Культура
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Культура
Русская планета

Как смотреть живопись: Метод русского священника

Георгий Кочетков: Когда я иду на выставку, я стараюсь брать с собой людей
2 августа, 2019 11:34
6 мин
Последние десятилетия Россия переживает растущий бум интереса к различным видам изобразительного искусства. Почему? Как это может влиять на человека и общество? На наши вопросы ответил священник Георгий Кочетков, богослов и общественный деятель, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, духовный попечитель Преображенского братства – самого большого движения мирян в Русской православной церкви.

Священник Георгий Кочетков: В 13 лет я открыл для себя живопись итальянского Возрождения, которое сразу поразило меня своей красотой и особенным уважительным отношением к человеку. Это создало тот самый фон, который позволил войти в мою душу вере. Не просто обряду, а именно вере в Бога и человека

Источник
– Как вы считаете, с чем связана растущая популярность картинных галерей, музеев и выставок изобразительного искусства? На какой запрос ориентируются их устроители?
Священник Георгий Кочетков: Этот выставочный бум с одной стороны – следствие того, что улучшилось качество выставок и в разработке концепций, и в умении экспонировать и отдельные произведения, и целые коллекции. С другой стороны – и это главное – усиливается интерес людей, и устроители, конечно, ориентируются на растущий в народе голод на прекрасное. И раньше были культурные люди, но само советское время было принципиально антикультурным, нацеленным на массовые развлечения, которые я не отношу к культуре – например, массовое кино. Настоящие культура, искусство, живопись, театр, литература – это серьёзно. И сейчас, когда открылись новые возможности, народ стал понимать, что он чего-то важного не знает и не чувствует, что знали и чувствовали люди в дореволюционной России. Теперь возникла потребность альтернативы тому, чем продолжает жить невежественное и антикультурное большинство. Новые информационные технологии сами по себе этот голод утолить не могут – ни из какого интернета и компьютера много о культуре не узнаешь. За редким исключением это всё фрагменты, клочки, что-то не систематизированное, не осмысленное – количество, а не качество. Чтобы к чему-то всерьез прикоснуться и вникнуть, нужно начинать смотреть, обсуждать, разбираться во всём самому, какие бы ни возникали проблемы. 
– У вас есть свои секреты: как смотреть картину, выставку или целый музей?
Священник Георгий Кочетков: Конечно, мне самому легче, потому что я со средней школы интересуюсь живописью, хожу на выставки, в музеи. И даже сам иногда веду что-то типа комментированного показа. Мне всегда хочется поделиться сразу тем, что я вижу, чувствую и понимаю. Поэтому я стараюсь именно увидеть выставку – оба её масштаба. Во-первых, отдельные произведения – особенно те, которых я не знаю. Во-вторых, выставку в целом: и её оформление, и то, как она осмыслена, и её художественный уровень. Всё это важно. И это невозможно понять, только войдя в зал, а лишь выходя из него, внимательно всё рассмотрев, а то и позднее. Для этого важно потом обсуждать увиденное, иногда что-то сказать и в интернете, Фэйсбуке или Вконтакте, о том, что увидел, почувствовал. 
– На выставку лучше ходить одному или в компании, чтобы сразу иметь собеседников?
Священник Георгий Кочетков: Я стараюсь ходить не один, даже если какая-то выставка явно будет представлять для меня открытие и там найдётся много не виденных мной вещей. Свежее, прямое восприятие любого произведения искусства – это что-то уникальное, даже если оно не всегда сразу точное. Иногда хорошо видеть не только какую-то одну картину, но и всё, что рядом с ней, чтобы с чем-то сравнить – это ещё и какая-то внутренняя работа.
– Когда вы подходите к картине, само собой получается сразу её увидеть? Или есть какие-то общеизвестные рекомендации, метод созерцания произведений искусства?
