе».
«Политый поливальщик» - один из первых постановочных фильмов в истории. Повествование о мальчике, наступившем на шланг садовника. Отдельно взятая история, которую позднее переснял Жорж Мельес (сделав первый в мире ремейк в кино) – поговорим о нем отдельно в будущем. Для рекламы «Политого поливальщика» художницей Марселиной Озоль был создан киноплакат, который расценивается как первый постер из когда-либо применявшихся для продвижения отдельного фильма.
«Кузнецы» - в кадре появляется человек (справа), похожий на Иосифа Сталина, который к тому времени уже вынашивал пролетарские взгляды в марксистских кружках, пока снимали этот фильм. Слева – человек в феске – похож на мистика и философа Георгия Гурджиева. Именно этот фильм мне запомнился этим очевидным и бросающимся в глаза сравнением, особенно учитывая легенду о знакомстве этих персон в молодости, до того как один стал философом с мировым именем, а второй – и вовсе возглавил самое большое в мире государство. Оба выполняют механические действия, что является еще одной субъективной, но очень щекотливой отсылочкой к теории и практикам Георгия Гурджиева. Кто знает, о чем идет речь, обязательно посмотрите этот микрофильм.
«Фотограф» - первый фильм в мировой истории, где камера снимает камеру. Комедия. Незадачливый фотограф громит свою же аппаратуру по неряшливости и неуклюжести, пытаясь сделать фотографию другого человека. Очень похожий эпизод потом был показан в советской картине 1954 года с Аркадием Райкиным («Мы с Вами где-то встречались»).
Кстати, сюда же можно отнести еще один момент, ассоциирующийся с Райкиным – фильм «Шляпы для преображения», когда актер быстро меняет головные уборы, пытаясь имитировать несколько разных личностей за короткий период времени. Он очень известный позже прием у Аркадия Исааковича.
«Механическая колбасная» («Механический мясник») - считается первым научно-фантастическим фильмом. Живую свинью кладут в аппарат по переработке мяса, и сразу же достают из отсека ветчину, сосиски, бекон, окорока и прочее. Ящик с двумя днищами – фокус №1. Теперь и в кино. Зритель валялся на полу от хохота.
«Кошачий обед» - первый в истории кот-актер. Сидящий на столе, вся морда то ли в сметане, то ли в молоке. Девочка кормит кота, одета в интересное платьице и шляпу.
АЛЬФРЕД КЛАРК (США)
«Казнь Марии Шотландской» («Казнь Марии Стюарт») - первый фильм ужасов, с отрубанием головы, смотрится очень эффектно. Зрители не верили, что голову на самом деле не отрубили, и что это кинотрюк.
ТОМАС ЭДИСОН (США)
«Серпантин» («Танец «Серпантин» Аннабель», «Танец Лои Фуллер») – один из первых танцевальных номеров в кино. Длится несколько секунд, выглядит мистически, и пересматривать можно несколько раз. Очень завораживает своими костюмами и движениями.
ЭМИЛЬ И МАКС СКЛАДАНОВСКИЕ (Германия)
«Бой с кенгуру» - уморительный поединок по боксу между человеком и настоящим кенгуру, которого нарядили в пояс и дали перчатки. Актеру повезло, что кенгуру в силу инстинктов не применил удар ноги. Бой закончился бы сразу.
РОБЕРТ ПОЛЬ (Великобритания)
«Ограбление букмекера» - британский фильм о том, как некие лица подкараулили зажиточного букмекера, надавав ему изрядных тумаков на улице, а заодно досталось и подоспевшему полицейскому (очень актуальная картина для современности).
БЕРТ АКРЕС (Великобритания)
«Дрессированные животные, или пропуская собак» - очень забавный танец дрессировщика и его собаки, наряженной в смешное платье. Цирковой номер в кино.
Напоследок:
«Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота» (Братья Люмьер) – один из самых узнаваемых фильмов в мире. Вроде бы ничего особенного, камера установлена на вокзале, приходит поезд, выходят пассажиры, однако этот фильм имеет свою волшебную магию, которая на протяжении более ста лет не покидает его.
Ниже подкаст, рассказывающий об этом списке картин.
Cделаем шаг назад, вернемся в 1888 год и, пробежимся по нескольким работам в кино до 1895 года. Это скорее были первые технические пробы пера, однако часть этих творений мы можем лицезреть и сегодня.
1888 год
ЛУИ ЛЕПРЕНС (Франиця)
«Движение транспорта по мосту Лидс» - в течение двух секунд показывается мост Лидс-бридж в городе Лидс, по которому движутся конные повозки и пешеходы.
«Сцена в саду Раундхэй» - на кадрах родственники изобретателя прогуливаются по саду.
ОТТОМАР АНШЮТЦ (Германия)
«Лошадь и всадник прыгают через препятствие» - учебный фильм, созданный для прусской армии с целью помочь её солдатам улучшить свою технику верховой езды
1889-1890 годы
УИЛЬЯМ ХЕЙЗ и УИЛЬЯМ ДИКСОН (США)
«Шалости» - человек в белой одежде стоит на месте и жестикулирует. Длина – около 1 мин.
1891 год
ТОМАС ЭДИСОН (США)
«Ньюаркский атлет» -фильм Томаса Эдисона. Был впервые снят профессиональный атлет.
«Приветствие Диксона»- считается одним из первых фильмов в истории кинематографа, и возможно, первым, снятым на перфорированную киноплёнку. Длится три секунды. Человек в шляпе приветствует зрителя.
1892 год
ЭМИЛЬ РЕНО (Франция)
Особо в этот период хочется подчеркнуть творения Эмиля Рено. По факту этот человек стал первым мультипликатором в мире. Его кульминацией стал 1892 год, когда вышло три известных его работы – «Бедный Пьеро», «Клоун и его собачки», «Кружка пива». Кстати, мультфильм раскрашивался автором вручную, так что по факту – это первый цветной мультфильм в истории, хотя выглядел он несколько иначе, чем общепринятые фильмы, поскольку состоял из киноленты, а из пластинок на диске в виде барабана (зоотроп).
Из всей серии 15 минут осталось только 4 минуты, к тому же Эмиль Рено утопил в реке почти все, что создал в 1900 году.
1893 год
УИЛЬЯМ ХЕЙЗ и УИЛЬЯМ ДИКСОН (США)
«Сцена с кузнецами»- в фильме показана работа в кузнице, кузнец и два подмастерья обрабатывают заготовку. Предшественник фильма «Кузнецы» братьев Люмьер.
ЭМИЛЬ РЕНО (Франция)
«Вокруг кабинки»- сцены на пляже вокруг кабинок для переодевания. Фильм из пластинок на диске в виде барабана.
1894 год
УИЛЬЯМ ХЕЙЗ и УИЛЬЯМ ДИКСОН (США)
«Боксирующие коты» - два кота на ринге в боксерских перчатках.
«Карменсита» - испанская танцовщица Карменсита, исполняющая свой танец на деревянной сцене.
«Китайский опиумный притон» - стал первым фильмом, посвящённым употреблению наркотиков.
«Необъезженный жеребец» - ковбой демонстрирует своё искусство в объездке жеребца перед зрителями. Длится около 1 минуты.
«Танец Буффало» - один из самых ранних фильмов с участием представителей коренных американцев — индейцев племени дакота. Шаманизм. Актеры смотрят в камеру, как бы гипнотизируя зрителя.
«Энни Оукли» - женщина-стрелок Энни Оукли стреляет по статичным и летящим мишеням.