Священник Георгий Кочетков: Естественно, есть какие-то правила смотрения картин, икон, скульптуры, фресок или произведений декоративно-прикладного искусства. С какой стороны подойти к картине, на каком расстоянии стоять, как найти точку созерцания – всё это нужно знать. Одно из простых правил: смотрите оттуда, откуда лучше всего видно вашим глазам, чтобы равномерно охватить всё произведение, а не отдельный фрагмент. Есть люди, которые сразу изучают таблички-экспликации и считывают только сюжет, но не видят картину, которая – если это настоящее искусство – всегда больше сюжета. И не видят часто именно потому, что не знают, с какой точки её надо рассмотреть. Особенно это касается живописи. Икона – другое дело. Икону иногда можно смотреть с любой стороны – в пространстве храма она предполагает восприятие и справа, и слева, и в анфас. Но и картину, если она представляет собой что-то интересное, надо уметь воспринимать с разных сторон, часто это открывает новые грани смысла.
– Сейчас многие всемирно известные музеи выкладывают свои экспозиции в интернете в превосходном качестве. Как вы к этому относитесь? Насколько это отличается от того, что мы видим, рассматривая оригинал?
Священник Георгий Кочетков: Всё, что выкладывается в сетях, я воспринимаю скорее как нечто вспомогательное, вторичное, необходимое для того, чтобы вспомнить подлинник. Но оригинал не заменит ничто. Я много раз думал, почему современная цифровая печать, высококачественное фото, другие прекрасные визуальные технологии, сколько я ни смотрю, ни в какое сравнение с подлинником не идут. Знакомое «до слёз» произведение оставляет совершенно другое впечатление, когда я вижу его репродукцию. Это касается и архитектуры, и живописи, и скульптуры – всего. Любая фотография, как и репродукция, всё-таки сильно искажает подлинник не только колористически, но и размер, пусть иногда в незначительных нюансах. Сама фактура краски, холста или другой поверхности не может быть абсолютно точно воспроизведена ни в какой копии. Поэтому разница в восприятии подлинника и любой репродукции огромна.
– Надо ли человеку быть специально подготовленным и каким образом, чтобы понимать произведения искусства? Оказывает ли живопись «благотворное воздействие» на тех, кто плохо в ней понимает?
Священник Георгий Кочетков: Конечно, как-то воздействует, но живопись действительно надо научиться понимать, и не всякий человек может научиться этому быстро. Но и тут есть подходы. Когда я иду на выставку, то всегда стараюсь приглашать с собой людей, которые, как мне кажется, восприимчивы к красоте, к гармонии, способны к восприятию артефактов. И сам стараюсь просто делиться своими впечатлениями, без всяких претензий на полноту понимания, знания контекста. Конечно, хорошо, когда смотрит специалист. Но и у профессионала могут быть свои ограничения – он часто подходит предвзято, с концепциями, которые сформировались ещё до того, как он впервые увидел оригинал. Специалисты порой выражают себя больше, чем дух и смысл произведения искусства. Мне часто приходится не соглашаться в тех или иных моментах со специалистами. Мне кажется, что каждому человеку надо учиться воспринимать красоту как красоту, гармонию как гармонию, дух и смысл как таковые, заложенные в каждом произведении искусства, если оно что-то значит.
– Есть ли у вас какое-нибудь наблюдение за тем, как влияют произведения изобразительного искусства на человека? Что-то происходит с тем, кто «насматривает» это?
Священник Георгий Кочетков: О да! Происходят иногда просто удивительные, даже чудесные вещи. Человек вдруг начинает понимать и видеть то, что он никогда не видел и не понимал, расширяется не просто кругозор, но растёт какое-то духовное поле, что чрезвычайно важно для современных людей, часто очень далёких от внимания к духовным событиям и смыслам. Поэтому тут без всяких сомнений есть духовная польза. Открытие человеком глубины и смысла любого значительного произведения искусства – это уникальное и ни с чем не сравнимое событие. Это то духовное богатство, которое человек накапливает всю жизнь и которым может всю жизнь пользоваться, даря его другим и стараясь осмыслять и воплощать то, что ему открылось.
– Можете ли вы сейчас назвать такое произведение или автора, которые были открытием для вас в последнее время?
Священник Георгий Кочетков: Могу сказать, что сейчас меня вновь интересует великолепная русская живопись начала XX века. Я стараюсь просматривать всё заново, и тут открытий просто не счесть. Выставки Филиппа Малявина, Бориса Григорьева, даже Петра Кончаловского и Александра Яковлева – производят настолько свежее и большое впечатление, что воспринимаются как открытие новых имён, подобно тому, как раньше я заново открывал для себя Врубеля. Одно время я как-то очень уныл по отношению к русским художникам Сурикову и Репину. Может быть, этому поспособствовала слишком идеологизированная в советское время экспозиция Третьяковской галереи и Русского музея. Но последняя выставка Репина реабилитировала для меня этого художника – я нашел у него замечательные, великие произведения и очень обрадовался, что Репин пусть и не самый крупный русский живописец, но настоящий большой художник. То же самое было с выставкой Серова. Часто бывает так, что кого ты любил, вдруг теряют привлекательность, гаснут после посещения ретроспективных выставок. Так было у меня и с Модильяни, Тернером и с Левитаном, уж не говоря про Шишкина или Боровиковского. Но бывает и обратное, как с недавней выставкой Натальи Гончаровой. Я не слишком её отмечал, но посмотрев выставку в Москве – просто в неё влюбился, увидев, что это гениальная художница, самая крупная женщина-художник за всю историю мировой живописи. И даже сильно уступающий ей Михаил Ларионов, её муж, чья выставка тоже была недавно, достоин того, чтобы признать в нём очень серьёзного художника. 
– Что открывает русская живопись XX века? Это философский, пророческий, как считают некоторые, или, скорее, эстетический взгляд на мир?
Священник Георгий Кочетков: Всё очень по-разному. Во-первых, это часто новое оригинальное измерение, новый масштаб мира и человека – особое отношение к человеку, к природе, к обществу. Это именно совершенно оригинальная живопись – особые краски. При всех внешних влияниях и русская живопись, и русская иконопись – это неподражаемые, совершенно особые духовные дары, особая красота, то, что восполняет изобразительные, изящные искусства – мировую культуру. Без этого она просто не полна, причём существенно неполна. Так же, как нельзя представить себе историю мировой живописи без Италии или Франции, так нельзя и без русской живописи. Принципиальное значение имеет многообразие художественного опыта. Я считаю, что русская живопись недооценена в мире, в этом виден какой-то провал западных музеев, экспозиций, западного искусствоведения, которое обычно всё-таки даёт прекрасные образцы. Это, может быть, самый значительный их недостаток: у них в коллекциях почти нет русской живописи и они её просто не знают, или априори не ценят. Или знают очень фрагментарно, частично и неглубоко. Даже в парижской галерее Орсе всего лишь несколько русских картин. Правда, хороших, но по ним ничего нельзя сказать о русской живописи в целом и о её оригинальности и достижениях. И так во всех крупнейших галереях мира. 
Так что здесь есть чем заниматься и что смотреть. Много интересных вещей сейчас вынимают из запасников. Я люблю ходить по областным художественным музеям, где всегда найдёшь свои жемчужинки. Русскую живопись в провинциальных музеях, я считаю, обязательно нужно расширять, всем показывать, пропагандировать. А вот западную – наоборот. Она в провинциальных областных музеях совсем убогая, даже если есть несколько хороших вещей. Я бы вообще всю западную живопись из областных музеев передал в Эрмитаж и Пушкинский музей, пусть бы эти музеи немножко обогатились. А вот некоторые центральные коллекции русской живописи, я считаю, нужно разукрупнить, для того чтобы во всех областных городах нашей страны русское искусство было достойно представлено и чтобы всегда люди могли пойти, посмотреть и восхититься тем, чем были Россия и русский человек до Октябрьского переворота, до их уничтожения. 
Беседовал Олег Глаголев
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